Игорь Лукшин: «У мастера должен быть узнаваемый стиль»
Известный петербургский мастер Игорь Лукшин - об искусстве производства киев. А также мысли, советы и секреты на тему… |
Прочитав это интервью, вы, конечно, не сможете сделать кий, но приблизитесь к сути понимания того, как он рождается. Производство киев — с одной стороны ремесло, подчиненное определенным правилам и стандартам. Но есть в нем свое таинство, магия. Почему один кий получается великолепным, а другой, сделанный вроде бы по тем же лекалам, не выходит вовсе. У Игоря Лукшина есть своя версия.
- У меня в работе бывает такое…возникает ощущение в руках, что кий получится. Берешь цельный брусок, делаешь первые проходы рубанком, до конца еще далеко, а ощущение в руках, что кий удался. Метафизические ощущения.
- Игорь, а что главное в работе мастера?
- Главное в изготовлении кия – любить свое занятие, понимать суть процесса. И выработать свой авторский стиль. Каждый мастер должен делать кии так, как он их видит. И в этом индивидуальность мастера, свой стиль. Меня подкупает наличие своего стиля в работе мастера, узнаваемость. Он проявляется во внешнем виде кия и в некоторых других деталях.
- Существует ли понятие идеальной геометрии кия?
- Я считаю, что лучшая геометрия - форма Эйфелевой башни. Это просчитанная геометрия. Наша «Мастерская Игоря Лукшина и Павла Коляева» ее придерживается. Единственное отличие – наши кии более плавно расширяются, а середина имеет больший диаметр. В производстве киев есть понятие «контрольные точки». Многие, особенно поточные производители, опираются на три контрольные точки. В наших киях контрольные точки закладываются через каждые 10 сантиметров, что гарантирует максимально выверенную форму. Нам приходилось делать цельные кии, где контрольные точки брались через каждые 2 сантиметра, то есть около 80-ти точек. Это очень трудоемкий процесс, но результат того стоил.
- Большинству бильярдистов известно две разновидности внутренней составляющей кия: венский запил и корона. Давайте поговорим об их особенностях.
- Самый распространенный вид кия это, так называемый, «венский» запил. В качественном кие мастер контролирует выход наборных деревянных планок на одном уровне. В некачественном кие они расходятся. Это говорит о центровке половинок планки относительно центральной оси кия. Равномерность жесткости кия при «венском» запиле поддержать невозможно. Это доказано экспериментально. Готовый кий по всей своей длине имеет разную жесткость. Именно поэтому, кстати, профессиональные игроки «чужие» и «свояки» обычно играют, располагая кий по-разному.
Вторая разновидность внутренней составляющей кия - это какие-либо короны с четным количеством зубьев: 4,6,8,12. Четное количество зубьев упрощает технологию изготовления кия, допускает некоторые отклонения в точности. Длина коронок маленькая и площади склеивания не хватает, чтобы придать надежность кию – из-за большой нагрузки кии частенько ломаются. Производители находят следующий незамысловатый выход. В корону вставляется стержень, что приводит к потере общей составляющей композитного материала. Получается имитация различных видов склеивания. В таком варианте ни о каком высококачественном кие речи быть не может.
- Я так понимаю, что вы плавно вывели беседу на разговор о вашем ноу-хау – кие на трехзубых коронах. Что ж, рассказывайте…
- Мы сделали кии на длинных коронах, в которых число зубьев равно трем. Напротив пробела располагается ребро жесткости и они равномерны. Из геометрии известно, что равносторонний треугольник идеально устойчивая фигура. Этот закон сложно оспорить. Работа с трехзубыми коронами требует филигранности. Малейшее отклонение при обработке приводит к уничтожению зуба. На «венском» запиле четыре плоскости склеивания, а на нашей короне 12 плоскостей, причем каждая направлена идеально к центру. В готовом кие длина склеивания достигает 22 см в шафте и 28 см в турняке. Корона изготавливается из цельного куска дерева и тот композитный материал, который набирается в кие, сохраняется полностью. По своим характеристикам кий на трехзубых коронах имеет игровой потенциал гораздо выше, чем любой другой кий. Еще один плюс таких киев – надежность. Классика имеет слабое место в турняке, потому что последний массивный клин на вкрутке имеет очень мало дерева и в этом месте классика лопается, а трещина идет дальше по склейке. У трехзубой короны все это место заполнено массивом, то есть скрутка вклеивается в массив.
- Отлично! Знаю, что «трехзубая корона» уже нашла своего потребителя и интерес к этим киям продолжает расти. Давайте попробуем вкратце описать процесс изготовления кия и отметить наиболее важные нюансы каждого этапа, основываясь на вашем почти 15-летнем опыте.
- Начну с дерева, как основного материла для производства киев. Как известно, самые хорошие кии делаются из всяческих разновидностей эбена. Все лучшие игроки предпочитают именно такие кии. При том, что эбен - очень своеобразное дерево и мало кто из мастеров способен сделать из него действительно хороший кий. Существует устойчивое заблуждение, что главное отличие эбена от других пород деревьев – его большая плотность. На самом деле, это не так. У черного полисандра плотность больше, у кокоболы и некоторых других пород совпадает. Куда важнее другие характеристики: соотношение плотности и твердости. Все виды полисандра имеют твердость собственных волокон от 4 до 5,5 единиц, а удельный вес - от 0,9 до 1,3. Удельный вес эбена от 1 до 1,25, а твердость волокон - 9. Это говорит о том, что полисандры имеют удельный вес за счет наполнения их природными смолами, то есть это очень смолянистые деревья. А эбен – сухое дерево. Это влияет на качество шва при склеивании. Склеить жирную и сухую породу – две большие разницы. В то же время эбен очень капризен из-за своей твердости к перепадам влажности. Многие кии из эбена трескаются. Это происходит потому, что дереву не дают отлежаться и высохнуть, а сразу запускают в работу. В кий закладывают металлический груз и отдают в пользование. Осенью наступает смена отопительного сезона, влажность в помещениях резко падает. Дерево начинает усыхать, но металлический груз не дает ему осесть и кий трескается.
- Как этого избежать?
- Заказанное дерево обязательно должно отлежаться, просохнуть и выровняться. Для этого в мастерской, где оно хранится, всегда поддерживается одинаковая влажность воздуха. Например, период подготовки граба занимает около полугода. В естественный брак уходит около 70% и только 30% идет в производство. Эбен точно лежит около полугода, плавно просыхает. В состоянии поставки его влажность от 10 до 14%, а в работу я его запускаю при 7-8%. Тогда с ним нет проблем. Иногда дерево у меня может лежать до 5 лет. Не потому что я его выдерживал, а просто оно ждало своего часа.
- Мне кажется важным поговорить о скрутке.
- В составном кие скрутка – это элемент, определяющий качество всего кия. Плохо скрученный кий полностью губит работу. Скрутка должна быть сделана очень качественно. Большинство производителей заказывают скрутку на стороне. Но это не наш случай! Мы делаем все сами. Благодаря богатому опыту работы с металлом, накопленному на изготовлении пресс-форм из металла, наши кии отличаются безукоризненной скруткой. Скользящая посадка создает, так называемый, «вакуумный эффект». В скрутке используется принцип двойного замка. Скрутка производится в 3 этапа. На скрутке мы используем три материала: жесткая сыпучая латунь, бронза, которая дает хорошее скольжение и коленный штифт из стали шх-15.
- Но есть отдельная категория киев, где скрутка не нужна. Что вы скажете о цельных киях?
- Если делать выбор между цельными и составными киями, то цельные однозначно имеют преимущество. Разрыв в любом месте рвет кривую колебаний, которую очень эффективно гасит цельный кий. Особенно в местах склеек, где создается некое подобие композитных материалов из разных пород деревьев. Если «распробовать» цельный кий, то с него уже практически невозможно перейти на составной. Кроме того, цельный кий в нашей мастерской от начала до конца производится руками – только месяц уходит на выстругивание, а в составном присутствует полумеханическая обработка. Это влияет и на цену: цельные кии в 1,5-2 раза дороже составных. Однако категорически утверждать, что составные кии хуже, чем цельные, не имеет смысла.
- Цельные и двухсоставные кии самые популярные и востребованные. Но ведь есть еще такие раритеты, как трехсоставные кии.
- Авторитетные в мире бильярда игроки утверждают, что по своим игровым качествам трехсоставной кий ближе к цельному, чем двухсоставной. Проблема лишь в том, что такой кий могут сделать считанные мастера. В каком-то смысле это вершина мастерства в производстве киев. Наши трехсоставные кии не имеют право уступать нашим цельным и двухсоставным киям. Важнейший элемент трехсоставного кия - качественная и надежная микроскрутка в шафте, потому что она расположена в очень тонком месте. Для подобной скрутки мы заказали в Германии специальный резьбонарезающий инструмент, который позволяет изготовить суперточную прочную трапецивидную резьбу.
- Еще один вопрос, который часто обсуждается игроками и является поводом для гордости, это количество запилов. Чем больше, тем лучше?
- Количество запилов влияет на качество кия до определенного момента. Практика показывает, что оптимальным является от 14 до 17 запилов. Если их будет больше, то на игровые качества кия они уже практически не повлияют. Значение имеет не только число, но и длина запила. Мы предпочитаем делать 3-5 запилов нормальной длины в шафт и 5-7 в турняк. Это лучше, чем делать 10 коротышей в шафт и 15 в турняк. Ведь длина запила определяет площадь склеивания: чем она больше, тем лучше качество склеивания.
- Игорь, мастеровые кии сильно отличаются от фабричных по качеству? Ну или по другому сформулирую: как количество производимых киев влияет на качество?
- Важный и очень больной вопрос. Меня очень возмущает, когда продавцы вводят людей в заблуждение. Есть кии авторские, серийные, а есть фабричные, а они все ставят в один ряд. Это разные технологии, время, отношение, разные руки. Объем производства киев – одна из важнейших характеристик, влияющих на качество каждого отдельного кия. До 2010 года наша мастерская делала около 60 киев в месяц. Не такое уж большое количество даже по меркам петербургских производителей, но и такая серийность существенно влияла на качество отдельного изделия в худшую сторону. В последние годы игроки стали предъявлять к киям очень высокие требования, выполнить которые можно только за счет снижения количества. С тех пор мы перешли на штучное производство киев. Каждому кию, учитывая, что мы их делаем в четыре руки, уделяется очень много времени. Именно такие кии вправе называться авторскими. К сожалению, при продаже киев в магазинах указывается имя мастера или фабрики, порода деревьев, прочая информация, но только не объем производства киев. Между тем, ставить в один ряд авторские, серийные и поточные кии значит вводить покупателей в заблуждение. Объясню на примере. В угоду серийности брусок, который взят для турняка, стачивается с 28 до 19 миллиметров в диаметре за очень короткое время – не более 30 минут. С шафтом еще хуже: с 30 до 12 миллиметров в диаметре. В процессе склеивания этот брусок не всегда имел одинаковую влажность в середине и на поверхности. Это приводит к тому, что открывшиеся волокна могут повести себя по-разному – кий может повести, он может дать кривизну. Причем сыграть это может не сразу, а через месяц. Тоже происходит и со склеиванием и с остальными этапами изготовления кия. В нашем случае мы снимаем то же количество дерева ,но в несколько этапов. После чего даем заготовке 2-3 дня отлежаться. Как правило, в промежутках мы еще подогреваем дерево, чтобы снять внутреннее напряжение. Такой кий получается гораздо более качественным.
- Ну и в заключении, Игорь, несколько советов для тех, кто надумал обзавестись собственным кием.
- Настоящий кий создается двумя людьми – изготовителем и заказчиком. Осознав необходимость купить кий, обязательно обратитесь к производителю, чтобы получить максимальную информацию и заручиться гарантиями. Вы должны ясно понимать, за что платите и кто несет ответственность за ваш будущий кий. Необходимо получить ответы на следующие вопросы: кто изготовил кий, в каком регионе находится производитель, когда сделан кий, в каком количестве мастер или компания производят кии. Продавец не всегда может предоставить полную информацию. Цель продавца – реализовать товар, но нести ответственность за кий, гарантировать его качество и обслуживание продавец не сможет.
- А как дистанционно заказать кий и получить то, что хотел?
- Для этого необходимо иметь определенный игровой опыт и назвать несколько отправных точек: длину и вес кия, центр тяжести и два конечных размера: диаметр наклейки и пятки, чтобы привязать геометрию кия. По возможности можно указать породы деревьев. В остальном придется довериться мастеру.
Профайл
Наша история началась в 1999-м году. Как-то раз в знаменитом клубе «Леон» на Театральной площади, куда я ходил играть в бильярд, ко мне подошел знакомый игрок и попросил изготовить для него кий, я согласился. Когда пришел отдавать, подошли двое мужчин и попросили сделать два цельных кия. Один из них я видел пару лет назад. Свой кий узнал сразу. Эти кии были сделаны из макасара и граба. Новое дело затянуло, но поначалу это было хобби, которое мы продолжали совмещать с основной работой. В 2006 году обе работы стали равнозначными, и настал момент выбора. К тому времени меня уже знали, как изготовителя киев. В разных бильярдных города ко мне подходили, спрашивали о возможности заказать игровой "инструмент". С 2007 года я начал регулярно ездить по стране, показывая свои работы, чтобы собрать мнение о своих киях от игроков из разных концов страны. Сегодня киями "Мастерской Игоря Лукшина и Павла Коляева" играют многие ведущие игроки Петербурга.
- Блог Вадим Аданин
- Оставить комментарий
- Просмотров: 11954
Толково объяснены некоторые технические моменты.Ни разу не видел трёшки от Лукшина.Интересно было бы посмотреть.Играю киём Игоря и очень им(киём) доволен.Хорошее оборудование,очень точная и аккуратная работа!Желаю успехов и процветания этой фирме!
Присоединяюсь к предыдущему автору, у меня то же кий Игоря .Играю им уже 4 года .Никаких изменений в игровых качествах нет!
А какова себестоимость изготовления кия(в среднем),стесняюсь я спросить?