Про Американку
Недавно на этом сайте Виталий Архипов разместил свой блог под названием “Американке 100 лет!! ” https://www.llb.su/node/4424914
Как бы мы ни относились к этой игре, она все равно является частью истории отечественного бильярда. Поэтому вполне естественно знать и эту часть нашей истории пусть и не самой интеллектуальной игры. В интернете много ресурсов, где так или иначе описана история современного бильярда, но нигде не указано, когда появилась на свет игра под названием «Американка». Принято считать, что Американка – это максимально упрощенная игра на бильярде, рожденная «пьяной матросней, дорвавшейся до барских столов в 17 году». Это выглядит вполне убедительно, учитывая незамысловатые правила Американки, но, тем не менее, ни одного документального подтверждения этому нет. Вот то немногое, что известно об Американке из документов (в обратном хронологическом порядке):
1966г. “Бильярд”, В. Борахвостов «Наука и жизнь» 1966 №2
В статье приведены правила игры.
https://www.llb.su/files/%D0%92.%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B2%...
1947г. “Биллиардный спорт”, Гофмейстер.
https://www.llb.su/node/1540386
В книге приведены правила “классической” Американки, в которой сыгрываются как чужие, так и свои шары. Так же приведены правила разновидности этой игры –в одну линию.
1941 г. “Кубок Москвы” в Американку по олимпийской системе
https://www.llb.su/files/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%8...
1939 г. “Кубок Москвы по бильярду” в Американку
https://www.llb.su/files/9%20%C2%AB%D0%92%D0%95%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%9D%...
1937 г. “Биллиардные шары (физика и геометрия на биллиарде)”, Григорьев С.Т.
В рукописи есть косвенное упоминание об игре любым шаром: “<…> Свой шар – «биток» – обычно общий для всех игроков, его так или иначе отмечают: например, окрашивают в отличный цвет, хотя можно играть, если это условлено, и любым шаром <…> ”
https://www.llb.su/node/3103996
1937 г. Трилогия “Возвращение Максима”
В кинокартине есть эпизод, где главный герой играет в Американку https://www.youtube.com/watch?v=UAHthTzN1_I
1930 г. «Бильярд», Васильев
В книге приведены правила Американки, в которой счет может идти как на очки, так и на шары, при этом в качестве битка может использоваться любой шар. Отличие от современной одноимённой игры заключается в запрете сыгрывания своего шара. Также в книге дана нелестная оценка популярности этой игры.
https://www.llb.su/node/1478242
1926 г. Рина Зеленая, воспоминание о партии в Американку с Владимиром Маяковским
https://www.llb.su/files/%D0%A0%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%97%D0%B5%D0%BB%D...
1915 г. “Похождения факира”, Всеволод Иванов
Автобиографический роман Всеволода Иванова, изданный в 1935 г. События происходят зимой 1915 г. в городе Курган. Ниже фрагмент из этого романа (ч. 3, стр. 688)
– А он, Всеволод, проиграл казенные деньги, которые ему выслали для укомплектования девиц. Семьсот целковых продул! Даже завидно. Теперь четверо суток уже живет сверх положенного ему нарядом.
– Не четверо, а шестеро, – скорбно сказал Пашка Ковалев. – И на чем проиграл? На биллиарде, в американку!
1880 г. “Запертая калитка” Юрий Нагибин
В сборнике повестей и рассказов Юрия Нагибина, изданного в 1983 году на стр. 350 есть рассказ “Запертая калитка”. События происходят в 1880 (1881?) г. Описана история из жизни А. А. Фета. Некоторые факты, описанные в рассказе, имеют реальную основу и документальное подтверждение. Однако то, что касается игры Фета в Американку, с большой вероятностью вольная фантазия Нагибина, тем не менее, приведу ниже фрагмент этого текста:
Лучший способ проверить, хорошо ли установлен бильярд, это сыграть на нем партию. И Фет предложил Киприянову «американку».
– Ну какой из меня партнер? – тревожно улыбнулся мастер, беря мазик.
Скромность его не была напускной: человек, всю жизнь посвятивший бильярдным столам, сам был никудышным игроком, кий дрожал в его узловатых руках, твердых и ловких в обращении с инструментом, и, боясь киксов – оскользней, он мог играть только мазиком, а глаз-ватерпас начинал косить, теряя точность. Фет думал, что это происходит от болезненного самолюбия мастера, который в жажде выигрыша утрачивал всякую власть над собой.
Разбивать вышло Фету. Помелив кий, он прицелился и точно послал биток в краешек четвертого от острия пирамидки шара. Со звуком, напоминающим плевок, полосатый шар влетел в правый угол. По тому, как развалилась пирамидка, как разбежались шары, можно было с уверенностью сказать, что бильярд поставлен безукоризненно. И освещен правильно: шары не отбрасывают теней на сукно, каждый приютил свою точечную тень под собой. Фет легким тычком отправил в левый угол «зайцев», и вот самая строгая проверка – на тишайшем ударе в середину. Не спеша, ровно и стройно покатился шар по аппетитному зеленому сукну, на самом краю лузы чуть помедлил, будто решая, что делать дальше, и как в норку юркнул.
– Чем же я сушку-баранку угрызу? – напряженно пошутил Киприянов. – Зубов нету.
Скорее всего, и получить бы ему сухую, но тут Фет заметил, что его любимый белый кактус, цветущий раз в году, готов распахнуть свой единственный, туго, чуть не в разрыв набухший бутон. И разом потеряв интерес к бильярду, партии и партнеру, Фет отложил кий.
Таким образом, можно с большой долей вероятности сказать что уже в 1915 году игра Американка была популярна и в нее играли на интерес, а значит этой игре как минимум 107 лет. :)
- Блог am_sorokin
- Оставить комментарий
- Просмотров: 4608
Вот это очень интересная информация. Без знания прошлого невозможно построить светлое и адекватное будущее.
"Хлопушка" - это и есть игра, созданная, пьяной матросней, дорвавшейся до барских столов в 17 году, а может и ранее.)
Русский бильярд начинался с действительно сложных и интеллектуальных игр, а в итоге имеем дешёвый аналог программы "Окна", ну или "Дыра". А раз большинство примитивизм и устраивает, то значит и современное общество сделало явно незначительный скачок в своём развитии. А точнее шагнуло и откатилось назад.
Была заметка про "дворянский удар" 15-м шаром через весь стол. А ведь дворяне были более образованные люди, чем холопы и челядь.
"Хлопушка" - для холопов, им всё равно во что играть. Бей любым по любому, да побыстрей.
А вот дворянская игра - это что-то более сложное для исполнения и понимания большинством простых обывателей.
Кстати, в 1917м году группой эсэров и меньшевиков была предпринята попытка сделать игру строгой : они предложили сузить лузы до 22 мм, увеличить шары до 147 мм и раскрасить шары в цвета имперского флага, а забивать их предлагалось в такой последовательности, чтобы при выставлении на полку они формировали бы скипитр, но, увы - идея далеко не прошла - заговорщики были расстреляны прямо у стола пьяной матросней по указу Ульянова (Ленина). Документы до сих пор засекречены и пылятся в подвалах Лубянки....
"Разочарование в постреволюционной Советской России (особенно усилившееся в период нэпа), отход от политической ангажированности к пристальному вниманию к стихийно-иррациональному началу в человеке отразились в книге рассказов Иванова «Тайное тайных» (1927). Широта творческих поисков писателя сказалась в автобиографическом романе «Похождения факира» (1934–1935), созданном, по наблюдению В. Б. Шкловского, в традициях европейского плутовского романа, что было во многом связано с особенностями личности самого автора-героя (неуёмное честолюбие, тяга к экзотике, мистике и тайне, страсть к путешествиям, перемене мест и занятий; произведение было существенно переработано и тематически продолжено в романе «Мы идём в Индию» (1956), воссоздавшем впечатляющую картину предреволюционной России)."
События в романе происходят в 1915г., однако сам "плутовской" роман написан в 1930-ых. Посему наличие американки в 1915г. не более, чем авторский вымысел. Как и у Нагибина в 1881г.
Добавлю, что и фильме "Юность Максима" снятом в 1936 году сцена с Американкой относится к дореволюционному периоду, то есть до 1917г. Однако тоже, не более чем киноляп.
В любых литературных описаниях и упоминаниях людей не игравших (например, Екатерины Васильевны Зеленой) я бы не стал безоговорочно принимать упоминания "Американки" в привязке ко времени. Потому что нет гарантий, что речь идет именно о той игре, которую представляют себе потомки.
Александр, я вам в скором времени в ЛС напишу, попалось тут кое-что интересное. Не исключаю, что вы с предметом уже знакомы, но лишним не будет :)
Ок
Вот тебе бабушка и матросня..... Баловались значит в прошлом под железку.... ;) ну а так интересно конечно, материал супер!
"... можно с большой долей вероятности сказать что уже в 1915 году игра Американка была популярна и в нее играли на интерес, а значит этой игре как минимум 107 лет."
Сказать-то можно ... Да и вообще, наговорить можно по любому поводу всякого. Но здесь - аргументы слабенькие; если уж речь зашла о вероятности, то выборка - нерепрезентативная. И кстати: что такое "большая доля вероятности"? Шаманством от такого словосочетания попахивает. ))
Отож.))
Вопрос ведь не совсем в том, когда именно появилась игра Американка, то есть примитивная шляпа любым по любому в исполнении двоих соперников. Вполне допускаю, что это могло быть и в конце 19-го века, когда уже точно была описана маргинальная версия игры Малая русская пирамида, то есть игра на шары (ныне известная как Шведка). Только тогда она совсем не была популярной. Вопрос в том, что именно после революции и в процессе гражданской войны отечественный бильярд стремительно маргинализировался. и в нём пышным цветом расцвели примитивные версии старых заслуженных игр, и Американка это самая примитивная из этих недоигр. Расцвела (набрала популярность) Американка именно потому, что кардинально изменился состав бильярдного сообщества. Потому и говорю, что полупьяная матросня и пролетарии....
Какая хлопушка?) Уберите активный разбой и попробуйте отыграться с хорошим соперником хотя бы 4-5 отыгрышей подряд. Когда тебе ставят "сторожа", потом ещё одного и ещё. И на столе просто нет мест, куда поставить. Когда не просто выполняется правило отыгрыша, а создаётся проблема. Выяснится, что отыграться в сибирку намного проще. Другой вопрос, что нынешние правила с активным разбоем превратили дисциплину в лотерею и хлопушку.
Хочу стать лучше, но куда уж лучше...
Спасибо, адмирал Ясен><уй ! ))
Без активного разбоя начало Американки, разумеется, может быть аккуратным. Но дальше всё равно возникает позиция, где отыграться нереально, и поэтому вынуждена атака. И дальше больше, так как проконтролировать можно 2 шара, но не 15. Поэтому активный разбой в Американке, то есть в игре любым по любому, вообщем-то правильное решение. Оно по игре, то есть не нарушает логику игры, учитывая , что сама по себе игра любым шаром по любому это не Бильярд. А вот требовать активный разбой в игре битком (Невской, Московской) - это глупость рулил ФБСР, пришедшая им в безмозглые головы под влиянием активного разбоя в Пуле (8-ка, 9-ка,10-ка). Прорывались они, понимаешь, в начале 2000-ых к вершинам мирового бильярдного олимпа. Точнее мозги этим парили несмышлёной спортивной детворе.
Так возможно в этом и смысл дисциплины, чтобы именно ты был тем последним отыгрывающимся, после которого отыграться суперсложно или вообще нереально?
Хочу стать лучше, но куда уж лучше...
По поводу правильного решения по активному разбою - так это как вопрос про курицу и яйцо. Я на это смотрю - сделали активный разбой и получили хлопушку, не сделали бы, получили острую тактическую борьбу за позицию с большой ценой ошибки.
Хочу стать лучше, но куда уж лучше...
А вот это вряд ли.
Даже если бы и не было требования активного разбоя, спортсмены бы разбивали американку не отыгрышем тонким тушем, а активным свояком в угол. И это правильно. Раз удар С РУКИ это преимущество нужно использовать. Тем более что прицельный всегда на одном и том же месте, тренируй до посинения. Результативность 4 из 5 мастеровой игрок должен показывать, а иначе зачем вообще в американку играть?
Профики и тренируют по 200-500 разбоев а день. Ашот Абрамов говорил мне, что Иосиф делает минимум 250 в день. Но в итоге - разное сукно, разные лузы и борта, и статистика не такая прям крутая получается. В то же время, если ты уверен в своем отыгрыше, можно гарантированно не залететь на своем разбое. Например контра в финале ЧМ - смысл разбивать активно и рисковать всем? В то же время можно выстраивать целую тактику отыгрышей, начиная с первого, выставляя ловушку за 4-5 ходов. Теоретически.
Хочу стать лучше, но куда уж лучше...
"Например контра в финале ЧМ - смысл разбивать активно и рисковать всем?"
Я ж объясняю, Американка не Бильярд, нормальная логика в ней не работает. Ссышь атаковать с разбоя в контре - отдай право разбивать сопернику в первой партии, после выигрыша раската. Только Американка накажет, и в контре соперник рискнёт и соберёт с кия, мастерства много не нужно для этого. Видали уже такие расклады. А опробовать стол и понять как сыгрывать шара с разбоя на конкретном столе никто не мешает перед встречей. Хотя всё это чушь не бильярдная. а тренить разбой по 500 раз в день это тоже чушь собачья. Полезней тратить время на изучение Бильярда.
..
Красота в бильярде, мой рейтинг
5 место - 9-ка с кия в пуле
4 место - сотня в снукере
3 место - 14 карамболей подряд
2 место - снос всех фишек одним ударом в фишках
1 место - отыгрыш "Свой к себе, 2 борта" в сибирку
ПС
Точно так же, как и женщина, рожая, только ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО может понять, какие муки испытывает мужчина при температуре 37,2 - любой снукерист, делая максимум, забивая горох в вёдра, только ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО может понять, каким высоким искусством является игра одним шаром на русском....
Ваше чувство прекрасного понятно. Вряд ли я смогу его поколебать, но попробую.
"9-ка с кия в пуле" может ведь быть и с разбоя "дураком". Так себе красота, ни мастерства, ни борьбы.
"сотня в снукере", А почему не 90 или 110? Тогда уж максимальный брейк. Но и его красота подпорчена отсутствием борьбы.
"14 карамболей подряд". Простых и 14 сотен карамболей мало кого удивит. А если трёхбортных, то круто конечно. Хотя не панацея от проигрыша, как показывает практика. Куда красивей не серия, а партия без рекордных серий, но с борьбой, где ОБА соперника показали среднюю результативность более 3 очков за подход.
"снос всех фишек одним ударом в фишках" Смотря в каких фишках, с 5 или 7 кеглями. С пятью, сбить все кегли удар не из букваря, но и не самый сложный.
"отыгрыш "Свой к себе, 2 борта" в сибирку" Ничего особенного, возьмусь выполнить 20 раз подряд. Больше рискованно, можно ведь не отыграться, а случайно забить биток.))
Так что в вашей пятёрке, на мой взгляд, красоты кот наплакал.
<< красота подпорчена отсутствием борьбы >>
Следуя этой логике, живописцы и скульпторы должны рождать свои шедевры в борьбе с кем-то другим, вооруженным кистью или стеком. Ну-ну, "дядя Петя" вновь на воле.
Бестолочь, не сравнивай божий дар с яичницей. ))
Снукер это в первую очередь игра для двоих, и только потом искусство, может быть. Если нет борьбы, то качество игры не может быть высоким. Вот соревнования в артистическом бильярде идёт в неигровом, заочном режиме.
Цитаты великих (с)
Оболваненные поклонники Хиггинса, делающего 4 сотни подряд в матче до 4х побед, рвут от гнева билеты и бьют стекла Крусибла.
"дядя-Петя" вновь на воле,
Собирает урожай,
Ты скажи, админ, доколе
Супротив разумной воли
Будет этот Онотоле
Свой "сюрэолизьм рожай"?
Вот и подошли мы к главному.
Я даже не сомневаюсь, что Вы сделаете 147 раз подряд свой к себе два борта, свой к себе луплет в среднюю и тд. В америке же, выйдя на оперативное пространство, Вы лажанётесь из-за недостатка техники на втором прямом чужом, отсюда и лютая ненависть к самой прекрасной игре на русском бильярде - Американке.
Ваши рассуждения о других разновидностях бильярда просто смехотворны. Отсюда и прущие желания по сужению луз, увеличению шаров и всё остальное. Лады, дальнейшая дискуссия бесполезна.
Конечно, бесполезна. С самого начала. Когда субъект ни бельмеса не понимает в том, о чем пытается вещать, ничего иного и не предвидится. Не ведает, что в ряде игр есть такие штуки, как 147 очков в 15-шаровом снукере, как закрытый за 9 бросков лег в дартс (на его фоне даже высоко ценимый "big fish"- чекаут в 170 очков - меркнет), как 150-and-out в "14.1", 20+ в трехбортном карамболе, и прочая, и прочая. То, что относят к абсолюту мастерства. К идеальному воплощению навыка.
Ой, да какая там крысота в пуле....вот если б этому Ван Боингу поповичёк в руки, да лузу 15 мм, да строгий шар 92мм...вот красота...посмотрел бы я на него...а то катают горох в вёдра....
Зачем им трудности игры, необходимые для проявления мастерства, причём обоих игроков ? Они прутся от 9-ки дураком с разбоя, усираясь доказывая, что нет ничего краше и сложнее.))
Улыбают меня специалисты по снукеру, считающие что в нём 15 шаров.))
Абсолютно мастерски можно и в носу ковырять, только ИГРЫ, то есть демонстрации борьбы соперников в этом НЕТ. Для особо тупорогих разжую : зритель НЕ ПОЙДЁТ на матч аргентинской сборной по футболу с дворовой командой из Дрыщенска. Так что одно дело мастерство, и совсем другое зрелищность. Мастерство для зрелищности необходимо, но НЕДОСТАТОЧНО.
"...лютая ненависть к самой прекрасной игре на русском бильярде - Американке".
Было бы смешно, если бы не было так грустно. Причислять Американку к играм Русского Биллиарда может только дремучий невежда, не имеющий понятия о Русском Биллиарде и его играх. Этакий иван не помнящий родства, которых ещё хватает, хотя и становится всё меньше, слава Богу. Доказательством тому то, что турниры выходного дня по Американке уже не собирают столько народа, как раньше, уступая по массовости турнирам по Московской.
Никакой ненависти к Американке у меня нет, так как она не Бильярд и меня особо не интересует. Ненависть у меня к тем, кто 25 лет усиленно её популяризировал среди спортсменов, то есть к руководству ФБСР. Которое по определению (по Уставу) должно развивать отечественный бильярд, а значит изучать его и знать, а никак не извращать и не глумиться над ним. Которое зарплату получает из бюджета, то есть мы с вами ему и платим из заработанных нашим трудом денег.
Тифятка с разбоя - это бдыщ - и сразу тифятка падает
Тифятка с кия - это бабах - и ты фсе шареги такой по порядку собираиш
Дядя Петя, ты дураг?
За албанским обычно прячут свою безграмотность.))
Может вы девятку разбиваете своей тупой башкой, но нормальные игроки разбивают кием. И помимо девятки дураком с разбоя, с кия её можно сыграть и не обязательно по порядку. Например вторым ударом третьим (очередным) шаром. Так что дурак не Дядя Петя, а вы. ))
Евгений, вы разговариваете в стену :) (Отдельно замечу, что вопрос ваш уже из категории риторических, и таковые вопросительного знака в конце не требуют. Печально, но факт.)
Конечно, мне тоже бросилось в глаза, что субъект не улавливает различий между девяткой с кия и девяткой с разбоя, ставя между ними знак равенства (особенно с точки зрения зрелищности/мастерства (нужное подчеркнуть)). Как и многих иных деталей и подробностей глобального бильярда. Да оно и не обязательно, в конце концов (кабы писал исключительно про свой русскiй биллiардтЪ). Но мне уже в стенку эту говорить порядком поднадоело, поэтому я в конечном счете оставил эти нелепости без комментариев. Чего и вам впредь желаю :) Мимо совсем уж вопиющих глупостей пройти, конечно, невозможно - хотя бы чтоб через какое-то время случайный обыватель, которого занесло в чудесный мир бильярда, вдруг не принял эту ересь за чистую монету. Но в таких вопросах, возможно ли приравнивать партию, собранную с кия, или шальной шар, упавший на разбое и принесший победу согласно правилам, - в этом несведущий пока новичок и сам разберется, со временем. Если не безнадежно лишен способности соображать.
"Несведущий пока новичок", в отличии от вас, сведущих балбесов, "безнадежно лишеных способности соображать", конечно разберётся. И не со временем, а немедленно. Не только "можно приравнивать партию, собранную с кия, и шальной шар, упавший на разбое и принесший победу", но и нужно, потому что "согласно правил".
Так что "не улавливает различий между девяткой с кия и девяткой с разбоя" или ещё как либо, не только я, но и правила игры.
И именно это приравнивание ставит под сомнение зрелищность как того, так и другого. Да и всей игры в целом, потому что для того, чтобы безнадёжно испортить бочку мёда достаточно ложки дёгтя.
"Красота в глазах смотрящего".
Случается, проекция от иллюзий и заблуждений превращается в источник познания себя и мира.
С чем нам, собственно, тут и приходится иметь дело. Хотя разумнее всего никакого дела с ним не иметь.
Да Господь с Вами, Михаил. Это я на новогодние, от безделья...щас вот допишу и брошу ©
Я на ЛЛБ зарегистрирован уже почти 7 лет, и за это время оставлял комментарии в турнирных ветках Базы исключительно. Собственно, для 99 процентов игроков, таких, как я - ЛЛБ - это технический ресурс для регистрации на турниры. Но есть и ещё 1 - графоманы. Благо, их немного. Которые сначала Хабиб, потом тень Хабиба, потом тень тени Хабиба, потом 6 точек, потом 8, потом 86... Врачи не всегда справляются с нагрузкой и отвязывают пациента от кровати, но ведь именно это даёт нам возможность поржать над виршами про пидариму, строгие игры, строжайшие игры, мега-строгие игры и тд.
Вообще, российский сибиряк - как правило, владеет французами, отыгрышами, держит второго такого же всю партию на борту, в открытой позиции теряется и лажает, пул и снукер воспринимает как игры для дебилов, это я давно заметил. А то что "дурака учить - что мертвому ***"*"" др**ить" - цэ известно. Так что не переживайте, время тратить на них бессмысленно, знаю. Усем пока ©
Вот это правильно. Давно пора вам сдриснуть и не позориться своей безграмотностью. А интернет-психолухов Хабиба здесь и поумней вас не протолкнёшься. И это нормально. Не всем по уму обсуждать идеи, большинству по силам только косточки их авторам помыть.))
Просматривал недавно свой архив фотографий и обнаружил несколько фотографий начала 20 века, где отчетливо видно положение битка на столе (шар темного цвета) и при этом удар наносится по белому шару. Прикрепил эти фотографии вверху. Самое интересное, что как минимум три фотографии дореволюционного периода. Самая ранняя из них датируется 1913г. Еще две фотографии сделаны в Финляндии с интервалом 10-20 лет. Не покидает ощущение, что “американка” появилась чуть раньше, чем принято считать.
Споры исчезнут, когда народ поймет, что классический Русский бильярд и современная Пирамида - это 2 разных вида бильярда. И то, что было хорошо в РБ невозможно в Пирамиде и наоборот, т.к. формат, смысл, логика абсолютно разные. Это все равно, что в пуле придумать игру, где разрешено забивать свояк и потом играть им с руки, снимая любой чужой на свое усмотрение. И когда народ начнет возмущаться, сказать, что пул плохая игра. Это не пул плохой, а придуманная игра не подходит для пула. Так и у нас, есть игры, которые не подходят для РБ, но идеальны для Пирамиды. Надо это понять...
У меня самая любимая игра - скрэтч пул. Это забивание свояков от битка шарами либо цельными, либо полосатыми.
Красава!!! Я тоже на 9-ти футовом пуловском столе большими белыми 16 с разбоя делал. Но на Кубок Кремля до сих пор не берут. Диагноз ставят, но не берут.
Что касается всеми любимого, уважаемого и уже практически легитимного и столетнего, а может быть и больше, свояка хотелось бы сказать следующее. Свояк как неотъемлемый и неотделимый элемент современной пирамиды, неважно, будь то, комбинированная, динамичная или же свободная, появился давным-давно, являясь элементарным элементом отыгрыша в действительно строгой игре, например, такой как «71 очко».
До сих пор ни один исследователь или учёный не смогут точно обозначить дату, когда на свет легально появился свояк. А ведь это существо стояло у истоков современной пирамиды.
А свояк появился на свет Божий вопреки всем канонам и устоям строгой игры. Просто кто-то, когда-то, неудачно отыгрываясь в строгую игру забил свояк. Раз забил, два забил, три забил. А потом подумал, а почему бы и нет? А почему бы не внести этот элемент в игру? Пускай, она немножко облегчает игру, но она же даёт возможность таким неполноценным игрокам, как я, чуток взойти на уровень мастеров.
А уж только потом, спустя многие годы свояк трансформировался в тонкий, с вращением, в отскок, француз, сухой лист и прочее древо осени. Ну а дальше, наверное, больше информации поведает вам В. Смоляр. Ведь как говорит повелитель французов, В. Смоляр: «В самой непонятной и сложной ситуации всегда забивай француза по борту. Верняк, выгорит».
И очень хотелось бы выслушать комментарии по данному поводу от В. Ю. Архипова, С. Тихонова, А. Сорокина.
Фантазия у вас богатая :) А чтобы удовлетворить ваше желание, вам придется отправиться в путешествие по бескрайним просторам интырнэтов...
Свояков играют очень давно https://ru-billiards.ucoz.ru/forum/2-31-1#122
"........После того как с бильярдных столов были убраны арка и столбик, а для нанесения ударов вместо мазика стал преимущественно использоваться кий, начали появляться различные новые игры. И плодились они, как грибы после дождя. Самой простой из вошедших в обиход в Англии игр стала The Winning Game, название которой можно перевести как «Игра приобретений». Слово Winning в этом, на первый взгляд странноватом, названии подчёркивает то, что в игре соперники могут набирать очки единственным образом – отправляя в лузы прицельный шар, а такие атакующие действия называются по-английски Winning Hazard. Нередко название игры расширяют до The White Winning Game, словом White указывая на то, что игра ведётся двумя шарами белого цвета – один из них является постоянным битком одного игрока, а второй – битком другого. Следующая игра, принятая бильярдным сообществом, явилась на свет как логическое продолжение первой – это была та же игра приобретений, но только симметрично перевёрнутая в одном аспекте – вместо прицельного шара, в ней необходимо сыгрывать свояки. Атака лузы битком по-английски называется Losing Hazard, поэтому и игру нарекли соответствующим образом – The Losing Game, что по-русски может звучать как «Игра потерь». Сыгрывание прицельного шара в этой игре наказывается штрафом (в отличие от игры приобретений, в которой штрафовались попадания в лузу своего шара), но есть одна тонкость – успешная атака на две лузы положительно оценивается в удвоенном размере......"
Современное толкование свояка подразумевает отправление битка в лузу после контакта с прицельным шаром. Отсюда прямо следует то, что именно луза является конечной целью, в которую осознанно направляется биток. Но если рассуждать «поширше», то в бильярдных играх конечной целью битка может быть не только луза, но и другие объекты на столе. Да и вообще, ЛЮБАЯ точка игровой поверхности может рассматриваться игроком в качестве конечной цели – в зависимости от того, чего и как он хочет достичь. Естественно, речь идет только о РАЗУМНОМ бильярде, в котором игрока ОБЯЗАТЕЛЬНО заботит ОСОЗНАННОЕ управление движением битка. И вот в таком понимании СВОЯК - не бесшабашная, а целенаправленная игра своего шара. И именно такая игра появилась гораздо раньше, чем были придуманы Losing Game и Winning Game. Убедиться в этом нетрудно, если не полениться и почитать перевод книги Чарльза Коттона 1674 года, который я выложил для всеобщего пользования давным-давно. Если уж совсем в лом читать сам перевод, можно просто ознакомиться с комментариями-выжимками.
https://ru-billiards.ucoz.ru/load/1674_charles_cotton_the_compleat_games...
По поводу выжимок из правил.
1. То, что количество очков, необходимое для победы в игре, ограничивается в зависимости от освещения, позволяет предположить, что игра была длительной.
Есть всем известное выражение «Игра не стоит свеч» у картёжников. Так кто кого опередил? Шары или карты?
2. Необычен способ определения того, кто начнет игру – игроки наносили удары не вдоль стола (как это стало принято через некоторое время и как делается в настоящее время), а поперек. При этом, чтобы усложнить задачу при ударе на таком коротком расстоянии, шар устанавливался к борту.
Ипатов, впервые в пирамидном мире апробировал данный вид разбоя в разминке, на той самой эпохальной встрече с гуру кинетического цеха. Уже тогда я понял, что Пётр, как и апостол, не так уж прост на первый взгляд.)
3. Для воспрепятствования противнику в проходе через арку использовались разнообразные тактические приемы, в частности: постановка своего шара перед аркой или на пути шара противника к арке; разворот арки с помощью выверенного аккуратного удара шаром; перевод шара противника в другое положение за счет соударения со своим шаром; опрокидывание арки своим шаром.
В современной пирамиде игроки могут потушить кого угодно – соперника, судью зрителей и чат.
4. Помимо того, что шар противника можно загонять в лузу, им еще можно и сбивать короля. Иными словами, король при этом выполняет роль своеобразной лузы (а по сути – мишени), расположенной не с краю стола, а внутри игрового поля.
«Короля сбивать нельзя» - это противоречит основам демократии на Западе. Зачем сбивать Короля, когда он и сам часто падает? С трапа, или просто на коленки бухнется перед публикой.) А может и руку невидимой пешке регулярно пожимать.)
5. Очень интересная тактическая возможность заключается в том, что можно (конечно, если это позволяет конкретная позиция шаров относительно порта) направить шар противника, который он уже провел через арку, через створ в обратном направлении. Если такое удастся сделать, то будет считаться, что соперник арку не прошел, и это ему предстоит делать снова.
Как сказал бы Винни –Пух: «Шарик входит и выходит. А играть –то дальше нужно.»
6. Коттон грамотно советует время от времени ставить для противника такие позиции, в которых Ваш шар намеренно придвигается к лузе, далеко расположенной от шара оппонента. Решаясь на дальний удар (с целью загнать в лузу Ваш шар), соперник будет нередко попадать впросак – вместе с Вашим шаром или вместо него в лузе будет оказываться шар противника.
«Впросак» - тоже опасное место. Как показывает политическая обстановка в мире, те, кому это место нравится, так те туда частенько и попадают.) Штольцы там всякие…
7. Подчеркивается, что умение грамотно строить позиционную игру, умение играть с противником в прятки на столе – большое бильярдное искусство.
Это да, это не про пирамиду.
8. Возможность набора очков за счет прикосновения своего шара к королю без его падения приучает игроков к совершенствованию размера удара.
Правильно. «Мы подышим, а он упадёт». Золотая цитата из фонда индейцев Аляски.) Они до сих пор надеются на это.
9. Указание на то, что все споры должны решаться на основании суждений, высказанных зрителями, подтверждает, что уже в те годы было понимание необходимости независимого судейства.
Чат в современной пирамиде – это основа основ честного судейства. Когда есть скорость 0, 25 в Ютубе.)
P. S. Извиняюсь, что без агрессии. А то не все современные кинетики поймут.)
Это у них за морем так уж издревле получилось и сложилось. А у нас как?
Неужели на постсоветском пространстве первой официальной датой появления свояка на соревновательном сукне можно считать проведение соревнований по пирамиде? Или же были какие-то предшествующие события, в которых фигурировал именно свояк, как элемент, сыгрываемый в лузу? Но не для отыгрыша.
Михаил, уверяю вас, что даже многолетнее и бескрайнее бродяжничество по просторам так называемого интернета, не даст положительные результаты. Ведь все знают, что такое 1 сентября 1939 года и 22 июня 1941 года. Но когда вопрос коснётся первого появления свояка на зелёном сукне, то даже С. Е. Нарышкин и А. В. Бортников вряд ли реально правильно смогут утвердительно ответить на этот вопрос.
Вот, а вы сумлевались. Александр и Сергей сэкономили вам время, которое вы провели бы в скитаниях, и привели-таки гору к Магомету.
Михаил, в знаниях вышеуказанных людей я никогда и не сомневался. Вообще, от слова совсем.
Лично для меня трио «В. Архипов, С. Тихонов, А. Сорокин» - это луч света в тёмном царстве пирамиды.
Я весьма признателен и благодарен тем людям, которые тратят своё время на поиск действительно драгоценной и нужной информации и совершенно бескорыстно предоставляют её всем любителям игры. В настоящее время это дорогого стоит. Умных людей всегда было мало, их как правило использовали для своих целей проворные нувориши. Их изредка хвалили, а в основном не позволяли выходить на сверхземную орбиту обожания.
А самое грустное, что наиболее ценную информацию можно получить не на официальном сайте, либо ещё каких-либо международных пирамидных комитетов, ассоциаций, анклавов и прочее. Только тута, на ЛЛБ. И на ru-billiards.ucoz.ru, куда мстительные и чуток добродушные редакторы ЛЛБ любят некоторым указывать.)
Давным-давно, а точнее недавно С. Тихонов предлагал создать библиотеку, куда войдут наиболее значимые труды, переводы, книги, посвящённые игре, как у нас, так и у этих недалеких иноземцев. Шутка, они и так уже далеко зашли в своих ожиданиях.) На мой взгляд это было бы весьма стоящее и знаковое событие.
Как не зная истории можно что-то кому-то говорить, советовать, предлагать и популяризировать? По сути, то, что делается в настоящее время это популяризация на пустом месте. Это я про пирамиды, но не египетские.
В данном тексте вы допускаете несколько ошибок. Будьте внимательнее :)
И это не фантазия, а констатация фактов. Опровергните, если сможете. Топы и тренеры современной пирамиды вам в помощь.)