«Тактика и психология игры на бильярде». Глава 3

Представляем вашему вниманию третью главу пособия Станислава Пешева «Тактика и психология игры на бильярде».


Оглавление

1. Введение. Глава 1. Азарт. В чем причина? (03.11.2011);
2. Глава 2. Бильярд и алкоголь (07.11.2011);
3. Глава 3. Первый год обучения. Азы бильярда (12.11.2011);
4. Глава 4. Второй год обучения. Игра на интерес (16.11.2011);
5. Глава 5. Третий год обучения. Первый турнирный опыт (22.11.2011);
6. Глава 6. Решающий турнир. Время собирать камни (27.11.2011);
7. Глава 7. Полуфинал. Заветный «игровой транс»! (04.12.2011);
8. Глава 8. Чемпионаты России. Стена иллюзий. Эпилог: его величество — русский бильярд! (14.12.2011)

Глава 3. Первый год обучения. Азы бильярда.

Примечания редактора

В третьей главе речь идет об оптимальном режиме тренировок для начинающих бильярдистов. Конкретнее, автор аргументирует, почему индивидуальные (не важно, с тренером или без) распланированные тренировки лучше, чем тренировки-спарринги. Станислав говорит о том, что для полноценного запоминания того или иного технического элемента его неизбежно нужно повторять 100-200 раз за тренировку, тогда как при игре на счет некоторые редкие элементы повторяются не более 5-6 раз за вечер. Что касается спаррингов, как совершенно справедливо замечает автор: «категорически нельзя относиться к ним, как к выяснению отношений за столом двух игроков <…> Пока у вас еще не накопился достаточный опыт игры, каждый проигрыш напарнику может заставить усомниться в собственном таланте и в собственных силах, а эти сомнения — лишняя нагрузка на психику». Станислав рекомендует выдерживать соотношение индивидуальных тренировок и спаррингов 4 к 1, то есть, к примеру, 3 тренировки и 1 спарринг в неделю.

Последний момент, которому уделяется внимание в главе — так называемая «звездная болезнь». Станислав считает, что в такой ситуации необходим «холодный душ», который обеспечат спарринги с более сильными соперниками.

Именно на этом феномене я хотела бы остановиться подробнее. Конечно, как такового термина «звездная болезнь» в психологии, в том числе спортивной, не существует. Под «звездной болезнью» психологами понимается ряд поведенческих проявлений, таких как заносчивость, высокомерие, надменность, снисходительность в отношении тренера и коллег по цеху, пренебрежительное отношение к соперникам, нетерпимость к критике. Серди психологов есть различные точки зрения на первопричины этих проявлений. Лично я поддерживаю позицию практикующего спортивного психолога и мастера спорта международного класса по фигурному катанию Марии Красильцевой.

Мария предлагает нам обратиться к раннему детству спортсмена и самому первому маленькому социуму, чьи нормы он усваивает, — семье. Все мы хотим гордиться своими детьми, поэтому бытующая форма воспитания — хвалить ребенка за успехи и наказывать или игнорировать за неудачи. Нередко родители начинают «перегибать палку», постоянно сравнивая и ставя в пример ребенку других детей, признавая его, только когда он достигает поставленных перед ним целей. Тем самым родители создают у своего чада иллюзию, что, лишь будучи лучше других, он сможет заслужить их любовь. У ребенка формируется четкая установка: чтобы завоевать внимание и признание родителей, ему необходимо постоянно добиваться успехов, и спорт в этом случае очень удобен, ведь здесь можно побеждать, получать звания, ставить рекорды. У ребенка, таким образом, «повреждается» механизм самооценки: он привыкает оценивать себя исключительно путем сравнения с другими людьми и становится очень зависимым от внешней оценки. Естественно, с такими установками маленькому человеку придется пережить много разочарований на пути к успеху: ведь будут неудачи, будут ошибки, будут проигрыши. И чем сильнее родители и тренеры акцентируют на них внимание, тем острее переживания ребенка и следующее за ними чувство собственной беспомощности и даже ничтожности.

Конечно, каждый случай индивидуален, и выше описанный вариант развития событий — далеко не единственный. Любые патологические формы воспитания, гипо- или гиперопека (недостаток внимания или его переизбыток), могут повлиять на психику ребенка. Также это может быть следствием проблем с социализацией на следующем этапе — в школе, то есть в кругу сверстников. В любом случае «звездная болезнь» — это лишь реакция человека, оценивающего себя исключительно через призму достижений, но главное — человека, который много страдал от иллюзии, что он — всего лишь «один из многих» или того хуже, «неудачник», и, наконец, вырвавшегося из этого «ряда».

Какова профилактика «звездной болезни»? В случае с воспитанием маленького чемпиона рекомендации достаточно просты, хотя и могут показаться странными: не нужно бояться или стесняться хвалить собственного ребенка. То, что похвала приводит к «звездной болезни» — большое заблуждение. Детская психика очень податлива к внушению. Если убеждать ребенка, что он — такой-то и сякой-то, именно таким-то он и станет. Поэтому похвала является основой для развития адекватной самооценки. Однако похвала должна быть заслуженной: не стоит превозносить ребенка за то, в чем нет его заслуги, а вот те достижения, к которым ребенок приложил усилие, не должны оставаться незамеченными. Нельзя наказывать ребенка за неудачи и провалы — это опыт, пусть и негативный. Нужно помочь проанализировать случившееся и сделать выводы, которые в дальнейшем смогут уберечь его от повторения этой ошибки.

Категорически нельзя устраивать публичные порицания и орать. Неоднократно наблюдала подобный моральный садизм в бильярдных. Родителю, конечно, кажется, что он таким образом «встряхивает» ребенка, создавая у него «боевой настрой». На самом же деле такой стиль поведения родителя вовсе не подвигает ребенка к каким-то достижениям, а, наоборот, делает его менее притязательным. В данном случае стимулируется т.н. мотивация избегания неудач ("проиграю, снова будут ругаться"), а не мотивация достижений (она стимулируется противоположным поведением родителей, о котором уже было сказано выше, — акцентированием внимания на успехах и поощрением за победы при нейтральном, спокойном отношении к неудачам). Дело в том, что в ситуации искусственно завышенной моральной ответственности, ребенок испытывает постоянные угрызения совести, фрустрацию и стресс, у него повышается тревожность, что есть прямой путь к неврозу. А невротику в бильярде, где жизненно важно хладнокровие, добиться чего-то будет сложно.

Для гармоничного развития личности, ребенку очень важно осознавать, что он важен и ценен для родителей вне зависимости от его успешности и достижений, что его любят просто за то, что он есть.

Что касается людей взрослых и сформировавшихся, на мой взгляд, предотвратить «звездную болезнь» можно лишь путем постоянного самоконтроля. «Холодный душ» — это, конечно, хорошо, вот только, где гарантия, что «болезнь» не вернется на самом высоком уровне мастерства, когда более сильных соперников можно пересчитать по пальцам? Впрочем, как утверждал в своем интервью Константин Степанов, через это неизбежно проходят все спортсмены, добившиеся определенных успехов в спорте высоких достижений, и лично я склонна с ним согласиться. Главное здесь — вовремя заметить происходящие в себе изменения и как можно быстрее их купировать, просто таки усилием воли заставляя себя быть более доброжелательным к окружающим. Ибо «звезданувший» спортсмен — во-первых, зрелище весьма отталкивающее, во-вторых, прекрасный объект для язвительных шуток и острот от коллег и журналистов, особенно в бильярде, где результат подчас так непредсказуем и «крепкий кладущий середнячок» нередко может дернуть «мастера» :о)

Оригинальный текст

Вернемся к вашей игре с напарником, где после жарких баталий за бильярдным столом вы получили вместо удовольствия от игры, апатию и чувство разбитости. Во избежание таких плачевных результатов вам нужно научиться анализировать свое поведение в тех или иных ситуациях и понимать причины, которые смогли вывести вас из состояния психологического равновесия.

В первую очередь, решив научиться играть в русский бильярд, вы должны выработать четкую этапность в технико-тактической подготовке. Начинающим игрокам я рекомендую изначально уделять внимание индивидуальным тренировкам под присмотром квалифицированного инструктора или без него. Но именно так, выполняя один технический элемент 100-200 раз за тренировку, вы стимулируете четкое запоминание схемы и техники удара мышечной структурой, а все движения шаров (битка и прицельного) после удара будут равномерно и надолго откладываться в вашей памяти. Это, уважаемый игрок, является базой вашего роста как спортсмена.

При этом, и я убедился в этом на собственном опыте, в индивидуальных тренировках параллельно с технико-тактической подготовкой происходит укрепление и тренинг вашей нервной системы. Вы находитесь наедине с собой и бильярдом, не распыляете энергию на лишние разговоры, улучшается уровень вашей концентрации внимания и, самое главное, у вас появляется чувство уверенности при забитии тех или иных шаров. И, поверьте, эта уверенность окажет вам услугу в сложных для вас матчах. Получить ее в игре с друзьями без индивидуальных тренировок просто невозможно, ведь, например, сколько за раз вечер при игре на счет вам придется ударить прицельный шар, стоящий на резке 2/3 шара в угол, и расстоянии между шарами 1 метр? 5-6 раз! А при отработке этого удара, вы будете сыгрывать его 100 раз. Разница ощутима.

Кто-то из читателей скажет, что не хватает времени на индивидуальные тренировки, а кто-то, попробовав 2-3 раза позаниматься самостоятельно, с чувством выполненного долга заявит, что у него просто не хватает терпения и силы воли сыгрывать один и тот же шар несколько десятков раз. Скажу вам откровенно, обе эти отговорки говорят лишь об одном, что они не фанаты, то есть не истинные ценители, а просто любители этой игры как приятного времяпровождения в хорошей компании. И, как вы понимаете, во втором случае ни о каком прогрессе и росте игрока речи идти не может. При этом, очень многие «любители» частенько задумываются над тем, что их уровень игры не улучшается со временем, хоть и играют они почти каждый вечер в бильярдной. К любому начинанию, уважаемый игрок, нужно приложить усилие, для того чтобы оно переросло в положительный результат. А усилие – это целеустремленность и сила воли. Теперь подумайте, какое усилие к игровому росту прикладывает любитель, играя, хоть и каждый день, с друзьями в шумной компании? Правильно – никакого! Он просто отдыхает и наслаждается приятным вечером, правда, как я уже писал, вечер может стать и не совсем приятным. Так как выдерживать тренировки психологически очень тяжело, дано это именно преданным поклонникам бильярда. В результате происходит естественный отсев игроков и, уверен, вы, уважаемый игрок, пройдете через все трудности становления первоклассного спортсмена.

Возникает еще один вопрос: нужны ли вообще для подготовки игровые спарринги? Безусловно, нужны! Но необходимо на корню изменить отношение к ним. Категорически нельзя относиться к ним, как к выяснению отношений за столом двух игроков. Примените такое отношение к игре при встречах на будущих турнирах, они, по крайней мере, для этого и созданы. Пока у вас еще не накопился достаточный опыт игры, каждый проигрыш напарнику может заставить усомниться в собственном таланте и в собственных силах, а эти сомнения – лишняя нагрузка на психологию. При четырех занятиях в неделю вы можете посвятить три из них индивидуальным тренировкам и лишь четвертое спаррингу. Относитесь к этим спаррингам как к простому применению ваших технических наработок в игре с напарником. Не ставьте перед собой цель – во что бы то ни стало «разгромить» своего оппонента любыми путями, тем более, если он ваш товарищ или друг.

Из своего опыта могу сказать, что концентрируясь не на победе в партии, а на четкой реализации ваших отработанных домашних заготовок в игре, вы автоматически становитесь ближе к победе, чем ваш напарник. Все это объяснимо, вы просто не загружаете свою нервную систему лишней мотивацией, которая, при недостаточном самоконтроле, просто будет закрепощать ваши мышцы, а игра ваша станет зажатой и однообразной. В дальнейшем на турнирах эта мотивация будет вам просто необходима для победы, особенно над сильными игроками, но к тому времени у вас уже повысится уровень самоконтроля, вы вырастите как игрок и сможете избегать вышеупомянутых побочных действий этой гипермотивации. Изначально учитесь настраивать себя на минимум эмоций, как в случае выигрыша, так и в случае проигрыша в спарринге. Все лишние эмоции, возникающие у вас, старайтесь вложить в игру, а не показывать их окружающим. Запомните – за каждой такой мобилизацией стоит поднятие вашего самоконтроля на новый уровень. Вы станете более выдержанным, научитесь управлять собой в любых ситуациях, даже вне бильярда.

А теперь вспомним, на кого вы были похожи, когда, как пороховая бочка, взорвались после последней на тот вечер партии с другом? Как я ни пытаюсь раскрыть вам тонкости этой игры, но в первую очередь вы должны расставить для себя приоритеты: игра – игрой, а отношения между людьми, тем более дружеские, стоят гораздо выше ваших личных амбиций стать бильярдным мастером. Научитесь уважать своего оппонента. Штрафной удар, в котором не сознался ваш друг, есть ничто иное, как слабость, неуверенность в своих силах, отсутствие всякого внутреннего самоконтроля и самоанализа, как и у вас на тот момент. А общение по телефону было обычной провокацией, на которую вы в дальнейшем успешно «повелись». И не нужно думать, что ваш напарник, таким образом стал каким-то предателем, просто он, как и вы, ощущал внутреннюю дисгармонию, действовал на инстинктах, в тот момент страстно желая победы под действием адреналина в крови. Так вот, умение не замечать и прощать подобного рода поступки дано только крайне уравновешенным спортсменам и является для вас еще одним путем повышения внутреннего самоконтроля. И сама игра, поверьте, благосклонна к таким сильным поступкам и следом воздаст все сполна!

Итак, уважаемый игрок, вот и прошел год ваших упорных стараний по освоению этого нелегкого вида спорта – русского бильярда. Все это время вы систематически тренировались и спарринговались четыре раза в неделю и успели освоить основные технические элементы выполнения ударов. Помимо технического роста, повысился также уровень самоконтроля, вы стали более уравновешенным. И даже с удивлением заметили, что воспитанные вами качества самосознания довольно часто помогали вам в учебе и на работе. Вы приобрели уверенность в своей игре и, как следствие, дополнительную уверенность в себе. А все это является ничем иным как вашей базой, тем, от чего вы будете отталкиваться в дальнейшем игровом росте.

Очень многие начинающие игроки, получив такую первоначальную базу игры, вдруг начинают думать, что они достигли уже очень многого и начинают этим гордиться. Такое их мнение укрепляет тот факт, что они давно уже не проигрывают своим друзьям в спаррингах, с которыми начинали осваивать бильярд одновременно. Если раньше они смотрели на игру более сильных бильярдистов, стараясь фиксировать в памяти все нюансы, и при каждом удобном случае спрашивали у них совета, теперь у них возникает убеждение, что все, чему можно было научиться, они уже научились.

Это, уважаемый игрок, называется началом «звездной болезни», от которой необходимо в кратчайшие сроки избавляться. В противном случае теряется мотивация к самосовершенствованию, да и к чему это совершенствование, если всех друзей они обыгрывают с легкостью, в ответ слыша хвалебные речи о своей игре. Таким образом, наступает период первого психологического комфорта, ведь их начинает банально все устраивать. Здесь стоит повториться: чтобы чего-то достичь, нужно приложить усилие! А на пути к вашему становлению, уважаемый игрок, этих усилий нужно будет приложить огромное множество. Как же выйти из состояния «звездной болезни»? Безусловно, необходим «холодный душ», когда нужно убедить себя, что вы практически ничего еще не достигли (а это так и есть). Раз и навсегда забыть о самолюбовании и чувстве восхищения от своей игры. И я вижу на этом этапе вашего становления как игрока один единственный выход – это спарринги с более сильными соперниками при условии продолжения ваших индивидуальных тренировок и чем раньше – тем лучше. Ведь чем сильнее заболеет спортсмен этой «звездной болезнью», тем тяжелее психологически ему будет осознать и принять проигрыш мастеру бильярда.

В этом плане облегчают данную задачу детские и юношеские спортивные школы по бильярду, где юные начинающие игроки имеют возможность тренироваться индивидуально под присмотром тренера, спарринговаться с равными по уровню игроками и, при повышении своего уровня, играть с более сильными соперниками из старших групп. Очень радует, что и в нашей республике успешно функционирует такая школа, интенсивно развивается, открывая свои филиалы в районах Мордовии. Но, как же быть игрокам более старшего возраста, у которых нет возможности заниматься по вышеуказанной схеме, а основная база игры уже наработана? Возможно, таким игроком являетесь и вы, уважаемый читатель. Вы на данном этапе напоминаете алмаз, который без специальной обработки так и останется обычным камнем, хоть и драгоценным, лишенным возможности стать эталоном красоты и совершенства – бриллиантом!

Продолжение следует...



Ссылки (турниры, игроки)

Пешев Станислав Львович

-
peshevstas.jpg
Пешев
Станислав
Львович
24.06.1983
Гражданство: 
Россия
Город: 
Саранск
Кий: 
Еремин


На мой взгляд в известных мне учебных пособиях бильярдной игры мало уделяется внимания обоснованию тех технических элементов, выполнение которых рекомендуют просто доводить до автоматизма.

Ведь например, если не ошибаюсь, смысл правильной стойки в том, чтобы обеспечить движение кия строго по линии наиболее близкой к параллели игровой поверхности, при чем движение это должно быть строго прямолинейным. Поскольку рост у меня небольшой (а вес лишний изрядный) , слепо копируя правильную стойку из учебника неизбежно рука с кием провисает ниже оптимальной точки по отношению к игровой поверхности. Как результат - движение происходит как бы снизу вверх, биток получает избыточное поступательное вращение.

При этом понимание смыла игрового действия и соответствующая оценка своего выполнения удара независимо от результата (сделан шар или нет) - влияет и на развитие описываемой болезни.

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.