Константин Степанов: «Бильярд – это игра, объединяющая людей на всем земном шаре»
Собеседником пресс-службы МСБС стал Константин Степанов. Москвич является одним из самых титулованных бильярдистов России. |
Константин занимал первую строчку европейского рейтинга и единственный на данный момент россиянин, игравший на Кубке Москони. В активе Константина победы на чемпионате Европы, Евротурах и других престижных турнирах.
— Константин, приветствуем тебя. Чем же людей так привлекает бильярд?
— Добрый день. Бильярд одна из самых доступных, умных и разнообразных игр, которые когда-либо были придуманы человеком. Он ставит задачи перед человеческим мозгом, заставляет размышлять, анализировать, принимать решения. Истинные любители бильярда так глубоко погружаются в процесс игры, что буквально растворяются в нем. Увлекательном, интеллектуальном и расслабляющем, а для кого-то это, наоборот, способ достичь предельного напряжения всех чувств, выйти на пик психоэмоционального состояния и стать лучшим, показав себе и другим свою внутреннюю силу. Для каждого бильярд по-своему прекрасен.
— Ты начал играть в 10 лет. Какой возраст считается оптимальным для начала занятий бильярдом?
— Верно, я начал играть в 10 лет, что по современным меркам уже довольно поздно. Ко всему прочему, первые 4 года я занимался только по выходным в детской группе, то есть по-настоящему тренироваться я начал, когда мне было 13-14 лет. Сейчас в этом возрасте дети могут легко побеждать на первенствах Европы. Наш спорт меняется очень быстро и уже ребятам довольно тяжело представить те трудности, с которыми сталкивались мы в то время. Я застал самые истоки развития и времена абсолютного информационного вакуума. Сейчас же спорт становится более молодым, профессиональным и требовательным, даже к самым маленьким спортсменам. Наилучшим возрастом для начала я бы назвал 6-8 лет.
— Когда ты определился, какой вид бильярда более интересен?
— В детстве я был маленького роста и русский бильярд был всегда сложен для меня именно в этом смысле. Поэтому я играл в пул намного больше и смог прочувствовать всю прелесть и глубину данного вида бильярда, его вариативность и разнообразие. Позднее у меня больше не возникало сомнений в моем внутреннем выборе. Думаю, к 12 годам я уже все понимал для себя.
— Вспомнишь ли ты свой первый выезд? Какие эмоции тогда испытывал?
— О, первый выезд на крупный турнир это было по-настоящему круто! Чемпионат Европы среди юниоров в Киеве. Море впечатлений и потрясение от невероятного на тот момент уровня игры, увиденного мною. Немцы, шведы, швейцарцы, поляки… Они просто были «инопланетянами». И в то же время, там было так весело и по-новому, что я навсегда влюбился в эти турниры. Чемпионат Европы и по сей день остается для меня любимым соревнованием. Там всегда классно. А ребятам, которые ездят на юниорские первенства я даже немного завидую, это прекрасное время и возможность почувствовать себя взрослым и самостоятельным. С годами путешествия становятся немного рутиной.
— Ты много путешествовал за свою карьеру и участвовал в различных турнирах. Где, по-твоему, бильярд наиболее популярен?
— Мне кажется, что бильярд любят везде, где я был. Просто в разных странах предпочитают какой-то свой вид. Бывает, что популярны и несколько игр, но это случается значительно реже. Почти всегда есть главный, основной. От этого довольно сложно сказать, что популярнее – «русский» (пирамида) в России, снукер в Англии, карамболь в Бельгии, Турции, Франции, Италии, Нидерландах или пул в США и Азии. Главное, что я вижу в общей картине, это то, что бильярд, какой бы он ни был, любим везде. Это поистине мировая игра, объединяющая людей на всем земном шаре. Это, пожалуй, главное мое наблюдение.
— Есть ли титул в карьере, которым ты в особенности гордишься?
— Конечно, логичнее сказать, что это победа на Кубке Москони. Это самые яркие эмоции и воспоминания, но лично для меня наиболее ценным стало то, что в 2007 году я возглавил общеевропейский рейтинг и пробыл на первой строчке пол года. Очень важным событием и отсечкой для меня была победа на чемпионате Европы.
— По сей день ты являешься единственным россиянином, который играл на Кубке Москони. Как это удалось?
— Попадание в состав сборной Европы — это всегда стечение многих обстоятельств. Мне, конечно, немного повезло, что именно я к концу года возглавлял рейтинг Европы, но без этого в спорте не бывает. Тогда первая позиция давала возможность пройти сразу в состав сборной. Сейчас отбор происходит по сумме очков, набранных за сезон, система поменялась, но суть осталась прежней – сыграй год стабильно хорошо и ты в пятерке лучших. Конечно, сейчас везет тем, кто выстрелил в самом начале сезона и прошел его на эмоциональном пике и не сдулся где-нибудь посередине. Это тоже во многом везение, потому что мы не можем знать, когда прыгнем выше головы и заиграем в идеальную игру, единственное, что мы точно знаем, это то, что такое просветленное состояние не длится долго и за ним неизбежно следует спад.
— После того турнира главный тренер Йохан Рюйсинк сказал, что изначально ты считался темной лошадкой, но блестяще раскрыл свой потенциал. Помнишь ли свои матчи?
— Конечно же я помню игры. Там были и грубые ошибки, и классные удары, и курьезные моменты в парных играх. Уникальность Кубка Москони в том, что это именно командный турнир на предельном уровне сложности. Все очень сильно зависит от духа сборной, атмосферы и отношений между игроками. Ну и, конечно, тренера. Человека, который должен собрать воедино эту «кучку звездных профессионалов» индивидуального зачета. В тот год мы были действительно сильной командой. Все проявили себя в нужный момент, показали волю, стремление и веру. Только при помощи этих составляющих сборная может побеждать, индивидуальный уровень игры вторичен, как бы странно это не звучало. Я помню ключевые моменты встреч, некоторые удары, но главное для меня, это целостное ощущение «Команды» с большой буквы.
— После этого, у двух других россиян были неплохие шансы: у Руслана Чинахова, а затем Фёдора Горста. Чего им не хватило?
— Ну, у Феди еще все впереди. Его результат пойдет в зачет этого года и скорее всего он попадет в сборную 2020. Я не сомневаюсь в этом. Мало того, я уверен, что с Европа победит в этом году, потому что Йохана не будет в сборной Америки. Руслану не хватило бензина. Он провалил вторую половину года, хотя шел довольно ровно и уверенно вначале. Я уже говорил об этом – выиграть раз это одно, но продержаться победителем на протяжении долгого времени удается далеко не всем. Когда-нибудь у него будет хороший сезон, и он еще получит шанс, я думаю. Он игрок самого топового уровня.
— Мог ли ты представить 5-7 лет назад, что Фёдор Горст станет лучшим в мире? Видны ли были в нем тогда задатки чемпиона?
— Я в этом не сомневался, скажем так. Пару лет назад я ему так и сказал: «Я видел много игроков разного уровня в этой стране, но ты единственный по ряду причин, кто станет точно чемпионом мира». Я не ожидал, что это произойдет так скоро, но все же это абсолютно закономерный итог целеустремленности Феди и вложенных в него усилий. Он – человек, видящий свою цель, «помешанный» на бильярде и не приемлющий поражений. Именно таким должен быть по внутреннему устройству истинный спортсмен. Но, как и всегда, от него зависит лишь часть его успеха. Во многом, это заслуга его спонсоров, поверивших в талант с самого начала и открывших ему все пути, давших полную свободу реализации. И конечно же, Йохан. Именно благодаря проделанной им работе над сильными и слабыми сторонами Феди, мы получили первого русского чемпиона мира. В этих смыслах Феде несказанно повезло. Он лучший на данный момент. Он открывает границы возможного для следующих поколений профессионалов в нашей стране. Он — супер игрок, и придет время, когда его перерастет кто-то, кто придет после него. Федя здорово уловил течение современного пула, понял то, над чем надо работать для достижения результата и безукоризненно это отточил. В его исполнении игра проста, проработана до микронов. Возможность делать вещи всегда одинаково делает его лучшим.
— Несколько лет назад Московский Союз бильярдного спорта пригласил на работу Йохана Рюйсинка, как это повлияло на развитие бильярда?
— Это было одно из самых важных и главных решений МСБС, принятых с целью развития пула в стране. Это событие сложно переоценить. Я лично очень благодарен Александру Николаевичу Пронину, Евгению Борисовичу Иванову, а также Виталию Михайловичу Манту, за то, что они поверили в то, что это действительно важно. Конечно, Йохану было непросто встроиться в сильно отличающуюся ментально систему российского спорта, но, благодаря своей гибкости, ему удалось проделать тут за несколько лет колоссальную работу. Огромный скачок в уровне наших топ пулистов – его заслуга.
— Сборная США в этом году лишилась Йохана, смогут ли американцы навязать борьбу на Кубке Москони?
— Мне кажется – нет. Я уже сказал об этом. Я ставлю на синих в этом году. Ко всему прочему, у Европы тоже появится лидер с этого года, чего не было до этого. Это и станет решающим фактором.
— Ты перестал ездить на Евротуры, но играешь на Кубках России, можно ли сказать, что закат карьеры не за горами?
— Посмотрим. Я не люблю говорить размыто, лучше ничего не говорить вообще. Мне нравится работать с молодежью, я люблю учить людей постарше, играющих просто для своего удовольствия, у меня есть ребенок, которому необходимо посвящать много времени, его стало меньше на тренировки, как и желания, потому что я практически все знаю про эту игру, от этого сложнее ставить четкие цели на соревнованиях… И все же, когда я оказываюсь за столом и передо мной стоит задача, которую нужно решить, кровь пульсирует в висках от огромного эмоционального напряжения – в этот момент я чувствую себя живым, как никогда. Я кайфую от игры. И расстаться с этим громадным куском моей жизни не так-то просто. Поэтому – кто знает?
— Ты увлекаешься другими видами спорта? Если да, то за кого болеешь?
— Я не смотрю спорт, как ни странно. С детства люблю истории с закрученным сюжетом и скрытым смыслом, поэтому меня не увлекает перекидывание мяча через сетку. Долго, по крайней мере. Хотя, я сам профессиональный спортсмен. Это парадокс. Но, если мне нужно выбрать между спортом и кино, то я всегда выберу кино или книгу. Единственная моя привязанность, которая тянется со мной через всю жизнь это футбольный «Спартак».) Это то, что я всегда смотрю с азартом и истинным переживанием.
— Как ты думаешь, что необходимо, чтобы сделать мероприятия по бильярду более популярными?
— Тут все просто. Телевизор, высокие призовые, большая масса любителей этой игры. В штатах, например, огромное количество любителей бильярда было сформировано при помощи лиг с их четкой системой и структурой. Там практически в каждом клубе каждого городка есть свои команды, турниры, которые объединены в огромную сеть по всей стране. Это сотни тысяч игроков! Все они составляют финансовую базу этой игры, ее фундамент. То же самое в Англии со снукером. История, телевизор, призовые, армия зрителей, знающих игру. У нас своя история. Мы только делаем ее. Я очень надеюсь на прорыв в ТВ, это первое, что сейчас необходимо. Это потянет финансирование и интерес. И очень хорошая история, наша уникальная ниша, это детские секции. Огромная работа МСБС в этом направлении (школы «Москвич», «Крылатское», «Мегаспорт») создает массовость с другой стороны, с самого детства раскрывая прелесть этого вида спорта. Многие из этих детей, когда подрастут внесут свою лепту в развитие бильярда.
— Ты перешел на тренерскую работу. Кого-то отметишь из подрастающего поколения пулистов?
— Арсений Ковалерчик, Саша Чернышов, Егор Соколов, Андрей Дзускаев, Миша Новоселов. Это те фамилии, которые мы будем слышать ближайшие несколько лет в категории мальчиков. Дуняша Гулейкова, Ника Матвиенко, Саша Дзускаева, Таисия Лыпкань – это, возможно основные действующие лица в категории девочек сейчас и ближайшие несколько лет. Также есть и другие одаренные и талантливые игроки, за которыми мы будем следить.
— Кого считаешь прорывом сезона в России и Европе, а может и мире?
— За последние несколько лет это, безусловно – Эклент Качи, Джошуа Филлер и Федя Горст. Это прорывы мирового масштаба. В России все ровно пока. Юношескую Европу я не видел еще своими глазами, трудно сказать.
— Думал ли ты о будущем своих детей? Хотел бы, чтобы они пошли по твоим стопам?
— Пойти по моим стопам можно по-разному. Во многом, я хотел бы, чтоб мой сын был похож на меня, но вообще, я мечтаю о том, чтобы он превзошел меня во всем. Здесь речь не о том, будет ли он «катать шары» или бумажки подписывать или работать в области искусственного интеллекта или станет актером… Это вообще не важно для меня, с этим он сам разберется. Какие ответы он даст на главные вопросы этой жизни и каким Человеком он станет в итоге – вот, что меня заботит, когда я думаю о его будущем. Дело жизни это лишь просто способ жить, сама жизнь про другое.
— У тебя есть собственный бильярдный Youtube-канал. Ты сам его ведешь или кто-то помогает?
— Конечно же не сам! У меня есть супер-мега партнер. Человек, делающий ту работу, которую я сам никогда бы не сделал. Он горящий идеями супер-мозг, профи своего дела. Он очень крутой. Ему я обязан за то качество, которое мы получаем, снимая на обычный фотоаппарат. Его зовут Ник. Спасибо тебе Ник!
— Кто для тебя самый сильный соперник в мире, с которым ты играл? Был ли тот, кого никак не мог обыграть?
— Да, есть парочка. Это лень. Это недисциплинированность и страх. Они есть в каждом из нас. В разных пропорциях. Вопрос – чего мы по-настоящему хотим добиться, когда выкатываем шарики на стол, приходя на тренировку? Непобедимых не существует, есть только границы, которые мы сами себе ставим.
- Блог korall
- Оставить комментарий
- 4021 просмотр
Youtube - канал действительно классный. Видна работа профессионалов в качестве съёмки и показа с объяснениями.
Отличный материал, спасибо и автору и спортсмену! Читается на одно дыхании - интересно и познавательно.
КостА крутой)