Глава 7: что было раньше, лень или … Прокрастинация?
«Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш.
Актёры, музыканты и поэты, целители уставших наших душ… »
Игорь Тальков, «Памяти Виктора Цоя», 1991г.
«Майские» заприлелетили… Четыре месяца минуло, как отпетардил своё Новый год. Обычно под этот праздник люди что-то для себя планируют, сами себе обещают чего-то добиться в следующем году. И вот уж ЧМ-2018 на носу. Как «там» ваши планы, обещания, сограждане по русскому бильярду?! Ничего конкретного не сделано и не выполнено?! Это нормально: все так живут… А между тем, «Мне скучно жить», «Я ничего не достиг и, мне кажется, уже ничего не достигну», «Не могу заставить себя что-то сделать», «Жена пилит и пилит, а мне лень…», «Я выходила замуж за активного, сильного мужчину, а сейчас…». Стандартные фразы, слышу их каждый Божий день. Модное слово «прокрастинация» (откладывание срочных дел на потом), как и старые русско-совесткие слова «лень», «обломовщина», проблему объясняет, но не решает.
А вот животных эта проблема не беспокоит. У них нет целей. Грузинский зоолог Ясон Бодридзе прожил два года с волками. Рассказывает в своих интервью: если есть еда, звери отдыхают, развлекаются, ничего не делают. Давным-давно, на заре человечества, и у нас такой проблемы не было: большую часть времени надо было добывать себе еду, выживать. Да и сейчас в сельских районах (или в бедных странах) люди заняты банальным выживанием. Конечно, везде есть принципиальные лентяи и идейные тунеядцы или бомжи, но они просто не хотят работать, их всё и так устраивает. Но сегодня мы говорим о тех, кто не делает дела и сам страдает от этого.
Прокрастинация (лат.) появляется тогда, когда выживать не надо. Еда есть, одежда есть, кров над головой есть — все вроде о’кейно. Можно не работать, ничего от этого в жизни хуже не станет, поступательное развитие человеческой цивилизации не остановится. Ну не прибью сегодня полку, и что?
Явление – массовое, что в России, что за рубежом. При этом, как и у любого поведенческого симптома, причин обычно несколько. И все они, как правило, родом из детства.
Вы учились в школе? Вы ставили себе цели? Давайте я угадаю ответ (если он, конечно, честный): нет или почти нет. Российская (и советская!) общеобразовательная школа ставит цели за ребенка. Причем довольно абстрактные: «получи хорошие оценки». Сама твоя работа никому не нужна. Решил задачку — молодец, тетрадку потом выкинь! Это – не есть хорошо! Процесс работы, цель её и результат совершенно разорваны. Взрослому человеку сложно работать, если его труд абсолютно бессмыслен. Ребёнкам ничуть не легче. Но ребёнка приучают год за годом, что ему надо что-то делать просто потому, что «так заведено» и «другие лучше знают, что тебе делать». Цель поставили другие люди. Процесс её достижения — не творческий, а подневольный. Непосредственный результат труда просто никому не нужен. «Использовать однократно, для получения оценки, после употребления – выбросить в корзинку или спустить в унитаз».
После школы следует институт, где картина не меняется. Писали-писали диплом, благополучно защитили, потом можно выбросить. И далее, по жизни, в том же духе: завод, контора или офис, где цели Вам и за Вас тоже ставят другие люди. Процесс работы Вы легко разменяете на пляжный отдых, а результатов труда, за малым исключением, обычно не видите.
Скажите честно: Вам нравится делать то, что хотят другие? Вспомните все годы жизни, начиная лет с пяти (ну, с тех пор, как Вы себя устойчиво помните): вспомните всё, что Вы делали, потому , что Вам «так сказали». А теперь вспомните всё, что Вы делали, потому что сами так решили. Объёмы несколько разные, не так ли?!
Довольно логично, что Вы не хотите делать то, что вам приказывают. И логично, что Вам сложно самому себе поставить цель. Это один из основных путей приучить себя к прокрастинации.
Второй путь — страх: «У меня не получится». Глупо звучит, особенно в применении к таким «взрослым» вещам, как, например, написание резюме, решение бытовых задач, проход через бюрократические лабиринты. Но заученный в «розовом детстве» наизусть страх дает своё сопротивление, даже если разум понимает всю его иррациональность! Откуда этот страх берется? Например, в результате прямых и косвенных внушений от родителей: «Отойди, я сама сделаю», «Не умеешь — не берись», «У тебя все равно не получится», «Ты такая неумеха!», «Ну что ты за мужик растешь?!» Или от иных «учителей и доброжелателей»…
Показательный пример из «личной практики»: одна моя «невеста» попробовала в три года гладить бельё, сожгла и сильно испугалась. Симптом у взрослой — открещиваться от любой незнакомой деятельности, избегать ответственности, не браться за новое. В сочетании с аналогично полученным страхом общения много раз отказывалась от повышений и вариантов ухода в «свободное жизненное плавание». После «проработки» всего двух этих пунктов (фактически в самом начале нашего «близкого общения»), сразу пошла на повышение на работе и параллельно запустила с подругой совместный бизнес по продаже всяких рОковых аксессуаров.
Помимо внутренних «стратегических» причин прокрастинации есть и кратковременные, действующие в конкретном моменте. Это то, что мы называем ленью. Они тоже разные, поэтому имеет смысл отсеять те, которые элементарно решаются (и не требуют обращения к дорогостоящим людоведам и душелюбам). Вот основные пункты самоконтроля по группам.
Группа первая — режим, здоровье, питание. Это - база: если организм «не тянет», то мотивация подстегнёт, но лишь на короткой дистанции. К этой группе относятся и адекватное питание, и необходимое количество воды в день, и свежий прохладный воздух в спальне и на работе, и здоровый сон, и любая двигательная активность, и йод с тестостероном (проверяется на раз в поликлинике). Как понять, что в этой группе в целом всё нормально? Вы ощущаете в себе достаточно физических сил, чтобы «тянуть» (работать) продолжительное время. При этом особенно не устаёте.
Пример из моей практики, один индивид постоянно жаловался мне на апатию, депрессию, потерю концентрации. До начала «психотерапии» я отправил его сдать анализы. Сходил, пропил йод — отпустило. Никакая «терапия» не нужна, деньги сэкономлены.
Группа вторая — эмоциональное состояние. Как тело должно быть готово к нагрузке, так и психика должна иметь возможность с рабочей нагрузкой эффективно справляться. На человека может воздействовать наличие сильного отрицательного события либо состояние, в которое много раз за день возвращаются мысли (примеры: неполадки в личной жизни, болезнь или смерть близких людей). Аналогично с влюбленностью: вроде бы событие позитивное, сил придает, но у многих, как вид психического заболевания, забирает весь фокус внимания. Бороться с влюбленностью, конечно, не надо, но учитывать как фактор работоспособности — обязательно.
А еще требуются адекватные эмоции от самого процесса работы. Если работа глубоко противна, неудивительно, что она будет выполняться плохо. Важно отсутствие конфликтов с процессом и целями работы внутри самого себя! Если Вы сторонник здорового образа жизни, то торговать сигаретами, скорее всего, не для Вс. А если всё-таки приходится, то возникают апатия, злость, самосаботаж.
Как понять, что с эмоциональным состоянием всё хорошо? Вам нравится то, что Вы делаете, Вы можете на этом сфокусироваться на длительное время (пусть и отвлекаясь по мелочам). Пример: у «клиента» - сильный страх успеха. Человек построил свою жизнь так, чтобы делать, но не достигать. Причина — детские психотравмы. Первая (очень ранняя) связала внимание к себе и стыд, а вторая (школьная) связала успех и внимание к себе, похвалили перед всем классом. Стоило это «убрать» (проговорить вслух), как дела «индивида» немедленно пошли в гору.
Группа третья — постановка целей и организация работы. Требуется наличие локальных (ежедневных), тактических (неделя, месяц) и стратегических (от полугода) целей, определённых по любой схеме целеполагания. Если нет цели, значит, и достигать её не надо. Следовательно, работа будет двигаться плохо.
Помочь тут может наличие хотя бы примитивного дневника, в котором отмечается прогресс по задачам. Есть люди, которые и без него справляются, но обычно такой дневник дает +10% работоспособности. Самоконтроль — это, как Петровичи, наше всё! Дневник объективен. Заодно позволяет не утонуть в списке дел. Важно чёткое понимание того, что надо делать в каждый конкретный момент времени. Не понимаете, что надо сделать прямо сейчас?! Значит, скорее всего, Вы ничего не будете делать. Как бороться? «Есть слона по кускам», то есть разрезать крупную задачу на мелкие «кусочки»!
Целеполагание как раз и отвечает за мотивацию. Нет цели — нет мотивации. Чем цель отличается от мечты? Тем, что «мечт» не обязательно достигать. Цель ясна, к ней есть понятный путь, и она привязана к конкретным срокам. В идеале каждый шаг к цели Вам понятен, результат желанен и важен. Вы не отвлекаетесь на другие дела.
Собираем всё вместе, что делать, если проблема висит, а Вы ее не решаете? Неважно — сделать звонок, убраться в доме, прибить полку, поехать куда-то, начать новый проект, написать резюме…
— Следите, чтобы со здоровьем всё было нормально. Если не нормально — исправляйте: здоровый сон, витамины, прогулки… Одна-две недели и организму станет сильно лучше.
— Ищите, нет ли каких-то внутренних причин не делать именно эту «кОзу (дело, итал.). Идея проста: если Вы «это» не хотите делать, Вы и не будете. Нет никакой специальной магии…
— Проверяете, что правильно поставили цель (и эта цель нужна именно Вам, а не кому-то ещё), и четко понимаете, что именно надо делать, что у Вас есть необходимый внутренний ресурс на это.
Работа «психоведа и людолюба» очень интересна в случае с Обломовской прокрастинацией! Похожа на работу детектива — симптом у всех один, а причины, ну, совершенно разные. Конечно, у многих из нас есть ещё сам навык работоспособности как таковой. Есть укоренившаяся в голове привычка лениться. Бывает сложно почувствовать связь между делами, не сделанными сегодня и последствиями этого, потом. Есть и личные особенности отдельно взятых «гомо сапиенсов». Со всем этим «добром» прекрасно разберётся любой грамотный «специалист по человеко-дУшам» (не путать с тУшами!) в процессе 2-3-х «small talks» (маленьких разговоров, вроде бы (!), «ни о чём»).
Но Вы и сами, причём, прямо сейчас, можете устранить львиную долю своих проблем! А потом, после «постижения», начать и достижение своих целей! Да, жизнь не ограничивается только этим, но именно ЦЕЛИ позволяют Вам жить той жизнью, о которой Вы где-то «там» мечтаете и которую Вы выбираете для себя! А не ныть «потом» всю жизнь, постоянно глядя на кого-то успешного и востребованного Жизнью: « Вот, фартож.пый, да тебе просто прёт!» Прёт тому, кто сам "прёт", разве не так?!
отредактировано в Саранске, в гостях у Пешева В.Л., 06.05.2018 в 10.08.
Ну, за дальнейшее развитие и популяризацию!
Глава 7: что было раньше, лень или … Прокрастинация?
«Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш.
Актёры, музыканты и поэты, целители уставших наших душ… »
Игорь Тальков, «Памяти Виктора Цоя», 1991г.
«Майские» заприлелетили… Четыре месяца минуло, как отпетардил своё Новый год. Обычно под этот праздник люди что-то для себя планируют, сами себе обещают чего-то добиться в следующем году. И вот уж ЧМ-2018 на носу. Как «там» ваши планы, обещания, сограждане по русскому бильярду?! Ничего конкретного не сделано и не выполнено?! Это нормально: все так живут… А между тем, «Мне скучно жить», «Я ничего не достиг и, мне кажется, уже ничего не достигну», «Не могу заставить себя что-то сделать», «Жена пилит и пилит, а мне лень…», «Я выходила замуж за активного, сильного мужчину, а сейчас…». Стандартные фразы, слышу их каждый Божий день. Модное слово «прокрастинация» (откладывание срочных дел на потом), как и старые русско-совесткие слова «лень», «обломовщина», проблему объясняет, но не решает.
А вот животных эта проблема не беспокоит. У них нет целей. Грузинский зоолог Ясон Бодридзе прожил два года с волками. Рассказывает в своих интервью: если есть еда, звери отдыхают, развлекаются, ничего не делают. Давным-давно, на заре человечества, и у нас такой проблемы не было: большую часть времени надо было добывать себе еду, выживать. Да и сейчас в сельских районах (или в бедных странах) люди заняты банальным выживанием. Конечно, везде есть принципиальные лентяи и идейные тунеядцы или бомжи, но они просто не хотят работать, их всё и так устраивает. Но сегодня мы говорим о тех, кто не делает дела и сам страдает от этого.
Прокрастинация (лат.) появляется тогда, когда выживать не надо. Еда есть, одежда есть, кров над головой есть — все вроде о’кейно. Можно не работать, ничего от этого в жизни хуже не станет, поступательное развитие человеческой цивилизации не остановится. Ну не прибью сегодня полку, и что?
Явление – массовое, что в России, что за рубежом. При этом, как и у любого поведенческого симптома, причин обычно несколько. И все они, как правило, родом из детства.
Вы учились в школе? Вы ставили себе цели? Давайте я угадаю ответ (если он, конечно, честный): нет или почти нет. Российская (и советская!) общеобразовательная школа ставит цели за ребенка. Причем довольно абстрактные: «получи хорошие оценки». Сама твоя работа никому не нужна. Решил задачку — молодец, тетрадку потом выкинь! Это – не есть хорошо! Процесс работы, цель её и результат совершенно разорваны. Взрослому человеку сложно работать, если его труд абсолютно бессмыслен. Ребёнкам ничуть не легче. Но ребёнка приучают год за годом, что ему надо что-то делать просто потому, что «так заведено» и «другие лучше знают, что тебе делать». Цель поставили другие люди. Процесс её достижения — не творческий, а подневольный. Непосредственный результат труда просто никому не нужен. «Использовать однократно, для получения оценки, после употребления – выбросить в корзинку или спустить в унитаз».
После школы следует институт, где картина не меняется. Писали-писали диплом, благополучно защитили, потом можно выбросить. И далее, по жизни, в том же духе: завод, контора или офис, где цели Вам и за Вас тоже ставят другие люди. Процесс работы Вы легко разменяете на пляжный отдых, а результатов труда, за малым исключением, обычно не видите.
Скажите честно: Вам нравится делать то, что хотят другие? Вспомните все годы жизни, начиная лет с пяти (ну, с тех пор, как Вы себя устойчиво помните): вспомните всё, что Вы делали, потому , что Вам «так сказали». А теперь вспомните всё, что Вы делали, потому что сами так решили. Объёмы несколько разные, не так ли?!
Довольно логично, что Вы не хотите делать то, что вам приказывают. И логично, что Вам сложно самому себе поставить цель. Это один из основных путей приучить себя к прокрастинации.
Второй путь — страх: «У меня не получится». Глупо звучит, особенно в применении к таким «взрослым» вещам, как, например, написание резюме, решение бытовых задач, проход через бюрократические лабиринты. Но заученный в «розовом детстве» наизусть страх дает своё сопротивление, даже если разум понимает всю его иррациональность! Откуда этот страх берется? Например, в результате прямых и косвенных внушений от родителей: «Отойди, я сама сделаю», «Не умеешь — не берись», «У тебя все равно не получится», «Ты такая неумеха!», «Ну что ты за мужик растешь?!» Или от иных «учителей и доброжелателей»…
Показательный пример из «личной практики»: одна моя «невеста» попробовала в три года гладить бельё, сожгла и сильно испугалась. Симптом у взрослой — открещиваться от любой незнакомой деятельности, избегать ответственности, не браться за новое. В сочетании с аналогично полученным страхом общения много раз отказывалась от повышений и вариантов ухода в «свободное жизненное плавание». После «проработки» всего двух этих пунктов (фактически в самом начале нашего «близкого общения»), сразу пошла на повышение на работе и параллельно запустила с подругой совместный бизнес по продаже всяких рОковых аксессуаров.
Помимо внутренних «стратегических» причин прокрастинации есть и кратковременные, действующие в конкретном моменте. Это то, что мы называем ленью. Они тоже разные, поэтому имеет смысл отсеять те, которые элементарно решаются (и не требуют обращения к дорогостоящим людоведам и душелюбам). Вот основные пункты самоконтроля по группам.
Группа первая — режим, здоровье, питание. Это - база: если организм «не тянет», то мотивация подстегнёт, но лишь на короткой дистанции. К этой группе относятся и адекватное питание, и необходимое количество воды в день, и свежий прохладный воздух в спальне и на работе, и здоровый сон, и любая двигательная активность, и йод с тестостероном (проверяется на раз в поликлинике). Как понять, что в этой группе в целом всё нормально? Вы ощущаете в себе достаточно физических сил, чтобы «тянуть» (работать) продолжительное время. При этом особенно не устаёте.
Пример из моей практики, один индивид постоянно жаловался мне на апатию, депрессию, потерю концентрации. До начала «психотерапии» я отправил его сдать анализы. Сходил, пропил йод — отпустило. Никакая «терапия» не нужна, деньги сэкономлены.
Группа вторая — эмоциональное состояние. Как тело должно быть готово к нагрузке, так и психика должна иметь возможность с рабочей нагрузкой эффективно справляться. На человека может воздействовать наличие сильного отрицательного события либо состояние, в которое много раз за день возвращаются мысли (примеры: неполадки в личной жизни, болезнь или смерть близких людей). Аналогично с влюбленностью: вроде бы событие позитивное, сил придает, но у многих, как вид психического заболевания, забирает весь фокус внимания. Бороться с влюбленностью, конечно, не надо, но учитывать как фактор работоспособности — обязательно.
А еще требуются адекватные эмоции от самого процесса работы. Если работа глубоко противна, неудивительно, что она будет выполняться плохо. Важно отсутствие конфликтов с процессом и целями работы внутри самого себя! Если Вы сторонник здорового образа жизни, то торговать сигаретами, скорее всего, не для Вс. А если всё-таки приходится, то возникают апатия, злость, самосаботаж.
Как понять, что с эмоциональным состоянием всё хорошо? Вам нравится то, что Вы делаете, Вы можете на этом сфокусироваться на длительное время (пусть и отвлекаясь по мелочам). Пример: у «клиента» - сильный страх успеха. Человек построил свою жизнь так, чтобы делать, но не достигать. Причина — детские психотравмы. Первая (очень ранняя) связала внимание к себе и стыд, а вторая (школьная) связала успех и внимание к себе, похвалили перед всем классом. Стоило это «убрать» (проговорить вслух), как дела «индивида» немедленно пошли в гору.
Группа третья — постановка целей и организация работы. Требуется наличие локальных (ежедневных), тактических (неделя, месяц) и стратегических (от полугода) целей, определённых по любой схеме целеполагания. Если нет цели, значит, и достигать её не надо. Следовательно, работа будет двигаться плохо.
Помочь тут может наличие хотя бы примитивного дневника, в котором отмечается прогресс по задачам. Есть люди, которые и без него справляются, но обычно такой дневник дает +10% работоспособности. Самоконтроль — это, как Петровичи, наше всё! Дневник объективен. Заодно позволяет не утонуть в списке дел. Важно чёткое понимание того, что надо делать в каждый конкретный момент времени. Не понимаете, что надо сделать прямо сейчас?! Значит, скорее всего, Вы ничего не будете делать. Как бороться? «Есть слона по кускам», то есть разрезать крупную задачу на мелкие «кусочки»!
Целеполагание как раз и отвечает за мотивацию. Нет цели — нет мотивации. Чем цель отличается от мечты? Тем, что «мечт» не обязательно достигать. Цель ясна, к ней есть понятный путь, и она привязана к конкретным срокам. В идеале каждый шаг к цели Вам понятен, результат желанен и важен. Вы не отвлекаетесь на другие дела.
Собираем всё вместе, что делать, если проблема висит, а Вы ее не решаете? Неважно — сделать звонок, убраться в доме, прибить полку, поехать куда-то, начать новый проект, написать резюме…
— Следите, чтобы со здоровьем всё было нормально. Если не нормально — исправляйте: здоровый сон, витамины, прогулки… Одна-две недели и организму станет сильно лучше.
— Ищите, нет ли каких-то внутренних причин не делать именно эту «кОзу (дело, итал.). Идея проста: если Вы «это» не хотите делать, Вы и не будете. Нет никакой специальной магии…
— Проверяете, что правильно поставили цель (и эта цель нужна именно Вам, а не кому-то ещё), и четко понимаете, что именно надо делать, что у Вас есть необходимый внутренний ресурс на это.
Работа «психоведа и людолюба» очень интересна в случае с Обломовской прокрастинацией! Похожа на работу детектива — симптом у всех один, а причины, ну, совершенно разные. Конечно, у многих из нас есть ещё сам навык работоспособности как таковой. Есть укоренившаяся в голове привычка лениться. Бывает сложно почувствовать связь между делами, не сделанными сегодня и последствиями этого, потом. Есть и личные особенности отдельно взятых «гомо сапиенсов». Со всем этим «добром» прекрасно разберётся любой грамотный «специалист по человеко-дУшам» (не путать с тУшами!) в процессе 2-3-х «small talks» (маленьких разговоров, вроде бы (!), «ни о чём»).
Но Вы и сами, причём, прямо сейчас, можете устранить львиную долю своих проблем! А потом, после «постижения», начать и достижение своих целей! Да, жизнь не ограничивается только этим, но именно ЦЕЛИ позволяют Вам жить той жизнью, о которой Вы где-то «там» мечтаете и которую Вы выбираете для себя! А не ныть «потом» всю жизнь, постоянно глядя на кого-то успешного и востребованного Жизнью: « Вот, фартож.пый, да тебе просто прёт!» Прёт тому, кто сам "прёт", разве не так?!
отредактировано в Саранске, в гостях у Пешева В.Л., 06.05.2018 в 10.08.