СНУПУЛ - симбиоз снукера и пула
Снупул – игра на бильярдном столе для пула, придуманная мной в качестве альтернативы всем известной «восьмерки». Игра содержит в себе элементы, как динамичного и быстрого пула, так и интеллектуального и каверзного снукера. При всей моей любви к пулу, «восьмерка» за долгие годы уже достаточно «приелась», а «девятка» («семерка», «десятка») на любительском уровне очень сильно подвержена элементу случайности. Поиграть в интеллектуальный снукер удается, к сожалению, только виртуально из-за практически отсутствия в наших бильярдных клубах снукерных столов. В то же время столов для пула в них много, но играть в снукер на пуловском столе маленькими шариками и длинными киями удовольствия не доставляет, да и не носить же их с собой в бильярдную. Вот поэтому и родилась игра в виде симбиоза пула и снукера, которую я назвал снупул и предлагаю ее вашему вниманию.
Правила игры в «Снупул».
Игра проводится на бильярдном столе для пула любого размера (7,8,9 футов), который перед игрой нужно подготовить для "СНУПУЛА", сделав мелом (или специальными наклейками) необходимые отметки для постановки играющих шаров. В игре участвуют разноцветные шары для пула, кроме одного (любого) полосатого, желтого (номер 1) и черного (номер 8). Все сплошные шары для краткости будем называть «цветными». Короткий борт, от которого производится начальный удар, называется «передним бортом», противоположный, соответственно - «задним».
Первая отметка – так называемая «задняя отметка» находится в центре «задней» половины стола, на нее устанавливается верхний шар пирамиды из шести полосатых шаров. Вторая отметка находится на центральной оси на расстоянии 1/3 от «заднего» борта до «задней отметки». На нее устанавливается коричневый шар (шар номер 7). Как можно ближе к полосатому шару на задней отметке, но, не касаясь его, также на центральной оси устанавливается на свою отметку зеленый шар (шар номер 6). Шар номер 5 (оранжевый шар стандартного пуловского набора) устанавливается на отметку точно в центре стола (центральная отметка). На расстоянии 1/3 от переднего борта до центральной отметки перпендикулярно осевой линии располагается линия «балки», в центре которой делается отметка для шара номер 4 (лиловый). Со стороны переднего борта слева от шара 4 на пересечении диагонали «левая угловая луза – средняя правая луза» с линией «балки» устанавливается красный шар (номер 3). Аналогично справа устанавливается шар номер 2 (синий).
«Домом» в СНУПУЛе называется прямоугольник, ограниченный передним бортом и отметками синего (шар номер 2) и красного (шар номер 3) шаров.
Игра ведется игроками правильными ударами только по битку (шар белого цвета). Начальный удар, определенный с помощью жребия или «раскаткой», производится из любой точки «дома», при этом игрок должен сыграть только по полосатому шару, стараясь не только удачно подбить пирамиду, но и отогнать биток как можно дальше от нее, создавая сопернику невыгодную позицию.
1. Цель игры.
Игра ведется не на количество забитых шаров, а на количество набранных очков. Таким образом, если стол не оборудован специальными счетчиками, то для игры необходимы ручка и листок бумаги для записи набранных очков. При этом каждый забитый шар оценивается согласно следующим показателям:
- любой полосатый шар – 1 очко;
- синий шар – 2 очка;
- красный шар – 3 очка;
- лиловый шар – 4 очка;
- оранжевый шар – 5 очков;
- зеленый шар – 6 очков;
- коричневый шар – 7 очков.
Цель – в соответствии с правилами загнать в лузы шары и набрать количество очков, большее, чем соперник. Максимально возможная величина результативной серии составляет 75 очков (6х(1+7)=48 очков с полосатыми шарами через коричневый шар и 27 очков – сумма всех цветных шаров).
2. Построение серии.
Игрок, который получает право на удар, должен сначала попасть по одному из полосатых шаров. Если игроку удается положить полосатый шар в лузу, то он получает в свой актив одно очко и право на следующий удар по любому цветному, предварительно объявив его номер или цвет. При попадании в лузы двух и более полосатых шара, игрок получает количество очков равное количеству забитых полосатых шаров. Если игрок сможет правильным ударом положить после этого объявленный цветной шар в лузу, то в его актив добавляется количество очков стоимости этого шара, а сам цветной шар достается из лузы и устанавливается на свою отметку. Если его отметка занята мешающими шарами, то он устанавливается как можно ближе к своей отметке по вертикальной оси со стороны заднего борта. Затем игрок должен снова сыграть в лузу полосатый, чтобы иметь возможность забить цветной. Таким образом, строится серия результативных ударов с набором очков до тех пор, пока игрок или не сможет забить очередной шар, или не захочет забивать и сделает удар по отыгрышу, или совершит ошибку («фол»), после чего право на удар переходит к сопернику.
Цветные шары достаются из лузы и выставляются на свои отметки до тех, пор, пока на столе остаются полосатые шары. После того, как будет сыгран последний полосатый и объявленный последний цветной, выставленный на свою отметку, игрок должен положить цветные шары по очереди по возрастанию их стоимости, т.е. первым шар 2 (синий), затем шар 3 (красный), лиловый (4), оранжевый (5), зеленый (6), коричневый (7). Шары в этом случае больше из луз не достаются, даже если при нанесении результативного удара был объявлен фол (ошибка).
Надо отметить, что в отличие от «снукера» цветные шары выставляются всегда на свои отметки или как можно ближе к ним по вертикальной оси со стороны заднего борта.
3. Фолы
Любой фол (ошибка) влечет за собой наказание в виде начисления штрафных очков на счет противника. Количество штрафных очков определяется стоимостью цветного шара, на котором произошла ошибка, но не может быть меньше 4 очков. Максимально возможное наказание наступает, если фол произошел с участием коричневого шара, т.е. 7 очков. Фол объявляется игроку, осуществляющему удар, в следующих случаях:
- при касании любых шаров на столе любыми частями телами или элементами одежды;
- если при нанесении удара хотя бы одна нога не касалась пола;
- при нанесении по битку неправильного удара (пропих, двойной удар, удар не наклейкой кия и т. д.);
- падение битка в лузу:
- при нарушении очередности нанесения ударов по прицельным шарам (вместо полосатого шара игрок попадает по цветному и наоборот);
- при ударе по прицельному полосатому шару вместе с ним (с ними) или без него в лузу падает любой цветной;
- при ударе по объявленному цветному вместе с ним в лузу падает любой другой шар;
- если после удара биток не касается прицельного шара.
Сложение фолов не допускается, в качестве наказания принимается максимальный фол, допущенный при ударе.
Удар по близкостоящему (или стоящему вплотную) шару возможен только «резаный», под углом более 45 градусов. В противном случае это считается неправильным ударом, влекущим за собой объявление фола. Если биток вплотную соприкасается с цветным, а удар требуется нанести по полосатому (или по другому заказанному цветному), то в момент удара этот цветной не должен пошевелиться. При касании битка полосатого шара, если требуется нанести удар по цветному (но не по полосатому!), действует то же правило.
После объявления фола право на удар переходит к следующему игроку, при этом он может либо принять позицию и нанести следующий удар согласно настоящим правилам, либо передать право на удар своему оппоненту. Если произошло падение битка в лузу, то следующий удар производится из любой точки «дома».
Надо отметить, что в отличии от других «пуловских» игр, фол не объявляется, если после соударения с прицельным шаром, ни один из шаров не дошел до борта.
4. Отыгрыш.
Игрок, исходя из сложившейся ситуации на столе, может принять тактическое решение не забивать очередной шар в лузу, а произвести удар по отыгрышу, пытаясь создать для соперника ситуацию, при которой очередной прицельный шар будет «замазан» другими шарами. Такая позиция называется «маска», и выход из нее возможен путем нанесения сложного обводящего удара, либо ударом с отскоком от одного или нескольких бортов. Если при выходе из «маски» игрок допускает «фол», то право на удар переходит к другому игроку, которым он может либо воспользоваться, либо предложить своему сопернику нанести следующий удар согласно правилам из вновь сложившейся позиции.
Надо отметить, что в отличии от «снукера», позиция при ошибочном выходе из «маски» не восстанавливается.
5. Конец игры.
Игра заканчивается, когда правильным ударом забит последний шар (коричневый) и счет при этом не равный, или когда один из игроков признает свое поражение, не находя для себя возможности набрать очков больше, чем у соперника.
Если последний шар (коричневый) забит с нарушением правил и объявлением фола, например, вместе с коричневым в лузу упал биток, или при нанесении удара нога игрока не касалась пола, то на счет соперника записывается 7 очков. Коричневый шар достается из лузы и устанавливается на свою отметку. Право на удар переходит к сопернику, от которого он может отказаться. Удар производится из любой точки «дома».
Если в результате правильного последнего удара счет игроков становится равным, то коричневый шар так же достается из лузы и устанавливается на свою отметку. Следующий удар осуществляется битком из дома игроком, забившим последний шар.
- Блог yurasav61
- Оставить комментарий
- Просмотров: 5780
когда-то давным-давно сохранил для себя распечатку из интернета с образчиком игры на пуловском столе по подобию снукера. Сейчас лишен возможности быстро ее отыскать в архиве, поэтому никаких подробностей не сообщу. Помню только, что пирамида из 9 шаров там ставилась ромбом ("девяточная" то бишь), а остальные шары по какому-то принципу распределялись по серединам бортов. И навряд ли вплотную к борту.
Игра была хороша для любителей, чтобы разнообразить им досуг какими-нибудь более увлекательными вариантами, чем официальные дисциплины. Даже в сборнике правил ВСА таких приводится с десяток (Cribbage, Cut-Throat, Honolulu и так далее), что уж говорить о существовании книги с названием "Более 300 способов играть в бильярд". Трёхсот. Словом, "всё уже украдено до нас" :)))
А та игра по снукерным правилам (как и большинство из развлекательных) для игрока с уровнем чуть выше среднего уже становится слишком простой. Как тренировочная, для достижения этого самого среднего уровня, еще годится.
Более трёхсот, Карл
креативное название. из серии "кетчунез и сметахар"
Не догоняю "Поиграть в интеллектуальный снукер удается, к сожалению, только виртуально из-за практически отсутствия в наших бильярдных клубах снукерных столов" - это о чем, если автор позиционирует себя в г. Санкт-Петербург? Уж где еще то, как не у нас.
Ни у кого ничего не крал… Люблю играть в пул, люблю смотреть снукер по ТВ. Идея лежала на поверхности. Я обкатал ее на своем столе и просто оформил. Если эта идея уже реализована, буду крайне признателен за ссылку. Насчет среднего уровня… Не думаю, что сделать серию в 75 очков можно при среднем уровне игры.
Про название… Снукерный пул, снукер-пул, снупул, или еще короче снуп. Можно просто СП :). Если не нравится эти, предложите свое…
Конечно, в Питере есть, где поиграть в снукер… Но во многих других российских городах снукерный стол до сих пор остается экзотикой.
Хотелось бы увидеть комментарии, начинающиеся словами «попробовал поиграть, считаю что….».
Большая часть любителей смотреть снукер, не играют в бильярд вообще.
Лишнее подтверждение тому, что правила достойной игры неразрывно связаны с инвентарём и вместе выражают концепцию бильярдной игры, то есть идею того в чём соревнуются люди.
То, что в названии появилось "сну", а также применение "снукерного" правила чередования легальности удара по двум группам шаров, ни на йоту не приблизила игру к снукеру. Пул, он и есть пул. )) А для пуловского инвентаря правила этой игры далеки от идеального воплощения расплывчатой концепции Пула. Игра явно технически проще девятки, явно тактически проще игры "в одну лузу". Чего то такого эдакого, отсутствующего в других играх пула, в предлагаемой игре не усматривается. Поэтому непонятно, чему может эта игра научить, что практически равноценно вопросу - кому она может быть нужна ?
Тут я согласен. Вид бильярда определяется оборудованием. Любые правила на пуловском оборудовании будут пулом). Увы
А вот тут не согласен я. ))
Вид бильярда определяет инвентарь совместно с правилами выражающие общую идею (концепцию). Если на снукерном столе играть по правилам трёхбортного карамболя, то это будет ни то, ни сё. Потому что идеи снукерного инвентаря и карамбольных правил очень далеки друг от друга.
получится трехбортный кэнон))))
назвали бы ПУКЕР - больше хайпа было бы
Кстати, если мне память не изменяет, правило чередования групп шаров и различного очкового "веса" шаров применяются в игре Bonus Ball, на продвижение которой недавно тратили там много усилий некоторые американские функционеры пула: https://www.youtube.com/watch?v=7c77RY8SENs
Мне, кстати, игра очень понравилась. Хороший баланс кладки и позиционной игры.
Да и формат довольно интересный.
Жаль, что не взлетело(