Бильярд при Петре Первом

Какое отношение к бильярду имеет Пётр I, знают далеко не все. Однако именно ему мы обязаны тем, что эта игра сначала появилась на берегах Невы, а потом распространилась по всей России.

В 1698 год. Пётр 1 возвращается из «Великого посольства». Молодой царь инкогнито исследовал западный уклад жизни и взял всё самое лучшее из европейских традиций. Также царь привёз в Россию «заморскую диковинку», подарок короля Нидерландов,- бильярдный стол, который Пётр распорядился установить возле своей приёмной, чтобы занять послов и дипломатов, ожидающих аудиенции.

Интересен тот факт, что первое знакомство Петра с бильярдом могло состояться намного раньше его первого заграничного путешествия. Известно, что в 1687 году молодой наследник престола любил проводить время в немецкой слободе – Кокуе, где имел возможность близко соприкоснуться с иноземным укладом жизни и различными играми. В трактирах немецкой слободы можно было найти родственный бильярду труктафель. Труктъ-тафелем (Drukctafel) называлась игра, похожая на бильярд. Смысл состоял в том, чтобы бросать каменные шары в желоба, выдолбленные в высоких бортах, которые идут по двум сторонам длинного узкого стола.

1703 годом датируется Наказъ о воспитании царевича Алексея Петровича в девяти статьях, в котором помимо религиозного воспитании, обучения языкам, географии танцам, конской езде, уделяется внимание играм в труктафель и балгаузъ.

В 1715 году граф Андрей Артамонович Матвеев, посол в Голландии, Англии, Франции, первый дипломат Петра 1, занимавший также должность сенатора и президента Юстиц-коллегии, организовывает в своём дворце первую общественную бильярдную комнату в Санкт-Петербурге.

Уже в 1718 году Пётр Великий узаконивает бильярдную игру Указом «Об Ассамблеях». Отныне « в людских собраниях» в бильярд должны играть в обязательном порядке. Указ легализировал проведения ассамблей (собраний) в частных домах Санкт-Петербурга. В одном из 7 пунктов, по которым проводились ассамблеи, указывалось на проведение игр на столах. Известно, что карточные и другие азартные игры были запрещены, так что, без сомнения, речь идёт о бильярде. Есть неопубликованные пояснения и богатая литература, свидетельствующая о любви Петра к этой игре, вылившейся в первый законодательный акт, закрепляющий распространение бильярда в России.

Первым документом, фиксирующим увлечение бильярдом Петра I, считается его «Походный журнал», в котором отображалась хроника жизни Петра и ежедневные деяния. Интерес представляют записи за январь и март 1720 года:


« Генварь. Въ 23й день. Его Величество былъ въ Адмиралтейской верфи у кораблей, и былъ в ъ мыльне; кушали дома и играли въ шахматы и билiартъ…

Март. В 19-й день. Его Величество после кушанья ездилъ на озеро, и игралъ въ билiарт, и труктъ-тафель, и в шахматы и в бирюльки до ночи…».


К 1718 году относятся любопытные сведения о бильярдной игре в Киеве, дошедшие до наших дней. В Киевопечерской лавре проведена проверка после пожара и вскрылись многие финансовые недостачи. В обнаруженных растратах старейшины лавры обвинили отца Iеремiю, и он вынужден был удалиться в Китаевскую пустыню. Отцом Иеремием назывался бывший обер-офицер, сын гвардейского сержанта, по окончании Прусской войны пожелавший стать монахом. В лавре он занимался обеспечением провианта, был адвокатом и ведал трактирным и бильярдным промыслом. Бильярдная игра еще в начале ХVIII в. была распространена в Киеве. Вина монаха заключалась в том, что занимаясь церковным промыслом в трактирах и бильярдных, он вынужден был под угрозой расправы или отнятия денег давать в долг проигравшимся офицерам. Когда же приходило время возвращать долги, большинство отказывалось это делать.