Удары

Дарование игрока в бильярд заключается в способности тщательно определить точки прицела. Если он ударит кием в намеченную точку на битке и тот, получив ускоренное поступательное движение, точно попадет в намеченное место играемого шара, шар неизбежно должен упасть в лузу.

ТОЧКА ПРИЦЕЛА

Если биток посылается с дальнего расстояния, то линия прицела практически совпадает с линией, соединяющей указанную точку с центром битка, — кий смотрит в эту точку.

С близкого расстояния кий приходится нацеливать не прямо в указанную точку, а в сторону от нее. Чем ближе биток к играемому шару, тем угол между этой линией и линией прицела будет больше — приходится вносить большую поправку.

Но одного умения находить точную линию прицела маловато. Необходимо еще освоить верный удар.

Точный и красивый удар вырабатывается нелегко: нужны месяцы и даже годы, чтобы только изучить и освоить основные действия кием. При этом следует знать, что каждый удар фактически включает в себя два удара: удар кием по битку и удар битком по прицельным шарам.

УДАР КИЕМ ПО БИТКУ

Разновидность ударов по битку определяется точкой на нем, в которую необходимо нанести удар.

Шар, как и всякое сферическое тело, имеет на своей поверхности миллионы воображаемых точек для нанесения удара.

В бильярде из этих миллионов выбирают только девять. Они крайне необходимы в деле познания техники удара.

1. Клапштос — удар в центр битка. Это один из основных первоначальных ударов, позволяющих "положить" шар наверняка.

Он, этот удар, зиждется на физическом законе, гласящем, что шар, движущийся по плоскости, ударившись о другой, равный ему не только по массе и объему, но и по упругости, неизбежно останавливается на месте, в точке соприкосновения, а свою скорость движения и его направление передает другому, тому, о какой он ударился.

Клапштос — основной удар. Он эффективен, красив и результативен. Но труден! Особенно, если биток стоит, плотно прижавшись к борту.

Нанести клапштос, "отковырнув" биток от борта кием, удается только игрокам высшего класса, ибо точка № 1 в этом случае не видна. Удар приходится наносить необычно, не так, как принято, держа кий параллельно плоскости стола, а задирать его толстый конец как можно выше, чтобы коснуться наклейкой точки, наиболее близкой к № 1.

Клапштос часто применяется в тех случаях, когда шар, подлежащий кладке, стоит очень близко от лузы, особенно средней, а биток находится от него по прямой линии на почтительном расстоянии.

Если при такой композиции шаров "послать" биток "накатом", то есть плавно толкнуть его кием, то он по инерции и сам угодит в лузу. Это хорошо при игре в "американку", но противопоказано в "пирамидку", ибо падение "своего" в этой игре карается штрафом в пять очков, потерей удара и сыгранного шара.

Если послать своего "боковичком", то он так же может ввинтиться в лузу. При игре в "американку" спортсмен умышленно наносит такие удары, чтобы упало сразу два шара, а в "пирамидку" таких ударов надо избегать. Для этого и применяется клапштос. Виток при этом ударе остается на месте, а играемый шар неминуемо сталкивается в лузу.

Этот удар хорош еще и в тех случаях, когда игрок хочет поставить своего партнера в трудное положение или когда игра свелась к последнему шару.

На столе получилась такая композиция, что играть шар опасно: можно подставить. Тогда игрок наносит клапштос. Биток остается на месте встречи с другим шаром, скажем, посередине стола, а играемый шар, получив от него силу и направление движения, откатывается к короткому борту, и если удар хорошо рассчитан, то шар даже прижимается к борту, и партнер, таким образом, будет поставлен в трудное положение, ибо он вынужден играть шар дуплетом в угол (то есть направить его в борт бильярдного стола с таким расчетом, чтобы, отразившись от борта, он попал в лузу). А такой удар чреват неприятными последствиями: шар может подставиться под угловую лузу.

Если же партнер не пожелает играть его дуплетом в угол, а просто "накатит", то играемый шар отойдет от борта и встанет в композицию, при которой его можно положить в угол или дуплетом в середину.

Трудность исполнения клапштоса пропорциональна расстоянию между шарами.

Удар в центр битка — краеугольный камень всей бильярдной техники, а потому, не освоив его, нельзя переходить к отработке других, более сложных ударов.

Все мастера бильярдной игры сходятся в одном: начинающему игроку прежде всего надо изучить клапштос теоретически, затем овладеть им на практике.

Остальные восемь ударов носят общее название "эффе", или "крученый" удар, от которого шар при поступательном движении начинает вращаться вокруг своей оси. К ним относятся:

"Накат" — удар в верхнюю точку строго над центром битка.

Удар по верхней точке, лежащей на центральном меридиане шара, считается одним из самых легких. Необходимо только следить, чтобы наклейка кия была хорошо натерта мелом. Иначе он скользнет, и получится "кикс", а шар пойдет совсем не в том направлении, в каком хотелось бы игроку.

От удара кием в точку № 2 шар получает прямолинейное поступательное движение. К нему еще приплюсовывается и вращение. При столкновении с шаром, который игрок пытается сыграть, биток не остановится в точке соприкосновения со вторым шаром, а, передав ему часть силы своего движения, он на миг как бы замрет на месте, но энергия, полученная им от удара, еще сохраняется, и он пойдет следом за тем, которого ударил. Причем направление его движения от этого не изменится. Если играемый шар "застрял в лузе", биток, посланный "накатом", сбивает его в лузу и следом неминуемо падает сам.

Такой удар-"накат" обычно охотно применяют новички, так как он несложен в исполнении. Считается, что при "накате" удар и прицел наиболее верны.

Не всегда удар наносится точно в указанную выше точку. В зависимости от расстояния между "своим" и играемым шарами точка удара может несколько смещаться по вертикали. Чем ближе стоит биток к играемому шару, тем выше и сильнее наносится удар, и наоборот. Так, если расстояние между шарами небольшое, например около 0,2—0,5 м, то для получения "наката" наносится короткий и сильный удар почти в самый верх битка.

3. "Оттяжка" — удар в нижнюю точку строго под центром битка. При ударе с "оттяжкой" на биток действуют две силы, направленные в противоположные стороны. Первая — это сила удара, заставляющая шар продвигаться вперед. Вторая происходит оттого, что удар нанесен в точку шара, расположенную ниже центра. Эта сила заставляет шар вращаться назад вокруг своей горизонтальной оси. При столкновении битка с играемым шаром биток на мгновение останавливается, но, так как на него еще действует сила обратного вращения, он, послав играемый шар дальше, сам откатывается назад.

"Оттяжка" считается одним из самых красивых и трудных ударов и применяется в игре очень часто. При "оттяжке" важны мгновенность и мягкость удара. Кроме того, она требует идеального состояния наклейки: только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая ее поверхность поможет правильно выполнить этот удар.

Первые три удара по битку обеспечивают либо остановку, либо движение его после столкновения с играемым шаром вперед или назад.

Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром "свой" покатился вправо или влево, то применяются боковые, или французские, удары. Появились они на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях. Большое же распространение получили лишь после усовершенствования киев и появления кожаной наклейки. Главное достоинство боковых ударов заключается в широкой возможности выполнять с их помощью отыгрыш и выход. Вот эти удары:

4. "Правый боковик" — удар в среднюю точку на правой стороне битка. При таком ударе биток получает, кроме поступательного движения вперед, вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, справа налево. Столкнувшись с играемым шаром, передав ему поступательное движение, завертевшись волчком и увлекаемый своим вращательным движением, биток пойдет только вправо. Такие удары наносятся в тех случаях, когда надо "срезать" играемый шар в лузу.

5. "Левый боковик" — удар в среднюю точку на левой стороне битка. Этот удар аналогичен по технике предыдущему (4), только вертикальное вращение биток получает слева направо и после столкновения с играемым шаром пойдет только влево.

Следующие четыре удара — наиболее сложны. Это так называемые комбинированные удары, включающие в себя одновременно элементы боковых ударов, а также "наката" или "оттяжки". Иногда такие удары называют "боковой накат" или "боковая оттяжка".

6. "Верхний правый боковик" — удар в верхнюю точку на правой стороне битка. Этот удар выполняется, если надо, чтобы биток после столкновения с шаром покатился вправо и вперед. Биток ударяют в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Этот удар сообщает шару:

• Движение шара вперед, как следствие удара, приводящего тело в прямолинейное поступательное движение.

• Ускоренное движение. Ибо удар наносится несколько выше центра шара и поэтому сообщает ему еще и силу наката.

• Небольшое, почти незаметное для глаза отклонение битка в правую сторону, как следствие удара, заставившего шар вращаться вокруг вертикальной оси.

7. "Верхний левый боковик" — удар в верхнюю точку на левой стороне битка. Все здесь аналогично предыдущему удару (6), только биток уходит влево и вперед.

8. "Нижний правый боковик" — удар в нижнюю точку на правой стороне битка. В результате биток "оттягивается" назад и вправо..

9. "Нижний левый боковик" — удар в нижнюю точку на левой стороне битка. В результате "свой" шар, столкнувшись с играемым шаром, "оттягивается" назад и влево.

Остальные удары очень сложны. Они относятся к ударам второй категории, которые по силам лишь игрокам высокого класса.

УДАРЫ БИТКОМ ПО ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРАМ

Прямой удар

"Прямыми" шарами называется такое расположение шаров на столе, когда биток, мишень и луза находятся на прямой линии, соединяющей их центры.

Самым трудным ударом в бильярдном спорте считается "прямой", который наносится через весь бильярд, "свой" шар удален от мишени на большое расстояние.

Этот удар считается трудным потому, что требуется большая точность прицела.

Чаще всего прямые удары в угловые лузы наносятся энергичными ударами, а в средние лузы, как правило, шары сыгрываются мягкими несильными ударами

.

"Прямой" удар легче положить ударом, известным под названием "накат". "Свой" при таком ударе почти не сбивается с прямой линии прицела. Гораздо труднее "прямой" шар положить ударом "клапштос". Еще труднее — "оттяжкой". А самый трудный удар при игре прямых шаров — "боковик".

"Резаный" удар ("Резка")

Под "резкой" игроки понимают сыгрывание шаров, расположенных вне линии, соединяющей центры битка и лузы. "Резать" в большинстве случаев следует, когда видна точка прицеливания. Если шары стоят под углом в 90', то это уже предел для "резки", которая называется "предельной". Иногда на бильярде можно сыграть "резаный" шар и когда угол немного меньше 90°, когда точка прицеливания не видна. Это так называемая "чрезмерная резка". Она получается, когда ударят биток крутым левым боковым ударом. Биток наряду

с поступательным движением получает вращательное движение по часовой стрелке в играемый шар и ввинчивает его в лузу.

Если необходимо выполнить чрезмерную "резку" в лузу по правому от игрока борту, то биток ударяется крутым правым "эффе".

Дуплет

Шар стоит, плотно прижавшись к какому-нибудь борту. Обычным ударом его не положишь.

Если воображаемые линии, проведенные мысленно от битка к шару-мишени и от него к лузе образуют равнобедренный треугольник, угол падения будет строго равен углу отражения. Шар-мишень бьют строго "в лоб", в самый центр шара, и он упадет в лузу. Такой дуплет называют прямым. Он считается самым легким ударом из серии дуплетов.

Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить тихо. При этом условии, даже если удар был немного неточен, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отразится от нее и ударится в другую ее губку. Потом, покачавшись, упадет. Если же удар был слишком неточным, то шар, стукнувшись о губку, отойдет от лузы на некоторое расстояние и подставки не произойдет.

Если дуплет в середину играть сильно, то при неточном ударе шар не упадет, в лузу и, даже ударившись о губку, он отразится к углу, и партнер получит подставку.

Дуплет в угол наоборот, надо играть сильным ударом. При сильном ударе шар, не упавший в лузу, отойдет от нее и подставки не будет.

Резаный дуплет

Резаный дуплет, в отличие от прямого, весьма сложный удар. В позиции, когда угол падения не равен углу отражения, шар-мишень нельзя играть "в лоб". Шар надо "резать". От этого при небольшом углу падения сильно увеличится угол отражения. Резаным дуплетом можно класть шары предельной трудности.

Круазе-оборотный

Если шар стоит под очень тупым углом, так, что его нельзя сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то применяют дуплет, который называется круазе, или, как его обычно называют игроки, оборотный.

От удара таким дуплетом биток пересекает линию падения играемого шара. Однако, когда на столе много шаров и "своего" провести невозможно на исходную позицию, то оборотный удар делать не рекомендуется, ибо биток может "запутаться" в шарах и сделать подставку. В таких случаях рекомендуется найти шар, стоящий в безопасном месте, и сделать на него накат.

При ударе резаным дуплетом можно бить по-разному. Все зависит от композиции шаров. Если шар-мишень стоит плотно у борта, то в зависимости от угла отражения, какой следует ему придать, удар наносится не "в лоб", не в центр шара, а, так сказать, в "третью фазу". Или даже в "четвертую", "в скулу" шара-мишени. Биток же во всех случаях ударяется одинаково, левым нижним "эффе", чтобы он отошел на короткий борт. Игрок таким ударом, даже если шар не упадет в лузу, поставит противника в невыгодное положение.

Дуплет-круазе также можно играть и в середину и в угол. Но чаще всего все-таки играют в угол, ибо при ударе в угол меньше опасности сделать подставку. Если шар не упал, то он отойдет от лузы и встанет на короткий борт. При игре же в середину круазе чаще всего кончается подставкой — ибо шар, если он не будет сыгран, остановится где-то в районе средних луз.

При круазе также встречаются два случая, требующих различных ударов.

В первом случае, независимо оттого, как стоит шар-мишень— у борта или в стороне от него, — шар-мишень необходимо бить "в лоб". При "резке" можно произвольно уменьшить или увеличить и угол падения, и угол отражения. Все зависит от того, какую задачу решает игрок этим ударом.

***

Валерий Павлович Чкалов играл неважно. Но дуплеты у него получались результативнее, чем у хороших игроков. Это, конечно, свойство глаза летчика-истребителя. Видимо, зрение Чкалова, натренированное в определении точки встречи в пространстве пулеметной очереди его самолета с самолетом "противника", помогало ему и в определении "полета" шара-мишени в заданную цель.

Дуплет "обратный винт"

Если удар выполняется по правой от игрока стороне стола, то битку дается крутое правое "эффе". При этом "свой", коснувшись шара-мишени, даст рикошет и, ударившись в короткий борт, благодаря вращению против часовой стрелки уйдет в обратную сторону и возвратится в "дом". Если удар выполняется по левой от игрока стороне стола, то биток ударяется крутым левым "боковиком".

Дуплет от двух бортов (триплет)

Триплет обычно играют только с целью отыгрыша. Но на всякий случай "заказывают" шар: "Авось, упадет". И он действительно иногда падает, вызывая восторг зрителей. Удар триплет делают не столько ради того, чтобы положить шар, ибо рассчитать такой удар очень трудно, сколько ради отыгрыша. Отыгрыш же этим ударом достигается хороший. Биток и шар-мишень расходятся на большое расстояние друг от друга, а это затрудняет партнеру возможность положить шар при очередном ударе.

Дуплет от трех бортов (труабан)

Труабан играется довольно часто. Когда игрок опасается сделать дуплетом подставку, он "заказывает" труабан. Этим он "бьет сразу двух зайцев". Во-первых, при труабане в середину (как указано на рисунке) шар падает довольно часто. Если же шар не упадет, то получится хороший отыгрыш, не грозящий подставкой, ибо шар-мишень уйдет от битка на большое расстояние. А иногда даже встанет к короткому борту.

Катрбан (удар от четырех бортов)

Катрбан применяется очень редко, ибо этот удар не имеет большого значения ни для отыгрыша, ни тем более для игры. Кроме того, для его выполнения требуется, чтобы резина на бортах стола была очень мягкой, иначе вообще шар-мишень не дойдет до четвертого борта, как бы силен удар ни был.

***

Все дуплеты относятся к сложным ударам, но они не являются трудными, ибо технически они легко выполнимы. При исполнении этих ударов большую роль играет лишь глазомер. А его можно развить только практическими упражнениями.

ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ УДАРЫ

Удар вразрез

Применяется, когда играемый шар стоит очень близко от другого шара, и при ударе битком оба они получают толчок. Готовясь к такому удару, надо тщательно рассчитать, чтобы биток не ударился сначала по соседнему шару, ибо он "скомкает" удар, из-за чего "свой" изменит направление и удар не принесет успеха. А, скорее всего, получится подставка.

Абриколь

Он применяется в случаях, когда "застрявший" в лузе шар сильно замаскирован другими шарами. Причем композиция их настолько неблагоприятна, что застрявшего нельзя сыграть ни шарами, ни от шаров. Вот в таком случае и пользуются абриколем: удар наносится по борту, а, отскочив от борта, биток попадает в намеченный шар.

Правда, удар этот настолько сложен, что к нему прибегают очень редко, ибо успех он приносит не часто. Его делают главным образом для того, чтобы отбить "повисший" шар, если уж его нельзя положить.

УЛЬТРАСЛОЖНЫЕ УДАРЫ

Контр-туш

Контр-тушем называется удар, когда шар-мишень, получив удар от битка, в свою очередь, сам наносит ему удар. И от этого собственного удара сваливается в лузу. Но такая удача случается очень редко.

Обычно контр-тушем пользуются для отыгрыша. Особенно в такой трудной позиции, когда на столе осталось два шара и они "разведены" противником так, что шар-мишень стоит "впритирку" у короткого борта.

При таком положении любой отыгрыш грозит подставкой. Вот тогда-то и применяется контр-туш. Биток ударяют клапштосом. Стукнувшись о шар, он останавливается. Шар, ударившись о борт, отскакивает и снова наносит удар по битку, который откатывается назад, а играемый шар остается на прежнем месте, то есть в той же самой неудобной позиции.

Карамболь

Карамболем называется удар, который наносится по шару-мишени рикошетом от одного или двух шаров или от остатков еще не разбитой пирамидки. Карамболей может быть бесчисленное множество.

Существует несколько, казалось бы, совсем невероятных ударов, однако они основаны на знании техники бильярдного спорта и вполне осуществимы. Рассмотрим наиболее простые из них.

1. Два шара стоят впритирку друг к другу, так называемые "зайцы" Если бы они "глядели" в лузу, то положить их не составило бы никакого труда. Но дело в том, что воображаемая линия, проходящая через центры шаров, упирается в борт на некотором расстоянии от лузы.

Казалось бы, ни один из этих шаров положить нельзя. Но существует удар, которым можно положить "своего" в лузу.

Мысленно продолжите линию, проходящую через центры шаров, до борта. Затем такую же воображаемую линию проведите от центра "своего" до середины лузы. Образуемый этими линиями угол поделите пополам и по направлению воображаемой биссектрисы бейте кием прямо в центр своего шара. "Свой" сгонит "чужого" в сторону с пути, а сам по несколько кривой линии выйдет у самой лузы на биссектрису и будет положен.

2. Позиция шаров, стоящих недалеко от средней лузы, аналогична. Но, чтобы положить "туза", ему надо нанести совершенно другой удар, хотя и построенный на том же принципе.

Надо учесть следующее: чтобы положить шар, линия, проходящая через центры "зайцев", должна упираться в борт не далее чем на 3—4 сантиметра от лузы. Иначе шар нельзя положить.

Если позиция бильярдных шаров соответствует такому положению и если шары стоят левее лузы, удар по битку наносится в верхний или нижний, но обязательно в левый сектор. От такого удара "свой" шар, получив вращение по часовой стрелке, отклонит "туз" от истинной линии прицела и заставит его упасть в лузу.

В следующей позиции такой же удар надо наносить не в левый сектор, а в правый нижний сектор битка. Чтобы можно было положить этот шар, надо прежде всего иметь на кие несколько мягковатую наклейку, иначе, как бы вы ее густо ни мелили, при ударе по битку может произойти кикс.

ТРЮКОВЫЕ УДАРЫ

Цепная реакция

Этот фокус изобретен американским мастером Чарли Пейтер-соном. Шары становятся парами вплотную, а после удара раздваиваются. Биток, оттолкнувшись от шара N 2, посылает шар N 1 в середину. От удара по шару N 2 шар N 3 попадает в первую пару шаров и вызывает цепную реакцию: все пары распадаются и расчищают путь шару N 1, который беспрепятственно скатывается в лузу.

Шесть шаров в пять луз

Этот удар в американской бильярдной литературе называют апогеем телевизионной рекламы. Изобрел его четырехкратный чемпион США по американскому бильярду Стив Мизерак. Впервые он сумел исполнить этот удар со 181-й попытки, а впоследствии в своих выступлениях загонял в лузы шесть шаров в трех случаях из четырех. Обратите внимание на то, чтобы комбинация "1-4" находилась ближе к середине стола, чем комбинация "2-3". Только при этом условии шар N 3, отскочив от шара N 4, попадает в среднюю лузу.

Карамболь Миньо

Три шара устанавливаются как показано на рисунке. Контурами показаны шары, которые помогут определить положение битка и шара. Удар был впервые продемонстрирован в 40-х годах прошлого века, когда резиновых бортиков еще не было.

Удар массе Билла Хьюза

Шары ставятся полукругом. При этом шар N 2 должен отстоять от борта на половину диаметра. После сильного удара массе биток отправляет в лузы шары N 1 и N 2, а возвратившись от шара N 2 обратно, сталкивает в лузу и шар N 3. Чем ближе расположены шары N 1 и N 3, тем легче решить эту задачу.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ УДАРЫ

Их только три: пропих, нажим и накат по борту.

Пропих

Пропих возможен, когда два шара — свой и чужой — стоят вплотную к борту. При нормальном ударе чужой шар даже теоретически не может упасть в лузу. Скула лузы отбросит его обратно и произведет контр-туш или — если стол изрядно потрепан — отбросит его в глубь стола.

Но некоторые неопытные или слишком опытные игроки наносят удар, не отрывая кий от "своего" шара. Иначе говоря, пропихивают играемый шар в лузу. В таком случае шар не успеет отскочить: нажимая сзади, биток заставит его нырнуть в лузу.

Нажим

Он возможен в случаях, когда около угловой лузы стоят два шара — биток и играемый. Они находятся в такой позиции, что, казалось бы, ни один из шаров упасть в лузу не может Но если биток нажать кием, то играемый шар ввинтится в лузу.

Накат по борту

Третьим запрещенным ударом считается накат по борту. На нормальном столе шар, пущенный по борту, не упадет в лузу. И это знают все бильярдисты. Но не все они знают свойство стола, предположим, стоящего в санатории, доме отдыха или в каком-либо культурно-просветительном учреждении.

Те, кто уже играл на таком столе, знают, например, что если пустить шар по короткому борту в угловую лузу, то он не упадет. А если пустить его в ту же лузу, но по длинному борту, то он обязательно упадет.

Это является неожиданностью для партнера, незнакомого с качеством стола, и поэтому накат по борту считается запрещенным ударом.

Если, например, игра идет в "американку", то по борту можно сразу спустить в лузу два, три или даже четыре шара.



Изображение пользователя MegaKvazaR.

На счёт наката по борту не понял: чём именно этот удар провинился и попал в список запрещённых? Просто потому что в каких-то занюханных санаториях есть кривые столы? Бред!


Изображение пользователя gorba.

Ольга, спасибо за информацию! На будущее, просьба указывать источники информации. Мы работаем над наполнением соответствующих разделов сайта.


Изображение пользователя MegaKvazaR.

Абриколь - сложный удар? :))))))))))))))))))))))

Вот удар своего "сквозь шара" - вот это сложный удар! Исходная позиция такая: чужой стоит недалеко от лузы и относительно близко к (как правило) короткому борту (но не на борту!), а биток стоит чуть дальше и от лузы и от борта. Удар по битку наносится с накатом и боковиком на лузу почти в лоб чужому (с небольшим смещением на лузу). При этом чужой шар идет в борт, а от борта успевает пересечь траекторию накатывающегося свояка и уходит в поле. Ну а свояк идёт прямо в лузу!
М.б. этот удар и называется как-то по-другому, но я когда его исполнил первый раз, мне на ум пришли именно эти слова: "сквозь [чужого] шара".
:))))))



Нет проще удара...Абриколь! А вот "сквозь чужого шара" это называется "свой прокатом" более менее..Играют его все кто освоил сам удар "прокатом"... особенно эффективен в среднюю лузу.. так как имеет много вариантов продожений


Юрий Подарков


Изображение пользователя Upi.

По поводу наката Мегаквазар прав.
Накат по борту правилами не запрещен и считается правильным. (правилами запрещен, только пропих и двойной удар)
То что такие шары на нормальных столах не должны заходить - это верно, но если вдруг зайдет, то считается правильно забитым.

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.