О концепции Русского бильярда


В своёй статье «Апрельские тезисы от Хабиба» http://www.llb.su/node/854281 я изложил своё видение первоочередных задач по возрождению Русского Бильярда. Где говорится, в том числе, и о выработке современной концепции Русского Бильярда, выраженной в параметрах его инвентаря и в правилах игр на нём. Ниже я излагаю моё видение этого вопроса.

Современная концепция Русского Бильярда, что это такое? Давайте попробуем разобраться. Суть любой игры вообще, есть состязание, соперничество. Суть любой игры на бильярде - это состязание в мастерстве управления движением шаров на игровом поле. Форма этого состязания в мастерстве в разных видах бильярда разная, что отражено и в различиях инвентаря, и в различиях правил игр на нём. Причём параметры инвентаря и правила игр на нём взаимосвязаны и являются отражением концепции именно этого вида бильярда. Таким образом, концепция вида бильярда заключена в том смысле, который вкладывал в понятие «состязание в мастерстве управления движением шаров» тот или иной народ, давший жизнь тому или другому виду бильярда. Любопытно проследить изменение игр и инвентаря разных видов бильярда, то есть проследить развитие концепций этих видов.

Бильярд во Франции.

Французов по праву можно считать законодателями моды и реформаторами раннего бильярда. Именно французы первыми отказались от Port&King, первыми стали играть киями. С самого начала французов увлекала сложность технических приёмов игры. Ещё на лузном столе с двумя шарами-битками именно у них появились вариации игры «дуплеты» и «абриколи», и это при том, что резина в то время ещё не была изобретена, и отражающая способность подбитых войлоком бортов оставляла желать лучшего. После введения в игру третьего ничейного шара и применения кожаной наклейки, именно французы стали развивать искусство управления битком, и не случайно был французом «Капитан Менго», ездивший по Европе с представлениями презентующими его трюковые удары на бильярде. В дальнейшем, увлечение французов мастерством управления битка, то есть карамболяжем, привело к тому, что они вовсе отказались от кладки шаров в лузы, и стали делать свои столы безлузными, исключительно для карамбольной игры тремя шарами. Здесь следует отметить, что это произошло потому, что при наличии на столе шести нестрогих (в современном понимании) луз, карамболь тремя шарами в определённо смысле противоречит кладке шаров. То есть, при наличии 6 мишеней (луз) сыграть чужого (а своего тем более) шара в лузу намного проще (в среднем), чем сделать карамболь по единственной мишени (по шару). Французы сделали выбор в пользу карамболяжа и убрали лузы со столов. В дальнейшем (лет через пятьдесят), с ростом мастерства ведущих игроков и применением бортовой резины, дающей хорошо предсказуемый отскок шара, был разработан способ серийного карамболяжа тихими ударами, перемещающий группу из трёх шаров вдоль борта, так называемый «straight rail». Серии карамболей у мастеровых игроков стали достигать сотен, а иногда и более тысячи. Однако, несмотря на несомненное проявление мастерства, это значительно уменьшило динамику борьбы соперников, и зрелищность таких соревнований стала падать. Тогда правила игры были усложнены, стол расчерчен на 9 прямоугольных зон, в каждой из которых разрешалось делать не более 1-2 карамболей. Однако для мастерства ведущих игроков и это усложнение не составляло значительной проблемы, и серии в такой игре (зонном карамболе) всё равно оставались сотенными, снижая зрелищность отсутствием динамики в борьбе соперников. Поэтому правила были ещё усложнены, и появился вначале однобортный, а потом и трёхбортный карамболь, в которых игрок обязан в траектории результативного карамболя осуществить соударение битка не менее чем с одним (а для трёхбортного не менее чем с тремя) бортом (-ами). Серии трёхбортных карамболей сначала были всего 1-2, однако зрелищность соревнований от этого только выиграла, так как такая игра обеспечивала динамичную борьбу соперников с демонстрацией высочайшего мастерства управления битком. За прошедшие с тех пор 100 лет, мастерство карамболистов выросло, и средняя серия ведущих из них составляет сейчас около 3, а рекордная серия равна 32, однако борьба остаётся динамичной и зрелищной, а партии с кия (подхода) чрезвычайно редки.

Концепцию современного безлузного бильярда (Карамболя) можно сформулировать так : состязание в демонстрации мастерства исключительно точного управления движением битка при бортовой игре (с отражением битка от бортов). Эта концепция выражена в правилах игры «Трёхбортный карамболь», и этой же концепции подчинены требования к инвентарю, в первую очередь к параметрам сукна, резинового бортового профиля и параметрам шаров. Считается, что размер и масса современных карамбольных шаров наиболее оптимальна для демонстрации человеческих возможностей в управлении движением шара (битка) после удара по нему кием.

Бильярд в Великобритании

В то время как французы увлеклись карамболяжем и отказались от кладки шаров в лузы, развитие бильярда в Великобритании пошло по своему пути. Возможно, это произошло потому, что изначально в Англии использовались более крупные столы с шарами меньшего размера, чем во Франции, отчего кладка сама по себе на английском столе представляла несколько большую сложность, чем на французском. Как бы то ни было, но, позаимствовав от французов карамбольную игру тремя шарами, англичане не отказались от кладки, а стали совмещать в одной игре карамболяж с кладкой как своих, так и чужих шаров. Чтобы карамболяж не получал преимущества в игре, было введено ограничение на количество сделанных подряд карамболей (в наши дни 75), впрочем также как и введено ограничение на сыгрывание подряд шаров (в наши дни 15). Дальнейшее развитие концепция лузного бильярда в Англии получила с введением правила серийной игры. Это развило тактическую сторону бильярдной игры и привело к появлению игры с «выходом». Строго говоря, элементы тактики в лузном бильярде были и до применения правила серийной игры, то есть когда играли строго по очереди. Тактическим приёмом было сыгрывая биток соперника поставить свой биток и красный шар в «дом», что правилами игры вынуждало соперника вводить свой биток в игру из «дома», то есть играть по шарам от дальнего борта, с большой вероятностью промаха и штрафа.

Такая серийная игра тремя шарами (которая собственно и называется у англичан Billiard) на большом, достаточно строгом столе, гармонично сочетающая в себе разнообразные технические (кладка чужих и своих шаров, карамболяж) и тактические (выход, отыгрыш с постановкой «петли») возможности, была наиболее популярной игрой у мастеровых игроков в Англии на протяжении более века. Впрочем, и в настоящее время она остаётся популярной игрой у английских любителей. С ростом мастерства игроков, совершенствования инвентаря (сланцевые плиты стола, бортовая резина), появления приёма карамболяжа «straight rail», результативные серии ведущих игроков росли и составляли сотни и тысячи очков, что привело к кризису зрелищности из-за уменьшения динамизма противоборства соперников, точно также как и в безлузном карамболе. Однако англичанам не потребовалось по примеру французов усложнять правила трёхшаровой игры. Потому что к тому времени набрала популярность новая сложная игра, построенная на существенно отличающихся от игры Billiard принципах. Игра одним общим битком при большом количестве «ничейных» прицельных шаров под названием Snooker. Проследим истоки возникновения этой игры.

В то время как мастеровые игроки предпочитали выяснять отношения один на один в трёхшаровой игре Billiard, простые любители предпочитали играть в игры для многих участников, как мы сейчас называем, «в колхоз». Такая вариация игры, в которой у каждого участника был свой собственный биток (отличавшийся от других цветом или нанесённым на него номером), была известна практически также давно, как и двухшаровая игра. Игра называлась Pool (по-английски банк, кон), в ней у каждого игрока вначале игры было по три «жизни». Главной особенностью многобитковой игры являлось то, что игрок должен играть только по битку предыдущего соперника или, в некоторых случаях по ближайшему из битков соперников. По мере игры и сыгрывания шаров (чужих битков) количество игроков уменьшалось, и в итоге оставался один победитель, который и забирал весь банк первоначальных ставок (кон). В такой игре, в отличии от трёхшаровой, сыгрывание своего битка не считалось результативным, так как в таком случае резко уменшилась бы азартность игры. Также в такой игре не засчитывались карамболи, так как при большом количестве шаров на столе они были слишком просты и случались почти при любом ударе. Таким образом, в техническом плане игра в Pool была намного проще игры в Billiard и мало интересовала мастеровых игроков.

Появление красного «ничейного» шара в трёхшаровой игре и правила серийной игры привело к появлению ещё нескольких модификаций игры в Pool, в том числе и версии игры BlackPool. В этой игре, помимо разноцветных битков игроков использовался ещё «ничейный» чёрный шар. Игрок имел право сыгрывать чёрный шар (приносящий значительный бонус) только после сыгрывания очередного битка соперника, после чего чёрный шар возвращался на центральную отметку стола. Таким образом, игра в BlackPool была более азартна и требовала бОльшего мастерства (игры по выходу), чем игра в обыкновенный Pool. В этой игре также впервые появилась целесообразность таких технических элементов как игра шаром или от шара, то есть сыгрывание чёрного шара очередным битком соперника или своим битком от очередного битка соперника.

Применение в игре Pool появившегося правила серийной игры, хотя и способствовало повышению азартности, вызвало и некоторые проблемы, связанные с тем, что традиционно сыгранные битки не выставлялись на стол, а вводились в игру игроками из «дома», когда до них доходила очередь (если «жизни ещё оставались»). Если же одним из игроков при серийной игре все битки соперников сыграны, то непонятно было как продолжать игру. Напрашивалось решение вводить сыгранные битки в игру (выставлять на стол) не дожидаясь очереди игроков. Однако, если группу сыгранных шаров после окончания серии выставлять на какую либо точку, то это создавало бы новую проблему - как играть тому игроку, чей биток оказывался «замурованным» среди остальных выставленных шаров. Было найдено решение – один биток сделать общим для игроков, а остальные «ничейные» шары выставлять на 3 точку в форме пирамиды. В этом случае, вести учёт потерянным «жизням» игроков становится бессмысленным, а смысл приобретает соревнование в количестве сыгранных «ничейных» шаров. Количество «ничейных» шаров могло быть разным, а с учётом того что играли с условием по три «жизни» на игрока, то прицельных шаров в пирамиду ставилось обычно в три раза больше чем игроков (9, 12, 15, 18, 21, 24). Так появилась версия игры в Pool с одним общим битком, называемая Pyramid Pool. В такой игре появилась новая тактическая особенность – возможность отыгрыша, то есть постановки общего битка в позицию, затрудняющую следующему игроку результативный удар.

Игра Pyramid Pool с одним битком дала жизнь нескольким вариациям игры с гандикапом, когда фора даётся не шарами, а запретом на сыгрывание шаров в определённые лузы. Например, одному игроку две лузы, а другому оставшиеся четыре. Позже появились такие вариации Pyramid Pool для игры один-на-один как «В одну лузу» и «В три лузы», в которых для каждого из соперников допускается сыгрывать шары только в одну или только три лузы соответственно.

Помимо развития игр семейства Pool для одновременной игры нескольких человек, и совершенствования мастеровых игроков в технически универсальную, классическую трёхшаровую игру Billiard, возникли игры развивающие идею совмещения кладки и карамболяжа. Так, появилась пятишаровая игра с двумя битками и тремя «ничейными» шарами разных цветов, возвращаемых на свои места (центральные точки стола 1,2,3) после их сыгрывания. Упростившийся, в связи увеличением количества шаров, карамболяж компенсировался запретом делать более двух карамболей подряд. Дифференциация стоимости сыгранного шара от его цвета и сыгранной лузы (угловая или средняя), при наличии не двух (как в трёхшаровой игре), а четырёх шаров-мишеней делали игру технически более простой, но тактически более разнообразной, чем трёхшаровой Billiard. Возможно, именно для того чтобы не делать игру чрезмерно простой в техническом плане, в ней не допускалось сыгрывание своего битка.

Так вот, игра Snooker появилась как развитие игры для нескольких человек с одним общим битком Pyramid Pool. В эту игру добавили идею (из пятишаровой игры) цветных шаров разной «стоимости» устанавливаемых на центральные отметки стола и возвращаемых на свои места после их сыгрывания, и идею (из игры BlackPool) поочерёдности сыгрывания «простых» шаров и чёрного. Только в отличии от игры BlackPool сыгрывание цветных шаров после «пирамидных» в игре Snooker уже не право, а обязанность игрока. Этот нюанс правил значительно усложнил игру Snooker по сравнению с играми предшественницами и привнёс в игру новый тактический момент – возможность постановки общего битка в позицию за цветной шар, из которой следующему игроку нет прямой видимости «пирамидного» шара, тем самым значительно затрудняя сопернику задачу выполнить удар без штрафа. В этой игре, в отличии от трёхшаровой игры Billiard, значительно большее значение имеет тактика, составление и безошибочное выполнение правильного плана построения серии на несколько ходов вперёд. Если в игре Billiard, демонстрация мастерства в управлении движением битка (ДМУДБ) достигается путём попадания его в мишень (в лузу при сыгрывании битка и в третий шар при делании карамболя), то в игре Snooker ДМУДБ достигается путём постановки битка в зону выхода под следующий очередной шар. Причём, если в игре Billiard при ДМУДБ (сыгрывании битка) нет особой нужды в точном выходе чужим шаром, то есть в одновременной демонстрация мастерства в управлении движением прицельного шара (ДМУДПШ), так как удар будет с руки с возможностью выбора позиции битка, то в игре Snooker ДМУДБ (выход битка) необходимо делать при обязательном сыгрывании прицельного шара, то есть при одновременной ДМУДПШ.

Несмотря на достаточно очевидное превосходство концепции игры Snooker над концепцией игры Billiard и кризис зрелищности последней, далеко не сразу игра Snooker была признана мастеровыми игроками и пришла на смену игре Billiard в ответственных соревнованиях. Сказался известный консерватизм мышления англичан и, по видимому, нежелание расставаться с таким техническим элементом игры, как карамболь.

Итак, раннюю концепцию английского лузного бильярда (Кэннона) можно сформулировать так : состязание в демонстрации мастерства управления движением или битка или прицельного шара или одновременно и битка, и прицельного шара. А современную концепцию английского лузного бильярда (Снукера) можно сформулировать так : состязание в демонстрации мастерства управления движением одновременно и битка, и прицельного шара + состязание в построении эффективного плана игры (серии). Налицо развитие, усложнение концепции со временем.

Бильярд в Америке

Американская нация формировалась, в основном, из европейских иммигрантов в первой половине 19-го века, как раз в то время когда французский бильярд стал безлузным карамбольным, а в английском лузном бильярде наряду с традиционной трёхшаровой игрой, сочетающей кладку с карамболяжем, развивалась многошаровая любительская игра (по-английски «Pool», по-русски «Колхоз»). Поэтому американский бильярд в то время сочетал оба этих варианта, и матчи ведущих американских мастеров середины 19-го века проходили как на лузных так, и на безлузных столах. С единственным отличием : на лузном бильярде американские игроки играли не в трёхшаровую, а четырёхшаровую игру (с двумя красными шарами), также с карамболями и кладкой шаров.

В середине 19-го века на судьбу американского лузного бильярда повлиял один из сильнейших игроков того времени М.Фелан, называемый сейчас «отцом американского бильярда». Помимо того что он был выдающийся игрок, он написал несколько книжек о бильярде, вёл рубрику в еженедельной газете, чем немало способствовал популяризации бильярда в Америке. Став совладельцем бильярдной мануфактуры, он запатентовал и стал выпускать столы уменьшенного размера (11футов вместо английских 12футов) с новым типом бортового резинового профиля и новой геометрией луз. Полагаю, немалую роль в реформаторстве Фелана сыграло его (и его компаньона) ирландское происхождение и нежелание видеть американский лузный бильярд копией английского (собственно, волна ирландской эмиграции начала 1800-ых была вызвана геноцидом англичан). По сравнению с английскими, фелановские лузы были более строгие но и более приёмистые (имели более длинное устье и менее скруглённые губы луз), что отражает его стремление создать инвентарь, увеличивающий шансы более мастерового игрока. Однако, уже после смерти Фелана, стандарты американского бильярдного стола изменялись дважды в сторону облегчения технической составляющей игры. А именно : размер стола уменьшался последовательно с 11 до 9 футов, а отношение ширины створа лузы к диаметру шара увеличивалась последовательно с 1,6 до 2,0. И это при том, что выпускалось и огромное количество 8-ми и даже 7-ми футовых столов для баров, так называемых «жетонников». Решение об изменении стандартов инвентаря принималось не спортивной организацией, а ассоциацией производителей инвентаря и продиктовано было единственным стремлением - повысить уровень продаж оборудования.

Ориентация производителей оборудования на массовый, любительский бильярд определило и то, что наиболее популярной игрой на новом столе стала не старая четырёхшаровая игра мастеров с карамболяжем и кладкой как своих так и чужих шаров, а игра любителей семейства Pool, а именно игра с одним общим битком PyramidPool, в которой сыгрываются только прицельные (чужие) шары. С небольшим отличием от английской версии, а именно тем, что играли в неё пронумерованными шарами и счет в игре шёл не количеством сыгранных шаров, а суммой их номеров. С учётом того, что сумма всех номеров шаров в пирамиде равна 120, при игре вдвоём для победы достаточно набрать 61очко. В эту игру, называемую Fifteen ball Pool или 61-Pool и подразумевающую тактику «охоты» за шарами с крупными номерами, был проведён первый чемпионат Америки в 1878г. Эта дата считается датой рождения спортивного бильярда, однако отмечу, что организован он был именно производителями бильярдного оборудования, и по сути долгое время (до 1949г.) организация бильярдного спорта в Америке была частью деятельности ассоциации производителей бильярдного оборудования. Через десять лет игра для чемпионата Америки была изменена, счёт стали вести не номерами на шарах, а их количеством, что несомненно тактически обеднило игру. Немного позже на базе этой простой игры возник Straight Pool, в котором новая пирамида из 14 шаров (без верхнего шара) устанавливается тогда, когда остаётся последний несыгранный прицельный шар из предыдущей пирамиды и игра продолжается до тех пор, пока игрок не наберёт заранее оговоренное число очков, равное количеству сыгранных шаров. Серии ведущих игроков в такую игру достигали сотен шаров.

В дальнейшем для американского лузного бильярда было придумано немало других игр, таких как «Ротация, «8-ка», «9-ка», «10-ка», и др. А также стали играть на нём в старые игры, придуманные ещё для английского бильярда, такие как «В одну лузу», «Дуплеты».

Благодаря коммерческому подходу производителей бильярдного оборудования (для американского лузного бильярда) к популяризации игры на нём среди широких масс любителей, Пул, как элемент американского образа жизни, получил самое широкое распространение в мире по сравнению с другими видами бильярда. Однако, ориентация на упрощение технической составляющей игры негативно повлияли на её зрелищность, недаром самые сложные и насыщенные борьбой соперников игры «В одну лузу» и «Дуплеты» одновременно и самые старые.

Наличие нескольких разительно отличающихся друг от друга игр (Десятка, Ротация, Дуплеты, В одну лузу) затрудняет формулирование современной концепции американского лузного бильярда (Пула). К тому же, постфелановские изменения параметров инвентаря диктовались коммерческими мотивами, а не развитием концепции американского бильярда как игры. Наметившаяся в наши дни тенденция к возврату размера стола 10 футов и к более строгим лузам лишний раз подтверждают отсутствие устоявшейся концепции Пула. Тем не менее можно охарактеризовать её как созвучную с концепцией современного английского бильярда (Снукера), с бОльшим акцентом на состязании в построении эффективного плана игры (серии) и меньшим акцентом на состязание в демонстрации мастерства управления движением одновременно и битка, и прицельного шара .

Бильярд в России

Доподлинно известно, что бильярд в Российской Империи начал развиваться во времёна Петра I. С середины 18-го века, в правление императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II бильярд уже был любимым развлечением двора, знати, дворян, военных, а немного позже купцов, помещиков, чиновничества. При этом развитие российского бильярда как игры ничуть не отставало от европейского, и даже более того, именно русские нововведения в бильярдной игре спустя некоторое время приживались в Европе.

Так применение правила серийной игры в бильярде впервые упоминается в европейских письменных источниках в лондонском журнале «The Covent Garden Magazine» 1773г., где описывается новая, пришедшая из-за границы игра с названием «Russian carambole». И это при том, что первое письменное упоминание в Англии о самой трёхшаровой игре под названием «Carambole», как пришедшей из Франции, относится к этому же 1773г. А если учесть, что слово carambole как название бильярдной игры в письменных источниках самой Франции встречается позже 1773г. и лишь единожды в испано-французском словаре 1759г. (как перевод иcпанcкого слова carambola означающего соударение трёх шаров), то совсем непротиворечива версия, что и сама трёхшаровая игра «Carambole» пришла во Францию из России. И нет ничего удивительного в том, что англичане узнавали о русском бильярде больше и раньше французов, так как в отличии от Франции, Англия была морской державой и поддерживала прямые торговые отношения с Россией ещё с 1600-ых годов через Архангельск, а после выхода России в Балтийское море, через Санкт-Петербург.

И в Англии, и во Франции первое описание пятишаровой игры с двумя битками и тремя разноцветными «ничейными» шарами, называемой также Caroline, относится к периоду 1814-1818гг. и прямо указывает на русское происхождение этой игры. Замечу, что после разгрома наполеоновских войск в Париже, 30 000-ый Русский оккупационный корпус Воронцова как раз в 1814-1818гг. был расквартирован на севере Франции и не вёл боевых действий. То есть русские дворяне-офицеры, как носители русской бильярдной традиции общались и с местными (французами), и с офицерами оккупационных корпусов других стран-победителей (англичанами, пруссаками) расквартированных неподалёку.

Любопытен и такой момент : в книге Franсois Mingaud (того самого «капитана Менго») изданной в 1827г., диаграммы демонстрируемых им трюковых ударов содержат либо три шара (два белых с номерами 1 и 2 и красный), либо пять шаров (два белых с номерами 1 и 2, красный, синий и жёлтый). То есть точно такой же набор шаров как в русской пятишаровой игре Сaroline. Ошибкой будет считать Mingaud изобретателем кожаной наклейки кия, он был лишь виртуозом и популяризатором игры и демонстрировал её экстремальные возможности, якобы неиспользуемые до него, в своих публичных выступлениях, которые он давал в разных станах Европы после 1807г. В главе об истории бильярда книги Game of Billiards, изданной в 1839г. в Лондоне, автор Edwin Kentfield пишет, что скруглённая поверхность твёрдого наконечника кия позволяющая наносить удар с небольшим смещением от центра шара была известна с 1790 г., а использование кожаной наклейки началось после 1807г. Поэтому, совсем непротиворечива версия, что Mingaud мог в 1814г. познакомиться не только с русской пятишаровой игрой Сaroline, но и с самой кожаной наклейкой и её трюковыми возможностями, наблюдая за игрой русских офицеров.

Первое упоминание в Англии об игре одним общим битком с выставкой прицельных шаров в форме пирамиды относится к 1844г., к тому времени во Франции уже вовсю увлеклись карамболяжем и начали переделывать столы на безлузные. Однако, значительно раньше такая игра, также как и пятишаровая игра Сaroline, описана в книге австрийца Антона Баумана, изданной в Вене в 1795г. В ней она носит название A la Figaro (Piramidein). Название Figaro не удивляет, если учесть что в Вене жил Моцарт, написавший в 1786г. оперу «Женитьба Фигаро», и тот известный факт, что он был азартный игрок в карты и на бильярде. В описании игры Пирамида (Фигаро) имеется одна немаловажная особенность правил, не отмеченная позже англичанами : игра ведётся пронумерованными шарами, и счёт в игре ведётся не количеством сыгранных прицельных белых шаров, а суммой их номеров.

Все эти упоминания европейских источников о русских играх на бильярде конца 18-го – начала 19-го веков призваны мной показать читателю, что Русский Бильярд того времени вовсе не был на задворках европейской бильярдной мысли. Он ничуть не отставал в развитии от европейского, хотя и был вполне самостоятельным. Несомненно влияние русского бильярда на английский, приведшее к появлению игры Снукер синтезированной из игр Пятишаровой и Пирамидки имеющих русские корни. Несомненно влияние русского бильярда на американский, как с точки зрения концепции инвентаря (лузы Фелана патента 1857г. практически срисованы с луз стандарта Фрейберга принятого в 1850г.), так и с точки зрения концепции игр (американская игра 61-Pool практически списана с игры Пирамида (Фигаро)). Отсутствие же достаточной информации о Русском Бильярде того времени в письменных источниках самой России объясняется неразвитостью печатного дела, а не бильярда. Множество же рукописных источников, например мемуаров, не поддаются распознаванию текста после оцифровки, поэтому их анализировать крайне трудоёмкое занятие. Полагаю, в будущем найдутся профессиональные историки, заинтересованные в описании точной истории Русского Бильярда.

Развитие Русского Бильярда после 1830г. можно проследить опираясь на книгу «Теория бильярдной игры» А.И. Лемана изданную в 1885г. В ней говорится, что русская пятишаровая игра трансформировалась в сторону усложнения, и в ней стали засчитывать только те карамболи, которые делались одновременно с кладкой прицельного шара в лузу. Такую игру стали называть «Русская партия» или «5 шаров с карамболями». Очевидно, что концепция этой игры в состязании в демонстрации мастерства управления движением одновременно и битка, и прицельного шара. Леман отмечает, что «5 шаров с карамболями» была наиболее популярной игрой в России в первой половине 19-го века, на столах с нестрогими лузами со створами почти вдвое большими размера шаров (лузами английского образца). Простота кладки чужого шара в такие лузы позволяла игрокам концентрироваться на делании одновременных карамболей битком по третьему, и даже по четвёртому шару. После того, как в 1850г. столы стали делать строже (по стандарту Фрейберга) усложнившаяся кладка шаров в игре «5 шаров с карамболями» стала затруднять карамболяж и в игре стала преобладать манера игры с кладкой по выходу. Но в этом качестве популярность двухбитковой игры «5 шаров с карамболями» стала падать и уступила место набиравшей популярность однобитковой Пирамидке (Фигаро), в которой помимо кладки по выходу есть возможность отыгрываться с постановкой «петли».

Строгий фрейберговский стандарт 11-12 футовых столов с крупными 70мм шарами был принят производителями инвентаря для Русского Бильярда неслучайно, и Леман пишет об этом. Такое сочетание параметров инвентаря (большой стол, крупные шары и строгие лузы) как нельзя лучше подходят для демонстрации исключительной точности сыгрывания прицельного шара. Именно делание чужого шара в строгую лузу, в том числе и от борта или шаром увлекло русских мастеровых игроков. Игра Пирамидка (Фигаро), или как её ещё называли «Малая русская пирамида», имеющая сложную тактику охоты за шарами с крупными номерами как раз отвечала этой концепции. В ещё большей степени отвечала этой концепции игра «Большая русская пирамида», в которой кроме набора из 16 шаров Пирамидки (Фигаро) использовались и 5 разноцветных шаров «Русской партии», оцениваемых в 20(белые шары), 30(красные шары) и 60 (жёлтый шар) очков. В этой игре в ещё большей степени выражена тактика борьбы за «крупные» шары, особенно за 60-очковый жёлтый. Поэтому первостепенное значение в начале игры имеют сложные удары (дуплеты, шаром), с одновременным надёжным отыгрышем битка (постановка его плотно на борт, примазывание его к «мелким» шарам). После же того как «крупные» цветные шары разыграны, большую роль приобретает серийная кладка более «мелких», нумерованных шаров пирамидки по выходу.
Концепцию Русского Бильярда начала 20-го века, выраженную в параметрах строгого фрейберговского инвентаря и в правилах игр «Русская пирамида» (малая и большая) можно сформулировать так : состязание в демонстрации мастерства исключительно точного управления движением и прицельного шара, и битка, в том числе и при бортовой (с отражением шаров от бортов), и при комбинированной (шаром, от шара) игре + состязание в построении эффективного плана игры (серии).

После Первой мировой войны, революции 1917г. и гражданкой войны 1920-ых годов Российская империя распалась. Независимыми стали Польша, Финляндия, Прибалтийские страны, входившие до этого в Российскую империю. В результате исторических катаклизмов в образованном СССР практически не осталось носителей бильярдной традиции (дворян, офицеров, интеллигенции). Многие из них погибли в гражданской войне, были репрессированы, многие эмигрировали. Прекратили существование около десятка бильярдных мануфактур. Однако существующий к тому времени инвентарь остался, и к нему получили широкий доступ бывшие простолюдины. Начался «темный век» Русского Бильярда.

Упрощённые версии игр, в которые любители играли на Русском бильярде в трактирах, в общественных заведениях существовали и до революции. К примеру, существовала версия «Малой русской пирамиды» со счётом не суммой номеров шаров, а их количеством, сейчас такая игра называется «Шведкой». Её тактическое содержание значительно уступает «Малой русской пирамиде», так как не предусматривает борьбы за шары с крупными номерами. У новых же пользователей инвентаря появилась и стала наиболее популярной ещё более простая игра, где не используются не только номера на шарах, но и биток, то есть бить допускается любым шаром по любому. По сути, так начинает играть на бильярде человек, никогда не игравший прежде и не знающий никаких правил игры, то есть незнакомый с концепцией этого вида бильярда. Так на инвентаре Русского Бильярда появилась, ничего общего не имеющая с его концепцией, игра «Американка», в которой можно бить любым шаром по любому, сыгрывать как чужого, так и своего шара, в том числе и случайным образом, получившим название «дурак».

Концепция (логика) игры «Американка» подразумевает целесообразность выбора наиболее простого или даже примитивного (в техническом плане) удара из большого количества возможных продолжений. При этом, сыгрывая один шар (биток или прицельный), нет необходимости контролировать движение другого, так как падение шара «дураком» не штрафуется, а делать выход не обязательно, потому что и так остаётся масса возможных продолжений. Эта концепция в корне противоречит концепции Русского Бильярда, отражённой в строгости его инвентаря и подразумевающей демонстрацию исключительно точного управления движением и прицельного шара, и битка.

Однако, эта «безумная» игра «Американка» на строгом инвентаре Русского Бильярда породила и здравое зерно, не противоречащее концепции Русского Бильярда отражённой в строгости его инвентаря. Речь идёт о различных технических приёмах сыгрывания своего шара в строгую лузу, неизвестных дореволюционным мастерам – носителям традиций Русского Бильярда.

Появившись в «Американке», приёмы сыгрывания своего шара в строгую лузу, такие как «француз», «через лоб прокатом», будучи достаточно сложными технически, противоречили склонной к примитивизму логике игры «Американка». Это привело к появлению игры «Московская пирамида», в которой первостепенное значение имеют именно различные приёмы сыгрывания своего шара.

Несомненно, что на появление игры «Московская пирамида» оказала влияние игра «Малая русская пирамида», отражающая в себе концепцию Русского Бильярда. По видимому, сыграла роль неудовлетворённость новых игроков, достигших успехов в «Американке», в чрезмерной простоте игры любым шаром, в её зависимости от случайностей, уравнивающая шансы мастерового игрока и любителя. Несомненны и контакты их с оставшимися редкими носителями традиций Русского Бильярда из среды учёных, деятелей искусства, старых военных специалистов принявших советскую власть.

Игра «Московская пирамида», как и «Малая русская пирамида», ведётся одним «общим» битком. Но также как и в «Американке», в ней можно сыгрывать как чужие (прицельные), так и свои (сам биток) шары. Правило ввода битка в игру после его сыгрывания также заимствовано из «Малой русской пирамиды», то есть ударом с рук из «дома». Но в отличии от «Малой русской пирамиды», где удар с рук производится в «наказание» за штрафное сыгрывание битка и поэтому редок, в «Московской пирамиде», удар с рук производится в «награду» за допустимое сыгрывание битка и поэтому весьма част.

Именно допустимость сыгрывания битка вкупе с правилом ввода его в игру делает «Московскую пирамиду» однообразной и технически несбалансированной в сторону преимущественного сыгрывания своих шаров, в первую очередь ударом с рук. При этом, сыгрывая биток, нет нужды контролировать прицельный шар и делать им выход, так как следующий удар будет с рук, с возможностью выбрать как положение битка, так и прицельный шар. Поэтому концепция «Московской пирамиды», ущербна по сравнению с дореволюционной концепцией Русского Бильярда отражённой в «Малой русской пирамиде» и может быть сформулирована так : состязание в демонстрации мастерства исключительно точного управления движением прицельного шара или (преимущественно) битка.

В период с 1920-ых по 1980-ые годы бильярд в России постепенно деградировал и исчезал. Бильярдных становилось всё меньше, более-менее приличный инвентарь растаскивали по госдачам. Те немногие из оставшихся общественных бильярдных приобретали славу притонов, где ведётся запрещённая игра на деньги. А немногих старожил, которые знали о настоящем, дореволюционном Русском Бильярде, его концепции, оставались единицы.

Ситуация опять резко изменилась после 1988г., когда с приходом к власти Горбачёва началось кооперативное движение, по сути было узаконено частное предпринимательство. Возникла весьма выгодная коммерческая тема ввозить бывшие в употреблении снукерные столы и переделывать их борта и лузы под русские шары. Так возникло большинство из известных сейчас бильярдных производителей в СНГ. Здесь нужно особо подчеркнуть, что ни один из новых производителей бильярдного инвентаря не стремился придерживаться фрейберговских стандартов, поэтому параметры нового инвентаря стали отличаться от них, причём у разных производителей по-разному.

Быстро разбогатевшие «новые русские» 90-ых стали открывать клубы, создавать спортивные общественные организации на местах. Количество увлекающихся бильярдом стало стремительно расти. На перспективный открывшийся рынок стремились войти зарубежные производители бильярдного оборудования : бельгийские Салюк (шары) и Симонис (сукно), итальянские Лонгони (кии) и CARLO GIUFFRA ARDESIE S.R.L.(сланцевые плиты), немецкие Артемис (резиновый профиль) и Dynamic-Billard (полный спектр инвентаря и аксессуаров).

Результатом этих процессов стало образование международных структур Международный Комитет по Пирамиде (МКП) и Европейский Комитет по Пирамиде (ЕКП), вошедших в мировую структуру Пула, что иначе как позором для Русского бильярда назвать нельзя. В руководстве международным бильярдным движением (в МКП-ЕКП) встали люди ангажированные тесными связями с бильярдными производствами : Барсков, Кобленц (Dynamic-Billard), Соколов (РуптуР), Ляшенко (Динарис). Утверждённые ими технические стандарты на инвентарь для проведения международных соревнований были ориентированы на применение импортных комплектующих фирм, о которых шла речь выше.

Таким образом, мало того что игры на бильярде 20-го века (Американка, Московская) не отвечают концепции дореволюционного Русского Бильярда, так и сам инвентарь перестал отражать его дореволюционную концепцию. Утверждённый МКП к обязательному применению карамбольный бортовой резиновый профиль U-118, имея острую и мягкую рабочую кромку, формирует легко проминаемые острия губ луз, значительно уменьшая истинную строгость луз, отражающую концепцию Русского Бильярда. К тому же мягкий профиль вкупе с «быстрым» сукном искажают смысл бортовой игры на Русском Бильярде. Здесь можно провести параллель с постфелановскими изменениями в американском бильярде, когда в угоду бизнеса инвентарь трансформировался в сторону упрощения его концепции, легкодоступности в достижения мастерства массами. Так и в ноовом российском бильярде, получившем официальное название Пирамида, в простые игры 20-го века Американка и Московская, достижение мастерства стало задачей не из трудных. Появились чемпионы мира по Пирамиде 14-15 лет от роду.

Сейчас часто спорят что лучше : Американка или Московская. Мне видится в этом споре аналогия как, если бы спорили, какая игра лучше на шахматной доске : Чапаев или Шашки. Забывая о том, что есть Шахматы - игра, которая умнее и древнее и Шашек, и тем более Чапаева.
Звучат мнения, что достаточно улучшить Американку по правилам Буффало, Московскую по старым правилам без дураков, и станет всё замечательно. На мой взгляд, проблема в другом. И решения должны быть другие.

Проблема в том, что у современного российского бильярда НЕТ КОНЦЕПЦИИ. Нет того, что было бы отражено в параметрах инвентаря и в правилах игры на нём, нет единства в том, что мы на сегодняшний день понимаем под состязанием в мастерстве управления движением шаров.
Чтобы прийти к такому единству и выработать современную концепцию Русского Бильярда нужно ответить для себя на такие вопросы:

1. Мы за строгий бильярд? Является ли для нас приоритетом демонстрация исключительной точности сыгрывания шаров, как прицельного, так и своего?

2. Мы за тактически сложный бильярд? Является ли для нас необходимым соревнование в глубине тактических замыслов?

3. Будем ли мы использовать в нашем бильярде достижения других видов бильярда?

4. Будем ли мы ориентировать игру нашего бильярда в исполнении мастеров на зрителей?

В зависимости от ответов на эти вопросы будет сформулирована та или иная концепция и станет ясно, какие действия необходимо принимать для того чтобы приводить инвентарь и правила игры в соответствие с выработанной концепцией современного Русского Бильярда.

Виталий (Хабиб) Архипов


Зри в корень! (с) Козьма Прутков


Изображение пользователя salen.

Виталий - огромное тебе спасибо за твои материалы, статьи,размышления и предложения. Без тебя РБ был бы менее интересен. Мы в рамках "Золотой Лиги" провели в Липецке турнир по Малой Русской пирамиде ( 71 очко). 32 участника на 10 столах в формате - до 2 побед . Проигравшие - до 1 победы. Начали в 12 часов дня, финальная игра началась в 23 вечера.Т.Е за 13 часов турнир был проведен полностью.Лично мне намного интереснее было играть нежели в Сибирку. В середине турнира и особенно в конце сложнейшие чужие падали практически у всех игроков. Молодые спортсмены диву давались, что существует такая интереснейшая и технически- тактически сложная игра. Понимая, что суть твоих предложений в создании новых, современных игр,думаю, что надо в полной мере задействовать лучшее из существующего. Турнирные игры - Пирамида - 71 очко с современным отыгрышем, Москвичка по старым правилам с современным отыгрышем ( можно еще чередовать удары с руки - свой, чужой) и американка - без дураков и с забитием в одну лузу подряд не более 2 шаров. Только эти изменения позволят в значительной мере повысить интерес к играм и турнирам.


Ко всем отношусь уважительно.


Изображение пользователя salen.

Кроме того важнейшую роль играет календарь турниров и размеры ПФ. Сегодня де факто более 10 турниров с ПФ в 1 млн. рублей и до 20 в год с ПФ от 200 до 500 т.р. За 2011 год всего было разыграно почти 25 млн. руб призовых ( по информации Руслана Кориненко) Деньги уже неплохие, но тратятся бессистемно, являются по сути невосполнимыми расходами для спонсоров.


Ко всем отношусь уважительно.


Изображение пользователя salen.

И таких факторов можно приводить сколько угодно, искать виноватых, но при этом не двигаться вперед. Сегодня конференция ФБСР должна хотя бы номинально ответить - будут перемены или нет? Любые преобразования - инициатива заинтересованных людей. Я не знаком с Навальным П.Н. но он нашего возраста - 51 год,воспитан в похожей атмосфере. Думаю,что и мыслит он не сильно по другому. Просто его свита - его знание реальных дел в бильярде по крайней мере. Нужно отказаться от эфемерных целей - стать Олимпийским видом спорта, 30 стран - участников Чемпионатов и т.п. И телекартинка появится только тогда, когда сработает админресурс,либо пройдет оплата.


Ко всем отношусь уважительно.


Изображение пользователя salen.

Поэтому я хочу пожелать делегатам конференции конструктивного диалога сегодня. Не заболтать проблему, а наделить полномочиями реальных специалистов и начать необходимые перемены в Русском бильярде.


Ко всем отношусь уважительно.



Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.