"Тёмные века" снукера в России.

К написанию этой статьи меня подтолкнуло желание, наконец-то, узнать правду о тёмном прошлом снукера в России и собрать те немногие любопытные факты его развития у нас, которые могут быть обнаружены.


Несмотря на то, что снукер – это один из самых зрелищных и интеллектуальных видов игр с шарами на сукне, путь его становления у нас был и остаётся нелёгким и тернистым. В чём причина медленной популяризации этой игры в России и почему до сих пор снукер – это приёмный ребёнок с неуверенным английским акцентом, нуждающийся в опеке и спонсорской поддержке? Я постарался найти ответы на эти вопросы и максимально раскрыть «белые пятна» ранней истории снукера, насколько это возможно:

Заморские снукерные одиссеи русских «классиков»

Я начну своё исследование с той малоизвестной эпохи, когда развитием снукера в России никто не занимался, впрочем, это не значит, что снукер у нас был вовсе неизвестен. В дореволюционное время снукерные столы можно было увидеть столь же часто, как и карамбольные, но приход советской власти, не жаловавшей буржуазные забавы, привёл к тому, что оба эти направления бильярда были забыты. И если карамбольные столы исчезли вовсе, то снукерным нашлось применение: большинство из них было переделано под русский бильярд или даже использовалось в игре без замены створа луз и бортов, благо стандартный 12-футовый размер этому способствовал.

Не только к переделанному, но и к вполне классическому варианту заморской новинки проявляли интерес заслуженные мастера русского бильярда, такие, например, как Ашот Потикян или Юрий Соснин. Потикян даже специально ездил за три моря на туманный Альбион и умение контролировать «свой» шар показать, и высшие брейки англичан по(д)смотреть. Причём, его личный тренировочный брейк порой приближался к отметке в 125 очков. Тем не менее, как гласит печальный конец большинства этих легенд, нерегулярные гастроли успеха не приносили. Сергей Рябинин, действующий руководитель направления «снукер» при ФБСР, подтверждая факт поездки Потикяна, отмечает, что тот «как приезжал, так и уезжал». И в истории мирового снукера от выступлений нашего соотечественника осталась лишь курьёзная заметка в Thimes, где указано, что Потикяна сняли с турнира Benson&Hedget Championship 1996г. за… опоздание. Он прибыл в Англию на день позже, чем нужно, а о дате переноса турнира не знал из-за потерявшегося письма. Конечно, такой случай теперь вряд ли возможен в наш век мгновенной электронной почты.

Потикян, Соснин пытались посеять любовь к снукеру на Родине, в том числе доставляя и игровое оборудование, кии. В 1990 году они довольно успешно выступили на Открытом первенстве страны в рамках фестиваля профессионального бильярда, дойдя до полуфиналов, но титул победителя тогда достался австралийцу Робби Фалдвари, разыгравшего финал с англичанином Йеном Уильямсом.

Итак, несмотря на интерес признанных мастеров русского бильярда к снукеру, преемственности именно снукерной школы и тренерских традиций у нас не было. Первым чемпионам снукера в России приходилось творить свои титулы практически из ничего.

О первых чемпионах России по снукеру, успехах и провалах в его популяризации читайте в моём блоге: http://k-rumyantsev.livejournal.com/50406.html