Скрестить ужа с ежом (пирамида и снукер)

Телетрансляции снукера все больше привлекают любителей бильярда в странах СНГ. Почему русский бильярд не смотрится на ТВ?

Почему это происходит? На сайте ЛЛБ много и часто обсуждали этот вопрос, так же, как и проблемы и пути развития РБ.

Что же такое профессиональный бильярд на телеэкране?

Снукер. Единые правила, понятные зрителям. Предугадывание зрителями последующих ходов в игре. Красивая картинка с большим игровым полем и цветными шарами. Сложные удары. Разнообразные тактические схемы. Счет на экране (с показом оставшихся на столе очков). Максимальные брейки, длинные серии. Джентльменские признания поражений (как в шахматах). Клиренс как чистая победа. Возможность отыграться даже при большом отставании и соответственно сохранение напряжения в игре до конца. Соревнование молодости и опыта. Ну и конечно большие деньги, реклама, рейтинги игроков и турниров.

Пул, в отличие от снукера, на мой взгляд, хорош как спорт (особенно «девятка» с огромной ценой каждой ошибки), но его кажущаяся простота, небольшие столы и демократичность экипировки игроков делают его похожим на телесериал для домохозяек (типа «чего тут смотреть, и я так могу»).

Карамболь красив и элитарен. Исключительно простые правила и исключительно сложные удары (спорт для избранных, игра для эстетов). Но большинство зрителей хочет не просто красивой игры, болельщики требуют «забитых голов» (попаданий в лузу) как зримого достижения победы (хотя, возможно, в этом я ошибаюсь).

А что же русский бильярд? «Тупой кладос» в «американке» без выходов, простое скатывание битка в «москве», прямые «чужие» в «неве», непонятные зрителю удары в классике (цифры на шарах невозможно разглядеть). Если бы не строгие лузы, то весь современный РБ можно было бы считать игрой в городки. Это, как мне кажется, и есть главные аргументы, высказываемые теми, кто разочаровался в спортивных и телевизионных перспективах русского бильярда.

Как выйти на большой экран и сохранить традиции нашего бильярда, традиции строгих луз, тяжелых шаров и «свояков», не переделывая при этом весь игровой инвентарь?
Видимо, только развивая новые игры и новые правила РБ. Только привнося в правила элементы тактики и стратегии снукера, как самого телевизионного вида бильярда.
Основными принципами таких новых игр могут быть следующие положения:
1. Цветные шары
2. Счет на очки, а не на количество шаров
3. Битком может быть только один шар на столе
4. Чистая победа - это чистый стол
5. "Свояки" должны засчитываться
6. Столы, лузы и вес шаров остаются прежними.

Я думаю, что любая игра, соответствующая этим принципам, - это шаг вперед в развитии РБ.

Боюсь показаться наивным или самоуверенным, но все же рискну предложить один такой вариант игры на русском бильярде.

Трехцветная пирамида или пирамида-51 (впрочем, название может быть любым)

Используются 16 шаров 3-х цветов: биток – желтый, прицельные шары: 9 белых, 6 красных.
Игра ведется битком.
Первоначальная расстановка – пирамида с вершиной в 3-й точке, 6 красных в вершине, 9 белых в основании, биток в доме.
Вначале играются (и забиваются в лузу) только белые шары. Каждый забитый белый – 2 очка. Потом играются красные, каждый забитый красный – 3 очка. После удара биток должен коснуться легального шара. Игра ведется без заказа («дураки» засчитываются как флюки в снукере).

За забитый после соударения с легальным шаром «свояк» - 1 очко. Биток из лузы возвращается на стол и играется с руки либо из дома, либо с любого места (возможны 2 варианта правил). После забитого «свояка» легальным считается любой шар, но в лузу забивать можно только «чужого».

Штраф за промах по легальному шару или за неправильно забитый шар – 1 очко. После этого игра ведется либо из сложившейся позиции, либо биток возвращается в дом и играется с руки.
Вылетевший со стола биток возвращается в дом и наказывается штрафом в 1 очко. Выпавший прицельный шар возвращается на стол в точки 1, 2 или 3, а очки за него засчитываются сопернику.

Игра заканчивается после того, как на столе останется один биток, либо когда один из игроков признает свое поражение. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.

Максимально возможная серия – 51 очко (9 белых -18 очков, 6 красных – 18 очков, 15 «свояков» – 15 очков), хотя количество заработанных очков в нескольких сериях может быть и больше.

Как видим, даже при неблагоприятном для себя развитии ситуации, каждый игрок может переломить ход матча за счет «свояков», «снукеров» и отыгрышей, а красивый и сложный удар не приводит однозначно к катастрофе.
Телевизионная картинка с шарами 3-х цветов, как мне кажется, будет выглядеть достаточно органично ( 3 цвета, как в карамболе, предпочтительнее кучи цветных и полосатых, как в пуле).
Подсчет очков, как выигранных, так и оставшихся на столе, дает возможность строить определенную стратегию игры.
Думаю, что правила игры будут понятны зрителю, но сама игра будет достаточно сложна даже для профессионалов.
Возможен вариант игры с 12 белыми шарами по 2 очка и 3-мя красными по 4 очка (или по 8 очков). В этом случае гораздо меньше шансов «засушить» игру, когда на столе останется только 1 белый шар.

А вообще, "война - фигня, главное - маневры". И я очень надеюсь на то, что рано или поздно "американка" станет главной игрой только для начинающих, а на главном телеканале страны спортивный комментатор будет с придыханием рассказывать нам о том, как третий и седьмой игроки из Топ-16 разыграли последнее очко (а заодно и пару миллионов зеленых) в контровой партии финала ЧМ по "Суперпуперпирамиде".



Владимир Тимофеев



Интересно почему топы не считают Американку дармовой? Сколько партий тупо скатить в Москву кто нибудь возмется под заказ? И сколько денег он поставит? Я готов поставить если хотя бы одну из 3.



Практически все тезисы преамбулы справедливы и я уже высказывал их ранее в своих статьях, в том числе и в своём блоге на этом сайте. А вот с выводом, тем что "Только привнося в правила элементы тактики и стратегии снукера" я категорически не согласен. Снукер не жупел, что на него молиться. Кстати снукер берёт свои корни из старых русских игр.
Предлагаемая игра наследует существующие недостатки современных игр. В первую очередь - игра с руки после сыгрывания свояка. Это недопустимо упрощает игру и необоснованно облегчает построение серий.
Второй неустранимый недостаток - возможность играть на тихих ударах уводя биток к угловой лузе. При этом контроль обоих шаров при ударе не требуется, а значит игра не требует мастерства.



Согласен, что я малость переборщил со снукером, просто других таких же красивых картинок на ТВ я не видел.
А по поводу неустранимых недостатков:
1. После свояка биток можно играть из дома, с точки, с борта (правила можно менять как угодно, это не догма), а вообще меня дико раздражает в "москве" снятие со стола прицельного шара - не по-игроцки это
2. От угловой лузы биток можно увести за красный шар (маска - снукер) - как раз мастер и может наказать такого тихого ухаря, к тому же в "москве" биток частенько встает в угловую лузу и никто не жалуется. С другой стороны, можно ввести еще одно правило: играть можно не только битком по легальному шару, но и легальным шаром по битку (привет любителям американки) от 3-х бортов (привет любителям карамболя) - тогда биток у лузы это подстава.
А, в целом, я конечно не собираюсь становиться отцом-основателем новых игр на РБ, просто ну очень хочется какого-то толчка, шага, движения вперед - обидно за русский бильярд, паньмаишь.


Владимир Тимофеев



Все-таки Habib абсолютно прав по поводу 2-х существующих недостатков предложенной игры (как, впрочем, и других современных игр). Но мне кажется, что противоядие существует. А именно:

1. Удар можно производить как желтым шаром-битком по легальному шару, так и легальным шаром по желтому шару-битку.
2. Если желтый шар попадает в лузу, то он выставляется на точку 1, очки при этом не начисляются, но право последующего удара остается у играющего.
3. За легальный шар, забитый в лузу "свояком" (после соударения с желтым шаром), начисляется дополнительно 1 очко, шар на стол не возвращается, то есть "чужой" белый - 2 очка, ("чужой" красный - 3 очка), а "свой" белый - 3 очка ("свой красный - 4 очка).

Таким образом, попавший в лузу желтый шар позволяет просто улучшить позицию играющему. Остановившийся у лузы желтый шар позволяет улучшить позицию сопернику. При этом контроль белого (красного) шара-битка имеет значение.
Попавший в лузу "чужой" белый (красный) шар - результативный удар, при этом важен контроль желтого шара-битка. Попавший в лузу "свой" белый (красный) шар - еще более результативный удар, но цена ошибки (остановка у лузы) гораздо выше.
В итоге, мастерство в исполнении "свояков" (особенность современного русского бильярда) с учетом последующего выхода вознаграждается дополнительными очками и продолженнием серии, а тихая постановка битка у лузы не имеет особого смысла.


Владимир Тимофеев


Изображение пользователя age.

Он создал игру под себя и пытается всеми правдами и неправдами заставить других в неё играть. Слишком легко-плохо, слишком сложно-плохо. И прикрепляя ещё всякую муть с википедии вдобавок где желательно побольше умных слов.



Интересно, как можно заставить кого-то играть в какую-либо игру? И, главное, зачем заставлять?


Владимир Тимофеев



Age, вы тупица.))) Ну на хрена мне игру под себя создавать в мои 50 лет ? Тем более я не МС. А игру придумал как раз для мастеров. Только в их исполнении она будет достаточно серийна чтобы быть зрелищной. А у меня в "Кадриль" серия 3-4 шара максимум. Я абсолютно убеждён, что серия в 5 шаров в "Кадриль"(21 очко) на порядок зрелищнее, чем американка с кия. Американка с кия/подхода и у меня случается при фартовом раскладе.

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.