Олег Мачтаков: «Заключил контракт с «Weekend» и попал в немилость...»

О том, как Мачтаков прогнал от стола Шевченко, как спортсмены выпили полгрузовика водки за день, а также о методах борьбы между украинскими федерациями и еще о многом другом вы узнаете из третьей части интервью.


— Как мы знаем, ты в 2004 году стал вице-чемпионом мира, но после этого результаты пошли на спад, какое-то время вообще не играл. Расскажи обтом периоде, о причинах временного ухода из бильярда.

— Да, все правильно. Был у меня перерыв, расскажу о его причинах, но сначала вспомню несколько историй конца XX- начала XXI века, которые запомнились мне.

В 90-х в Сочи проходил ежегодный командный чемпионат мира. Сначала командный России, а потом мира. В гостинице «Жемчужина». Славик Винокур несколько раз ездил туда, пару раз выходил в финал, и всегда с ним в команде были кто-то из этой тройки: Матва, Маливанчук, Шмигельский. В самом конце 90-х поехали мы вместе, я в качестве зрителя поболеть за своих. Я был в шоке. Большой зал на берегу моря. Катки идут круглосуточно. Приехали селиться в отель, идем в лифт, в полузакрытые двери с вещами запрыгивает Гиви Анфимиади.

Славик:
— А почему ты с вещами? У тебя же турнир уже идет несколько дней, чемпионат России.
Гиви:
— Да, я приехал, взял ключи от номера, зашел по дороге в бильярдную и уже четвертый день не могу выйти. То турнир, то коммерция. Зачем только за номер платил, пойду сейчас хоть душ приму.


Возвращаемся назад. Мы вчетвером в купе. Я, Славик Винокур, Берчик – Борис Загуляев, и племянник Славика. Только отъехали, какой-то полустанок между Сочи и Адлером. Заходит дорожная полиция. Проверка документов. Я даю паспорт, у меня там 200 долларов. Достаю доллары, отдаю паспорт.

Они:
— А декларация на них есть?
— Декларация от 10 000, какая декларация?
— Надо декларацию на любую сумму. Если нет – выходим с нами.

Я тогда был готов драться за каждый доллар, выхожу с ними на перрон.
— Парни, вы не правы. Сколько вам денег надо?
— Сколько дашь?
— 10 долларов.
— Давай.

Даю 10 долларов, поезд в это время отходит. У меня перед глазами картина: с двух сторон лес, впереди горы и я стою. Бегу за поездом, думаю, если догоню – схвачусь за поручни последнего вагона и буду ехать. В этот момент поезд резко тормозит, открывается дверь моего вагона, проводница мне машет.
Я догоняю, захожу в купе:
– Ребята, спасибо, кто из вас дернул стоп-кран?

– Не мы.
Оказалось, проводница дернула стоп-кран, спасибо ей. Я ее потом отблагодарил, дал немного денег и так закончилась эта история.

В конце 90-х проходил чемпионат Украины в Киеве в очень популярной бильярдной на стадионе «Динамо». Там было 4 или 5 столов. Играли в американку до 2-х побед, финал был до 3-х. Играл Славик Винокур с Максимом Параскевичем из Кривого Рога. Тогда Славик, если не ошибаюсь, стал первый раз чемпионом Украины. Приехали вечером в клуб, попросили всех освободить столы для тренировок участников чемпионата. Все ушли, за одним столом только играет молодой парень с подростком.

Я подошел, говорю им, что-то типа:
— Вам же сказали, что столы для участников турнира, освободите.
Не очень грубо, но и не вежливо.
Они:
— Да, конечно. Сейчас уходим.


Ушли, в зале нависла тишина. Все на меня как-то косо смотрят. Я ничего не пойму. Стоит рядом Славик Винокур.
Спрашиваю:
— Я что-то не то сделал? Кто эти люди?
— Мальчик – это сын хозяина бильярдной, участник турнира. А играл он с Шевченко.
— А кто это? Внук Тараса Григорьевича?
— Футболист.
— Что, звезда?
— Да.
Я футболом не интересовался, Шевченко в то время только становился знаменитым, а я знал только Ваню Яремчука, он с нами на турнирах играл. Так я прогнал Шевченко из бильярдной.

Вспоминаю турниры, которые в Днепропетровске проводил Олег Колинько. Был такой очень сильный игрок в 90-е годы, потом открыл сеть бильярдных «Русская пирамида». Тренировал там Евгений Гуревич, оттуда вышли все днепропетровские звезды – Евгений Талов, Константин Кулик, Артем Моисеенко, Наталья Науменко, Евгений Новосад. Постоянно придумывал для участников турнира увеселительные программы, с которыми связано несколько забавных историй. Проводил он зимой чемпионат Украины у себя в бильярдной в парке. Стояли жуткие морозы, и его знакомый – владелец ликеро-водочного завода презентовал на чемпионат грузовик с водкой – полностью забитый ящиками с этим популярнейшим напитком. Как сейчас помню, называлась горилка «Метрополь». На открытии турнира Колинько делает объявление, что в связи с плохими погодными условиями спонсор предоставляет водку. Исключительно для согрева. Подходите на бар, пейте. Все (а участников было человек 80), естественно, очень обрадовались. На следующее утро сидим мы утром на баре со Славиком Винокуром, пьем чай, подходит Колинько и спрашивет у бармена: «Ну, сколько ящиков выпили?». Тот отвечает: «Сколько ящиков – точно не знаю, но половины уже нет». То есть за день спортсмены выпили полгрузовика водки.

Колинько побледнел, не поверил, пошел перепроверять. Точно, половины уже нет. Тогда, говорит, с утра больше 200 грамм никому не наливать, а в неограниченном количестве можно будет получить водку только вечером. В общем, запомнилось, что пили все, как ненормальные, но было действительно холодно.

А как-то весной Колинько предложил всем поехать на теплоходе, заехать на остров, пожарить шашлыки. Все прошло на ура. Но был такой известный такой игрок Олег Постовой из Донецка. Ему предложили прицепиться к теплоходу и покататься на водных лыжах. Все прошло удачно, он покатался, не убился, не утонул, но утром была такая боль в руках, что он не смог играть и проиграл. А когда возвращались с прогулки, Максим Параскевич из Кривого Рога так нагулялся, что упал с трапа вниз лицом в реку, но мы его спасли. А интереснее всех провели время Валентин Вонсовский и Георгий Ерж. Зашли на теплоход, увидели нарды, сели, «зарубились», и только когда мы уже вернулись обратно, их силой выгоняли. Они играли, укрупнялись и так далее. Веселое было время.


Вспомнил свой финал со Станиславом Петривым из Днепропетровска. В 2003 играли мы в Кременчуге по пирамиде 8 чужих. Играть можно любым любого, но только чужих. Если забил свояка – играешь им с руки с любой точки стола, но только им. Играем с ним, пришли какие-то гости, депутаты. А Петрив очень медленный игрок. Причем не от природы, а воздействует таким образом на соперников. А я, как уже говорил, могу играть и быстро, но, все-таки, мой стиль более размеренный. То есть и замедлиться немного, и ускориться мне не сложно. А тут я подстраиваюсь под его стиль, играем медленно. Судит Виктор Приходько. При счете 2:2 он видит, что зрителям становится скучно, и он объявляет, что нас ставят на таймер. Для Петрива это была большая проблема, он немного «отъехал», начал ошибаться, и я выиграл 5:3. На моей памяти это единственный раз, когда применили такую постановку на таймер.

Следующую историю рассказывал дядя Вова «Фриц». Намечается турнир в Гурзуфе. Не хватает судей. Организаторы ищут знакомых, которые могут судить. Тогда и деньги платили, и посудить было престижно. Судья приводит друга – он у меня профессиональный баскетболист, готов ехать. Ему правила рассказали на скорую руку. Он судит встречу, у игрока шар вылетает со стола. Начало партии, разбой пассивный. Судья берет с пола шар, не понимает, что делать. Ему с трибуны – делай вбрасывание. Тот берет шар, подбрасывает ее над пирамидой, все разлетелось. Все в шоке.

Играю на одном из турниров встречу с Димой Шевченко из Севастополя. Судит человек, не буду называть фамилию. Видно, что с вечера хорошо посидели, еще не отошел от пьянки. За соседним столом играет Паламарь. Судье, естественно, интереснее смотреть там. Мой удар, пытаюсь сыграть через пирамиду, тушую шар.
Дима:
— Штраф.
— Согласен.

Дима смотрит на судью, тот смотрит на Паламаря. Дима стоял-стоял, потом зовет его: «Товарищ судья, у Мачтакова штраф». Судья посмотрел на меня:
— Я все видел, штрафа не было.
Дима в шоке:
— Олег, был штраф?
— Да, конечно.
Судья:
— Я судья, мне лучше знать, был штраф или нет.
Я:
— Не знаю, что в такой ситуации делать. Сам я шары трогать не имею права.

Посмотрели друг на друга, я продолжил дальше серию…


Одна из причин, по которой я бросал бильярд в свое время, которым с детства только и занимался, заключается в следующем. В 2003 году я заключил контракт с компанией «Weekend» и попал в немилость к Ляшенко. Все время он меня этим потакал: «Как ты мог, как ты мог». Я говорю: «Как мог, так и сделал. Что в этом такого?». Если бы он предложил контракт мне, я бы согласился. Но он предложил Винокуру, Паламарю, Петриву, Широбокову. А я, вероятно, по его мнению, не дотягивал до его контракта. Хотя у меня контракт с «Weekend» был лучше, чем он предлагал многим. Но я видел, насколько Ляшенко это неприятно, и он меня стал потихоньку зажимать. Были, например, рейтинговые турниры, но по приглашению. Меня не приглашали. Из-за этого упал рейтинг. Я по рейтингу не попал в сборную на чемпионат мира в 2003 году, в 2004-м просто «выдрал» место в команде, после чего вышел в финал чемпионата мира. Винокур в 2003 году стал чемпионом мира, ему оставили все призовые и подарили от федерации золотые часы. Я в 2004-м занял второе место, у меня забрали половину призовых (1300$ из 2600) и подарили какую-то напольную вазу. Еле до дома допер, она у меня потом развалилась. Ну да ладно. Я выступил лучше всех в команде, защитил спортивную честь страны. Дали мне международника, потом выиграл несколько рейтинговых турниров. В 2005-м формируют сборную Украины на следующий чемпионат мира. Но я туда не попадаю! В лицо мне никто этого не говорил, но причина одна: контракт с Weekend. История на этом не заканчивается. В конце года ФСБУ проводит крупнейший на тот момент украинский турнир – Кубок Масола. За первое место разыгрывается машина. «Семерка» или «восьмерка». Стоила тогда тысяч семь-восемь. У Масола день рождения и логично, что на свой день рождения он проводит турнир. Это нормально.


Ляшенко, зная об этом, берет и накладывает на Кубок Масола чемпионат Украины. И объявляет, что ведущие игроки обязаны принимать участие в чемпионате Украины. Если они не примут участие и поедут на Кубок Масола, их ждет дисквалификация на конец этого года и на весь следующий. Можно не ехать ни туда, ни сюда, но только на Кубок Масола нельзя. При этом сборников (Винокура, Паламаря, Моисеенко) на Кубок Масола отпускает. А на чемпионате Украины разыгрывают одно место в команде на чемпионат мира, который должен начаться уже на следующей неделе. Звонит мне Ляшенко и говорит: «Выбирай. Поедешь на Кубок Масола – получишь дисквалификацию».


Я думаю: если меня дисквалифицируют, то контракт с «Weekend» мне будет не нужен, я не попадаю ни один турнир. Приходится ехать на чемпионат Украины. . А тому, кто в воскресенье выиграет чемпионат Украины, уже в среду надо быть на Казахстане. Приехал больше отметиться и немного отдохнуть от работы. Настроение плохое, желания играть никакого. За весь турнир не сделал ни одного разминочного удара. Вечерами ходил с друзьями в ресторан. При этом игралось на удивление легко. Дошел до полуфинала, за выход в финал обыграл Анатолия Крылова. Вел 4:1, он сравнял, в контре победил. А в финале выиграл 5:1 или 5:2 у Владимира Захарова из Львова. Подходит Ляшенко, вяленько: «Поздравляю, едешь на чемпионат мира». Мне нужно ехать на поезде ночь домой в Одессу, взять вещи, сесть в поезд на Москву, приехать, где-то там встретить Жанну Шматченко, приехать в аэропорт и лететь в Казахстан. Вот так нас готовят к чемпионатам мира. Делают, что хотят. Какая может быть игра в таких условиях?

Первую игру проиграл 0:4, уже не помню кому, потом две выиграл, но в матче за выход в плей-офф еще раз проиграл и выбыл из турнира (на том чемпионате Украину представляли, кроме Мачтакова, Паламарь, только что победивший на Кубке Масола, Винокур и Моисеенко. Сыграли все неудачно. При этом Артем начал с победы над будущим победителем Юрием Пащинским, но затем проиграл две встречи и выбыл в том же круге, что и Олег. Паламарь выиграл у Дрангоя, после чего уступил подряд двум финалистам того чемпионата Анищенко и Пащинскому и разделил 17-24-е места с Моисеенко и Мачтаковым. До плей-офф добрался только Винокур, но и он в 1/8 финала, после побед над Мударисовым и Сагынбаевым, проиграл 0:4 белорусу Купаве. Зато успешно сыграли на первом в истории женском чемпионате мира украинские девушки. Алена Русакова заняла второе место, Жанна Шматченко – третье – прим. ред.).

После этого я еще съездил в Ивано-Франковск – меня пригласили на неделю потренировать команду, потом выиграл там турнир, и понял, что особого желания играть нет. Ездить на турниры, терпеть издевательство над собой больше не хотелось. Наступал 2006-й год, мне должно было исполниться 30 лет. У нас закончились контракты (кроме меня с «Weekend» работали Илья Губарев и Саша Бойко), Андрей Заостровцев сказал, что они полностью переключаются на пул, пирамида им уже не интересна. Я подумал, что общаться с этими людьми (ФБСУ – прим.ред.) да еще и за свои деньги явно не стоит.

В 2006-м отъездил только этапы Кубка Украины, вошел в 32 и сыграл в финальном туре. Там я дошел до финала, где проиграл Даниилу Безуглову. Кстати, в свое время мы познакомились с ним, с его папой и меня попросили с ним немного поработать. Основным тренером у него тогда был Антон Паринцев. Ну и когда Даниил у меня выиграл, подошел папа и сказал, что в этой победе есть и частичка моего труда. Было приятно.

Но затем я уже совершенно перестал играть в бильярд, и думал, что это уже навсегда. Но нет. Все только начиналось. «Выдержал» я без любимой игры всего лишь два года.

После перерыва вспоминается первый турнир – памяти Юрия Исаева в Симефорополе в начале 2009 года. Более двух лет я играл только со своими учениками, не было ни турниров, ни коммерции. Но желание играть было настолько сильным, что я выиграл турнир. В полуфинале победил Глеба Ващенкова, а в финале – Артура Пивченко.

А на следующем турнире – Кубке Канады во Львове случился мой самый обидный проигрыш. Играли с Ярославом Тарновецким в финале в свободную пирамиду до 7 побед. Вел 3:0, потом 6:3. Имел шанс закончить, не воспользовался, Ярослав сравнял счет. В контре опять мог выиграть, и снова не смог. То поражение навсегда осталось в памяти. Тем более, что разница в призовых между первым и вторым местом была около тысячи долларов.

Перед началом 2010 года я долго думал: ездить или не ездить дальше на турниры. Пытался найти для себя мотивацию. Участвовать во всех этих отборах, зависеть от функционеров, плясать под их дудку мне не хотелось. Но тут как раз принимают решение, что 32 сильнейших по итогам отборочных турниров Кубка Европы попадают на чемпионат Европы, а 16 – на чемпионат мира. И не надо было для этого участвовать во всех этих непонятных движениях с федерациями и так далее. И мне стало интересно: вот я сколько лет уже не тренируюсь, как смогу сыграть. Заодно и посмотреть, что там творится. Появились новые звезды, я уже никого не знаю. И вот после третьего этапа я понимаю, что у меня есть шансы зайти не только в 32, но даже в 16. В итоге, я проиграл на четвертом этапе в Санкт-Петербурге за выход в 16 Виктору Куриленко, а в общем рейтинге оказался пятнадцатым и попал и на чемпионат Европы в Ханты-Мансийске и на чемпионат мира в Германию. Ничего особенного ни там, ни там не показал, но время провел в свое удовольствие. А уже перед новым годом на финале Кубка Европы в Минске удалось дойти до 1/4 финала, где проиграл будущему победителю Артуру Пивченко. А за выход в четвертьфинал обыграл действующего на тот момент вице-чемпиона мира Павла Кузьмина.

— Ты сегодня играешь в сеньорах – это для тебя способ продлить спортивную карьеру или больше желание пообщаться с друзьями и знакомыми?

— Тут много факторов. Продлить карьеру – да, здорово. Общение с друзьями, с которыми много лет дружим и нас многое связывает – безусловно. Но так как я несколько лет назад открыл свой бильярдный магазин machtakov-shop.in.ua, то я совмещаю поездки на турниры с бизнесом. Рекламирую свой товар, налаживаю отношения, узнаю новинки в бильярдном оборудовании, аксессуарах, договариваюсь за хорошие цены. Ну и азарт турнирной борьбы, желание побед у меня до сих пор присутствует. С молодыми играть уже тяжело, а тут есть хорошие шансы.

В 2016 году мне позвонил Виктор Приходько, судья из Кременчуга. Предложил участвовать в Кубках среди сеньоров. Я подумал: а почему нет? На первом же турнире в Кропивницком занял второе место, проиграв в финале Саше Новикову. Турниры проводила ФБСУ, которая в 2008 году уже утратила статус национальной и была просто общественной организацией. Сначала все было неплохо, потом начались какие-то конфликты, то со Степаном Мирончуком, то еще с кем-то.

К тому времени Славик Винокур уехал из Одессы, федерацией спортивного бильярда в городе стала заниматься Радика Любич, попросила меня быть ее заместителем. Я согласился. В 2018 году я понял, что мне хочется поддерживать сеньорско-ветеранское движение. Провел чемпионат Украины среди сеньоров и ветеранов, после чего на меня начал коситься Ляшенко. А после того, как я провел чемпионат в 2019 году, Ляшенко добавил в положение Кубков Украины среди сеньоров фразу о том, что в них не могут участвовать мастера спорта и мастера спорта международного класса. При этом среди ветеранов могут. Но что это за бред? В Кубке Украины не могут выступать игроки со званиями «мастер спорта» и выше. Тогда называйте это любительским кубком, или еще как-то. А эти турниры называют международными. А что еще больше удивило – эти новшества ввели в середине года. При этом продолжал участвовать мастер спорта Дима Микитко. Ляшенко сказал, что он не мастер, не выигрывал чемпионаты Украины, а только кубки. Но это не правда. У меня сохранились журналы, в которых описывается, как Дима выигрывал чемпионаты Украины, он двукратный чемпион страны по московской пирамиде, играл в матчах за звание абсолютного чемпиона с Паламарем, Тарасюком.


В общем я понял, что за прошедшие годы ничего не изменилось. Люди не могут не командовать другими людьми, не навязывать им свою волю. Ляшенко считает себя монополистом турниром среди сеньоров и ветеранов. Казалось бы, над радоваться, что проводятся другие турниры. Но нет. И я снова попал в немилость. Мне кажется, что этот человек все-таки немного не в адеквате. С другой стороны, я благодарен Ляшенко, что именно он повлиял в 2005 году на мое решение поступить в Днепре в академию физкультуры, помог там учиться и закончить ее. Но во всем остальном считаю, что он препятствовал моему развитию. Мне это неприятно.


— Хотел бы, например, стать чемпионом мира среди игроков старше 40 лет?

— Конечно хотел бы.

— Вообще, это популярное сегодня движение имеет какой-то смысл для развития игры?

— Да, оно имеет смысл. Играет и тренируется больше людей. Возрастные игроки готовы вкладывать свои средства, и на этих турнирах сегодня призовые больше, чем на открытых турнирах. Стоит вернуть чемпионаты Европы и мира в этой категории. Это крутая тема и она должна развиваться.

Продолжение следует.

На фото: сверху вниз (фото кликабельны):
Чемпионат мира 2002. Харьков. Олег Мачтаков — Сергей Горбунов — Эдуард Галиянц.
Гиви Анфимиади
Андрей Шевченко
Кубок Европы 2005. Кишинев. 4 этап. Виджай Дрангой-Ярослав Винокур-Олег Мачтаков-Владислав Василенко
Вячеслав Шмигельский-Валентин Вонсовский-Иван Ариванюк-Олег Мачтаков
Юрий Ляшенко
Богдан Рыбалко-Александр Синякевич-Илья Стерпул-Олег Мачтаков
Олег Мачтаков-Виктор Бандура-Валентин Вонсовский
Дмитрий Микитко
Дмитрий Микитко-Александр Паламарь-Юрий Тарасюк.




"Ламповые" воспоминания из биографической жизни, приятно и душевно, Олег...)))


Добрым быть намного сложнее, чем умным...

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.