Эрнест Серебренников: бильярд – это и спорт, и искусство, и великолепный досуг!

Представляю полную версию моего интервью с мэтром российской тележурналистики, в котором затронуты важные аспекты развития российского бильярда


В истории российской журналистики всего несколько знаковых фигур, которые можно заслуженно отнести к легендам спортивного телевидения. И одна из них – старейшина журналистского корпуса, хорошо знакомый бильярдной общественности России и всей русскоговорящей аудитории «НТВ+» комментатор, режиссер-постановщик трансляций матчей «Великолепной Восьмерки», шеф-редактор Ленинградского областного телевидения Эрнест Наумович Серебренников, чье 75-летие широко отмечалось 19 мая 2011года. Влияние этого выдающегося человека на развитие современного телевидения трудно переоценить. Первый телережиссер спортивных трансляций в Ленинграде. Профессионал высочайшего уровня, добившийся всех возможных вершин в своем деле и международного признания. Один из немногих в мире, кто обладает способностью одновременно комментировать и производить монтаж прямого эфира, включая повторы и крупный план, тремя и более видеокамерами.

Но прежде всего, Эрнест Наумович - блестящий собеседник, доброжелательный и общительный человек, чье компетентное мнение о современном бильярде и небольшое путешествие по волнам памяти прославленного спортивного мэтра легло в основу моего интервью для журнала «Покати шаром!» и сайта www.llb.su.

- Эрнест Наумович, как давно состоялось Ваше первое знакомство с бильярдом?

Это было очень давно, еще во время Великой Отечественной войны. Шел 1942 год. В возрасте 6-ти лет я был эвакуирован из блокадного Ленинграда вместе со своим детским садиком, в то время как мой отец сражался на фронте. По приезду в г.Фрунзе, в местной бильярдной и состоялось мое первое знакомство с этой прекрасной игрой, которое оставило весьма яркое впечатление, сопоставимое с совпавшими по времени гастролями иллюзиониста Льва Мессинга. Магическое движение и сочный звук соударения больших тяжеловесных шаров, красного дерева массивный стол, покрытый ярким зеленым сукном, сама обстановка в зале завораживали и вызывали смачные ощущения.
В воздухе витало едва уловимое ощущение игры на деньги. Причем, как позже выяснилось, многие мастеровые перекидывались еще и в карты. Словом, это был особый, запретный для меня и от того по-настоящему сладостный мир.
Уже позднее, после войны, начав заниматься теннисом во Дворце пионеров на Фонтанке под руководством замечательных тренеров Евгения Кудрявцева и Павла Майданского, я снова соприкоснулся с бильярдом и даже получил первые практические навыки. И здесь, и в других питерских игровых залах вроде Дворца Искусств или Дома офицеров, по вечерам собирались покатать шары достаточно смурные и малопонятные для меня люди, за которыми было классно наблюдать со стороны. В моем детском восприятии все они казались очень взрослыми, абсолютно другими, нежели наше семейное окружение, играющими в бильярд на недосягаемо высоком уровне и непременно попыхивавшими папиросами. (К слову сказать, в то время в арсенале бильярдистов преобладали «чужие» шары, по крайней мере, они мне больше запомнились). Вот таким ощущением задымленности и таинственности бильярдных залов пропитаны мои первые детские впечатления об этом занятии для настоящих взрослых мужчин.

- Кто из известных людей – Ваших друзей, увлекается этой игрой? Берете ли Вы сейчас в руки кий и с кем спаррингуете?

- Бильярд, как и любой другой вид спорта, например теннис, шахматы, требует ежедневных занятий, чтобы не терять ощущений и навыков, а также физических кондиций. К сожалению, у меня на него сейчас практически нет свободного времени, да и годы дают о себе знать. В более молодом возрасте поигрывал с одним из своих приятелей в Петропавловской крепости. В основном в «американку». Позднее, когда в ЦПКО им. Кирова увидел игру Юрия Милованова, понял, что это телевизионный формат. Так я с бильярдными репортажами в какой-то момент появился на «НТВ +» и очень ценю этот многолетний опыт. Получаю отдельное удовольствие от возможности взять интересное интервью перед началом матча у «звездных» игроков, например у Евгения Сталева, узнать про их излюбленные удары и дисциплины, порасспрашивать про игровой «инструмент». В бильярде меня подкупает его многообразие, элегантность, необычные тактические решения, щедрость на новые яркие впечатления. Которые я испытал, в частности, наблюдая Чемпионат мира по артистическому бильярду, или ведя репортаж с Чемпионата Европы по снукеру для канала «Евроспорт» (был такой занятный эпизод в моей профессиональной карьере, когда ко мне за помощью обратились мои западные коллеги, и я несколько дней страховал их). Как мне кажется, благодаря колоссальному журналистскому опыту, любви к бильярду и собственной игровой практики, мне удалось привнести что-то новое в технику телевизионных трансляций бильярда. В своих репортажах я стремлюсь использовать разнообразные приемы - крупные планы, быстрые переключения картинки, поступающей с нескольких камер, повторы интересных эпизодов, что в совокупности позволяет передать эстетику игры, ее драматургию, психологический накал. Мне, как исследователю, интересно все: и как реагируют соперники на внезапно меняющуюся игровую ситуацию (где я стремлюсь дополнить картинку едва уловимыми звуками их дыхания, соприкосновения мелка и кия, кикса, соударения шаров, стоп-кадром резко меняющегося выражения глаз и др.), и что в это время происходит на зрительских трибунах. Совокупность всех обстоятельств позволяет достоверно воссоздать и оценить игру. А сочетание некой театральности в зеленом поле, красивом изгибе кисти, особой пластике фигуры бильярдиста-мима в момент сложного удара, и последующих неожиданных, порой нелепых событий создает настоящий взрыв эмоций… На сегодня я единственный человек на спортивном телевидении страны, который может одновременно монтировать репортаж и комментировать в online. У нас высокая степень попадания в актуальный крупный план, высокий темпоритм. Ведь каждый удар порой сопровождает 6-7 кадров. Словом, в бильярде я состоялся все-же не как игрок, а как журналист, как репортер. Иначе ФБСР не признала бы «Великолепную Восьмерку» лучшей ТВ-трансляцией.
Что касается известных личностей на бильярде, то, безусловно, я наблюдал в разное время достаточное количество энтузиастов этой прекрасной игры, чаще всего из области спорта. Это и «зенитовцы» прошлых лет, и их тренеры – Ю.Морозов, П.Садырин, Г. Зонин. Неплохо играл экс-директор «НТВ+», некоторые из бывших «отцов» города, тот же В.Малышев. Всех сейчас и не упомнишь.

- Что для Вас бильярд – спорт, искусство или развлечение?

- И то, и другое, и третье.
Спорт (если речь идет о соревнованиях). Хотя позиционирование бильярда в этом качестве затруднено из-за отсутствия визуального ощущения физических нагрузок, что присутствует практически во всех олимпийских дисциплинах. (Это чисто мое субъективное восприятие). Также мешает чехарда последних лет с фаворитами крупных всероссийских и международных турниров. В отсутствие Евгения Сталева, большинству бильярдных звезд не удается показывать стабильно высокие результаты из турнира в турнир, происходит резкое омоложение чемпионов, что не может не навести неискушенную публику на мысль о случайности и доступности бильярдного пьедестала. (Я имею в виду русский бильярд). А отсюда девальвация медалей самой высокой пробы и самой спортивной составляющей. Что невозможно в других видах единоборств, представленных в разное время такими звездными именами, как Корбут, Бубка, Брумель, Стрельцов, Белов и др. Также русский бильярд нуждается в более жесткой регламентации, исключающей разночтения и отсутствие единого формата официальных мероприятий. Это касается и формы игроков, и правил, и регламента проведения матчей. В первую очередь – контроля времени на удар, на партию.
Искусство. Потому что некоторые удары в исполнении мастеров бильярда выглядят просто фантастически, основаны на интуиции, чутье и знании геометрии стола.
Великолепнейший вид отдыха. Не случайно к нему прибегают многие категории граждан – актеры, спортсмены, политики, военные. Знаю по себе и использую при каждом удобном случае. Вот недавно был в качестве почетного гостя в Псковской парашютно-десантной дивизии, так дело закончилось бильярдными баталиями, которые проистекали в местном офицерском домике, оборудованном профессиональным столом, до самого утра.

- Эрнест Наумович, а что на Ваш взгляд мешает на сегодня развитию бильярда и какова роль в поступательном процессе телевидения?

- В любом виде спорта, как-то бокс, футбол, прописаны самые мелкие детали (например, стандарты спортивной формы) и правила, выработаны привычные зрителю элементы шоу: ритуал выхода на ринг/арену в окружении тренерского штаба либо, соответственно, за руку с детьми, определен хронометраж матча, основные реперные точки. Этого на сегодня как раз и не достает бильярду. Надо найти свой единый оптимальный формат, подчеркивающий эстетику бильярда, фокусирующий внимание зрителей на личности игроков, судей. Рекламные заставки, объявление диктором счета после каждого забитого шара/серии, комментарий стандартных действий игроков (перерывы, апелляция к судьям и др.) – все должно работать на зрителя, конечно же, не в ущерб спортсменам. То же самое можно сказать и о телевидении, которое является мощным инструментом популяризации любимой нами игры. Бильярд должен быть зрелищным. 6-7 съемочных камер, интервью перед началом встречи, разнообразные вопросы, способные разговорить игроков, подключение к репортажам известных людей, и другие познавательные элементы программы. ТВ не должно стоять на месте и постоянно развиваться. В этой синергии – залог успеха! Надо при возможности наращивать число видеокамер, повторов интересных моментов, изобретать новые режиссерские ходы, в т.ч. чтобы в наиболее вялые моменты матча оживлять репортаж. Например, посадить пафосное жюри человек из 5-ти – 6-ти. И пусть они предсказывают вероятность забития сложного шара, выставляют оценки за красоту, артистизм, делают шуточные ставки. А комментаторы должны серьезно готовиться к репортажам, в качестве приправы к "основному блюду" снабжая зрителей занимательной информацией из области бильярда. Например, из чего сделаны шары, где и во что играли знаменитые личности вроде И.Сталина, У.Черчилля. Сколько стоят хорошие кии, какие известны максимальные ставки и проигрыши на бильярде, на каких столах играли Пушкин и Бенкендорф, бильярд сквозь призму науки и культуры, и т.д. В записи репортажи могут насыщать также подпечатки цитат, интервью, комментарий наиболее интересных моментов встречи.

Важный инструмент развития бильярда – солидный призовой фонд. Если победитель получает Ferrari, можно не сомневаться в скачке зрительского интереса.

Необходимо высоко держать профессиональную планку, не девальвируя ценность места на пьедестале почета. Минимизировать вероятность случайного попадания в финал. И не устраивать чехарду с чемпионами. А то все это создает у неискушенного зрителя ложное ощущение легкости победы.

Технический прогресс не стоит на месте. Он влияет на все области бильярда – от производства игровых столов и амуниции до качества и насыщенности видеотрансляций. И все мы, как пользователи, законно претендуем на позитивные перемены в организации и спортивной составляющей бильярда.

В качестве расшифровки своих мыслей, приведу два наглядных примера.

Отрицательный – это шахматы. Нигилизм в подходе к спортивной форме, запутанность регламентов проведения крупных турниров, продвижение непривычного формата, обесценивание призовых мест (в прямом и переносном значении) и низвержение мировых звезд – брэндов, привело к стагнации и явному регрессу данного древнейшего вида спорта.

И положительный. Это когда из биатлона сделали телевизионную конфетку, пользующуюся значительным интересом у зрителей. В т.ч. за счет модернизации правил и повышения зрелищности трансляций.

- Какой разновидности игры на бильярде отдаете предпочтение и почему?

- В русский бильярд, как в самый распространенный в России, мы играем. Снукер нас увлекает, особенно когда узнаешь и начинаешь понимать правила. Пул мне менее интересен, хотя признаю его большую популярность в мире. Позитивно отношусь к любым бильярдным дисциплинам, в т.ч., как я уже сказал выше, к арт-бильярду.
Один англичанин сказал: «Футбол начинается с того момента, когда у Вас появляется 3 варианта развития атаки». Хочется того же пожелать и бильярду – большей комбинационности.

- Ваше отношение к женскому бильярду?

- Как у любого нормального мужчины – весьма положительное! Стройная фигура девушки-спортсменки с длинными ногами в обтягивающей юбке или брюках в момент подготовки к удару– неизгладимое зрелище! (улыбается). Тут вам и эстетика, и тонкий психологический поединок. Изящно и элегантно! Так же, как в большом теннисе, где блистают такие красавицы, как Маша Шарапова. Для меня телетрансляции женского бильярда интересны возможностью заглянуть во внутренний мир спортсменок, закрытый для постороннего взгляда в повседневной жизни. Благодаря крупным планам во время игры, мы можем запечатлеть мгновения, в которые девушки предстают перед нами такими, как они есть, без кокетства и приукрас. Когда их целиком захватывает противоборство с соперницей, нет времени отвлекаться на внешние раздражители и стараться кому-то понравиться или думать о том, как ты выглядишь в глазах зрителей. В эти минуты они предстают порой в весьма неожиданном ракурсе и по-настоящему интересны и прекрасны.
Если оценивать женский бильярд с точки зрения моей профессии, то ему есть куда двигаться и к чему стремиться. Прежде всего, с точки зрения психологической устойчивости и спортивного мастерства. (А ведь есть виды спорта, где женщины готовы сражаться на равных с мужчинами!). Он должен быть результативным и динамичным. Одна бильярдная партия протяженностью в 38 минут – согласитесь, это нонсенс! Да и над регламентом турниров, как я уже сказал, можно еще поработать.

- А насколько возможно проведение женских розыгрышей «Великолепной восьмерки»?

- Как я уже сказал, все зависит от уровня игры женщин - бильярдисток и от зрелищной составляющей. На сегодня проект «Великолепной восьмерки» наиболее продвинутый на телевидении и с точки зрения качества трансляции, и с точки зрения охвата зрительской аудитории. Поэтому мы должны соответствовать заявленному нами уровню. Думаю, на момент, когда у бильярдных энтузиастов появятся практические предложения, мы найдем достойных участниц для данного международного турнира.

- И в заключении, традиционные напутствия читателям «Покати шаром!» и пользователям нашего сайта

- Мне очень нравится издаваемый ФБС СПб совместно с ЛЛБ журнал, имеющий 10-летние традиции и обширную читательскую аудиторию. «ПШ!» давно и прочно занял свое место в бильярдном мире, и это вызывает уважение. Поэтому всем читателям журнала желаю быть максимально деятельными: читайте «ПШ!», участвуйте в дискуссиях, конкурсах, делайте прогнозы, ищите новые формы самовыражения в бильярдном творчестве, будь то необычный ракурс фотографий, поэтические этюды, яркие интересные репортажи. То же самое в полной мере относится и к аудитории www.llb.su. Пропагандируйте бильярд и любите его активно!




Изображение пользователя gorba.

Эрнест Наумович изложил свое видение на бильярд прежде всего под углом зрения журналиста. И порой напоминает хирурга со скальпелем в руках. Но он прав в главном, нам надо думать и о содержательной составляющей бильярда, и о внешнем антураже. И не гнаться за массовостью на ближних подступах к Олимпу. Если мы хотим выдерживать конкуренцию с другими видами спорта, мы должны заботиться о популяризации бильярда и о его зрелищной составляющей. И нам нужны яркие бильярдные звезды-кумиры молодежи.

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.