Как выбрать кий
Изложенное в статье не истина в последней инстанции, а несколько рекомендаций выбирающим свой первый кий. |
Приходит время, когда каждый любитель бильярда понимает необходимость приобретения собственного кия, который будет не только персональным «личным инструментом» игрока, но и надежным, проверенным средством реализации всех приобретенных игроком за долгие часы тренировок технических навыков. Особенно учитывая то, что бильярд (вопреки сложившемуся, к огромному сожалению, в настоящее время стереотипу) не сводится только к «заколачиванию» необходимого количества шаров в лузы. Такие игры как «классическая пирамида», «сибирская пирамида», «двойка», «тройка», «фишки», подразумевают под собой создание определенной тактической ситуации на игровом поле с помощью «отыгрыша», «выкатки», «маски», что позволяет игроку не только не давать сопернику игры, но и провоцировать ошибки с его стороны, заставлять «наигрывать» шара партнеру, тем самым помогая ему. Если кий игрока не позволяет в полной мере использовать весь технический арсенал для надежной и стабильной реализации собственных задумок, игра может быть проиграна.
Кий как передаточное звено в цепочке «игрок — кий — шар» имеет основополагающее значение. Поэтому игрок должен знать, что находится в его руках, какие «сюрпризы» может преподнести его «оружие» в самый ответственный момент. Попробуем поэтому остановиться на некоторых аспектах выбора личного кия. Все приведенные советы не относятся к опытным игрокам, которые имеют свои, ведомые только им способы определения качества выбранного кия. Приведенные ниже рекомендации будут более полезны тем начинающим игрокам, кто уже имеет основы техники нанесения основных ударов, знает размер своего удара и некие предпочтения по стилю собственной игры.
Понятно, что кий должен не только идеально подходить самому игроку по своим параметрам: длине и профилю, весу и балансировке — он должен отвечать еще как минимум двум требованиям: оставаться стабильным многие годы, не деформироваться, не лопаться по склейке либо стыкам, хорошо скользить по «мосту», не претерпевать изменений по содержанию влаги. И, что, вне всяких сомнений, самое главное — кий должен обеспечивать предсказуемую (даже ожидаемую) реакцию на все технические действия игрока. То есть идеально передавать импульс ударно-махового либо кистевого движения, обеспечивать прямолинейность и соразмерность любого удара, как прямого (удар в центр шара, «клапштос»), так и децентрированного (удар в зоны «винта» -«накат», «оттяжка», «эффе» и «массе»), полный контроль битка и прицельного шара. Для этого кий должен быть не только «математически» прямым, но и в меру упругим, сбалансированным, скажем так, «игровым»: обеспечивать сыгрывание и битка, и прицельного шара на ударе любого размера и с любым вращением. Учитывая то, что в настоящее время большинство магазинов бильярдного инвентаря имеют бильярдный стол, на котором можно «прикататься» к кию, проверить его на «укладистость», подобрать себе кий не так уж сложно…
Перед тем, как вы отправитесь в магазин выбирать себе кий, можно , и даже нужно, обзавестись некоторыми «инструментами», которые значительно облегчат вам процесс «проверки» выбранного кия.
Инструменты
Во-первых, необходимо приготовить две линейки из оргстекла или текстолита толщиной 10 мм., шириной 50 мм. и длиной 150-200 мм. Собственно, материал линеек может быть любой, главное, чтобы они были идеально прямыми и достаточно жесткими.
Во-вторых, необходимо приобрести цанговый подвес для кия (он пригодится и впоследствии для домашнего использования по назначению) – именно цанговый, а не резиновый. На этом подвесе необходимо строго по центру штатного крючка прикрепить капроновый шнур длиной 100-150 мм. с петлей на конце, дополнительно зафиксировав место крепежа супер-клеем для надежности. Проверить правильность размещения шнура просто: необходимо закрепить в подвесе увесистый прямой стержень диаметром 12-13 мм. и длиной 20-30 см., после чего необходимо аккуратно сделать несколько оборотов (5-6) стержнем, закручивая шнур, аккуратно вывесить его и отпустить – если стержень раскручивается «ровно», без биения, значит и шнур прикреплен правильно.
Понадобится еще маркер на спиртовой основе черного цвета с толстым пишущим элементом. Пожалуй, этих приспособлений должно хватить.
Немного о главном
При всей своей индивидуальности, строй каждого кия подчиняется определенным законам (речь не идет о физике, или математике) и необходимо понимать, что:
— более тяжелый кий приемлем в основном для агрессивной, атакующей манеры игры, проще играть прицельного шара и биток в отскок, но «изысканный» удар выполнить сложнее;
— более легкий кий менее стабилен на прицельных шарах и игре в осткок либо по крутым дугам, но прекрасно подходит любителям игры на максимальных винтах, скатках и предельных резках. Да и вероятность кикса много меньше.
— передний баланс облегчает игру «чужого» шара;
— задний баланс облегчает игру «свояка» и игру от борта.
Выбираем кий «по руке»
Чтобы понять, придется ли приглянувшийся Вам кий, что называется, «по руке», то есть его вес и баланс (точка равновесия ) будут Вас устраивать, следует довериться «слепому выбору». Следует избежать субъективного восприятия «глазом», а больше довериться тактильным ощущениям. При игре бильярдист сосредотачивает зрение на играемых шарах, но не на хвате или мосту, которые контролируются подсознательно, на уровне приобретенного навыка, мышечной памяти и игрового опыта. Так и при выборе кия следует более доверять мышечной памяти, чем зрительным ощущениям: вам может что-то не понравиться в кие внешне, и зрение будет давать некий импульс «отрицания» вашим мышцам.
Выберите несколько киев, которые вам более-менее приглянулись, и положите их перед собой на стол бампером к себе. Теперь закройте глаза, и берите кий «вслепую» одной рукой, той, которой играете. Попробуйте «поймать» место хвата, кажущееся вам наиболее удобным и комфортным. Теперь постарайтесь также «вслепую» принять стойку и сделать несколько махов, имитируйте удар и «хлестом», и «проколом», пытаясь определить устраивает ли ыас развесовка кия, его толщина в месте хвата, возникают ли при «холостом» ударе в руке неприятные вибрации (как будто кий «загуливает»). Все возникающие ощущения лучше постараться запомнить. Обязательно постарайтесь попробовать и хват «пистолетом», то есть хват двумя пальцами, используемый при игре тычком одной рукой и при использовании кия вместе с «машинкой». Если при таком хвате вы уверенно удерживаете кий на весу и не теряете направления его прямолинейного движения – это один из показателей соответствия кия Вашим физическим параметрам.
Поняв свои ощущения и впечатления от одного кия, переходите к другому, к третьему, так до тех пор, пока не определитесь с выбором 2-3 киев с развесовкой и диаметром турняка в зоне хвата, которая для вас наиболее удобна.
При наличии выбора остановитесь на кие с лыской (плоская площадка в зоне хвата): проще сохранять мягкость хвата, проще сохранять «прицельную плоскость» кия в одном приигранном положении, проще осуществлять кистевой удар.
Внешний осмотр
Главное при внешнем осмотре определить, имеет ли кий какие—либо дефекты: сколы, трещины, качество напиловки и подгонки сегментов, качество склейки, прямолинейность тела кия и качество скрутки (в случае приобретения составного кия).
1. Не хотелось бы обижать производителей, но рекомендовал бы однозначно и сразу воздерживаться от приобретения кия, залитого каким-либо лаком до «зеркального блеска». Во-первых, велика вероятность ухудшения качества скольжения кия по руке со временем. Можно, конечно, пытаться счистить потом лак, но это, как правило, может вносить реальные изменения в динамику самого кия и непредсказуемо сказаться на его сохранности. Во-вторых, под толстыми и многочисленными слоями лака могут скрываться дефекты, которые однозначно со временем вылезут на поверхность.
2. При выборе кия необходимо убедиться, что клеевые швы по границам сегментов одинаковы по толщине, не вылезают за границы склейки (что, кстати, не разглядеть под толстым лаковым слоем), что сами сегменты тоже одинаковы по толщине, имеют аккуратные ровные края и «носики» без «разрывов» от фрезы или пильного полотна (их отсутствие говорит о том, что сегменты перед склейкой шлифовались и подгонялись мастером, а значит есть некоторая гарантия стабильности склейки, и, соответственно, меньше вероятность искривления кия и расклеивания сегментов со временем). При этом надо понимать, что особая «сложность» склейки на самом-то деле не влияет на качество игры и сохранность кия, его игровые возможности, неся в себе главным образом некую эстетическую составляющую.
3. Теперь необходимо убедиться, что выбранный кий имеет ровное «тело», то есть прямолинеен, и при ударе импульс махового движения игрока будет передан именно через центр оси кия, а не как- либо иначе. Сразу надо понимать: метод прокатывания кия по столу совершенно не поможет определить, прямой кий или нет, как и не менее традиционный способ посмотреть на кий «на глаз» от бампера к наклейке. И изменение геометрии кия от толстого конца (бампера) к тонкому (наклейке), и небольшой изгиб кия под собственным весом, и разное зрительное восприятие объема массива светлого и темного цвета, и многие другие нюансы не позволят определить прямизну. При таком осмотре возможно увидеть только сильные искривления, которые могут таковыми и не оказаться. Но если вы поставите кий бампером на пол перед собой, чуть-чуть наклоните его наклейкой к себе и посмотрите на тело кия от наклейки к бамперу, проворачивая его вокруг оси пальцами, вы увидите даже небольшую кривизну, если она конечно есть. При этом кривизна, которая видна под таким ракурсом, является критической, то есть сказывается на прямолинейности удара.
Дело в том, что «идеальным» тело кия, как правило, не бывает – именно «не бывает». Перепады температур, влажности, наличие некоторых естественных процессов, происходящих в древесине, все равно заставляют кий периодически «меняться», немножко «дышать». При правильном изготовлении кия диапазон такого «дыхания» относительно невелик, и на качестве самого кия не сказывается. Но такое «дыхание» визуально определить сложно, да и не стоит этого делать. Если при осмотре кия со стороны «наклейки» кий выглядит изогнутым, стало быть он таким и является. К «дыханию» кия этот изгиб никакого отношения не имеет и не может быть устранен естественным образом. Такой кий лучше не брать…Если, конечно, у вас нет желания сэкономить и заодно научиться секретам ремонта бильярдного инвентаря за собственный счет (что может оказаться и полезным, но экономически нецелесообразным).
А вот теперь пригодятся те самые элементарные «инструменты», которые были приготовлены заранее и которые позволят окончательно понять - на сколько правильным является тело выбранного кия.
Линейки
Воспользоваться заранее приготовленными линейками несложно, и при всей своей простоте этот «инструмент» может выявить многие нюансы.
Необходимо положить линейки на стол параллельно друг другу так, чтобы одна находилась перед самым бампером кия, а вторая на 50 мм. дальше центра тяжести кия (ближе к шафту). При этом наклейка должна смотреть на короткий борт и находиться перед ним на расстоянии 5-10 мм.
Прокатайте кий по линейкам в обе стороны несколько раз, потом передвиньте линейку рядом с центром тяжести на 10-15 см. дальше к наклейке и вновь прокатайте кий. Повторяйте эту операцию до того момента, как передвигаемая линейка окажется на 15 см. дальше середины кия. Теперь линейку от бампера расположите не доходя до центра тяжести 50 мм., и повторяйте процесс перемещения верхней линейки под шафтом до наклейки, опять же, прокатывая кий несколько раз в каждом положении. Что происходит при этой операции, и каковы должны быть результаты? На что следует обратить особое внимание?
Во-первых, таким образом как бы «сканируется» тело кия по всей длине, происходит оно небольшими участками и любые неровности будут замечены. А при подобном расположении линеек даже небольшого прогиба кия под собственным весом не происходит, не влияют на результат прокатывания лыски или особенности профиля (профиль может быть и классическим конусным, и « бутылочным», и иным).
Во-вторых, можно определить соосность тела кия, загрузки «балласта» и скрутки, и, естественно, наклейки. Таким образом надо особо внимательно следить за следующими результатами прокатки:
1. Если кий начинает в каком-либо положении движение по линейкам самостоятельно, значит имеет место кривизна тела кия на данном участке, либо загрузка проведена не по оси тела кия, и одна сторона перевешивает, либо нарушена балансировка и соосность срутки.
2. Если кий при прокатке «пляшет» на линейках, посмотрите на зазор между телом кия и столом: скорее всего он будет меняться, что говорит о наличии кривизны.
3. При каждой прокатке обращайте внимание на наклейку: при прокатывании кия она не должна совершать никаких иных движений, кроме «равномерного» вращения вокруг своей оси. Любые «восьмерки», выписываемые наклейкой, говорят о неустранимых искривлениях тела кия.Если возможные «пляски» кия малозаметны и не выходят за пределы 0.1-0.3 мм., такие допуски вполне возможны и критическими не являются.
И еще один «трюк». Для домашней проверки кия на прямолинейность можно воспользоваться таким способом (подойдет любая, относительно ровная вертикальная поверхность, например, дверной косяк, если не жалко): необходимо аккуратно вбить 2 финишных гвоздя (имеющих малозаметную гладкую шляпку в отличии от обычных гвоздей), ограничивающих по бокам вверху кончик шафта, и два гвоздя, ограничивающих по бокам внизу пятку бампера. Между верхними и нижними гвоздиками с обеих сторон надо туго натянуть нить яркого цвета. Поместите между гвоздиками, чуть поджимая их для фиксации, кий, и медленно прокручивайте его вокруг вертикальной оси. Следить необходимо за одинаковостью зазора между телом кия и нитями с обеих сторон сразу — все вопросы по прямолинейности тела кия, соосности и симметричности "перьев" склейки отпадут сами собой.Так можно проверять кий время от времени.
Подвес
Теперь можно воспользоваться приготовленным подвесом. Наденьте его на кий, и повесьте за шнур на какой-либо крючок, чтобы он свободно висел, не прикасаясь к каким-либо поверхностям (если в магазине нет подобного крючка, можно держать шнур самому, а лучше попросить продавца это сделать). Закрутите шнур на 7-10 оборотов, аккуратно двумя пальцами поддерживая кий, опустите его до натяжения шнура, и, дав кию время занять строго вертикальное и статичное положение за счет своего собственного веса, аккуратно отпустите его, чтобы он начал раскручивать шнур. Для собственного спокойствия и уверенности в результате подобного тестирования его можно повторить несколько раз. Что может произойти?
1. Если тело кия ровное, если груз распределен по оси кия, и скрутка установлена правильно, кий за счет своего веса и скручивания шнура будет вращаться как веретено строго в вертикальной плоскости и по вертикальной оси. При этом необходимо смотреть сбоку и на силуэт кия, если имеют место неровности («ямы» или «горбы»), все изгибы станут как бы «смазанными», создадут некоторую расплывчатость конуса кия. Чем больше смазанность силуэта, тем больше кривизна.
2. Если кий при вращении начинает раскачиваться и/или совершать маятниковые движения – значит либо кривизна на определенном участке слишком критична, либо груз очень сильно смещен от центральной оси кия, либо скрутка (если таковая имеется) установлена некачественно, с нарушением соосности или балансировки.
Маркер
Что касается маркера, то с его помощью просто определить, насколько тщательно скрутка изготовлена – имеются ли люфты резьбового соединения, насколько плотно винт соприкасается с гайкой (стаканом) и на всю ли глубину заходит в нее, насколько плотно прилегают торцы стыка друг к другу.
Просто прокрасьте маркером поверхность винта (включая его торец), а также плоскость стыка со стороны гайки (стакана), и сразу соберите кий. Подождите одну минуту, после чего раскрутите кий. Что должно произойти?
1. При качественном резьбовом соединении стертость чернил маркера на резьбе винта будет одинакова: это значит, что соединение плотное, а круговые риски на торце винта будут говорить о том, что торец винта достигает дна гайки (стакана), и соединение имеет достаточную плотность (или наличие люфтов в соединении минимально ). Если винт после выкручивания похож на «зебру» и краска располагается пятнами – резьбовой стык оставляет желать лучшего.
2. С торцом стыка то же самое, если после двух-трех скручиваний истертость краски одинакова — стык плотный, если появляются пятна — имеет место неплотное прилегание плоскостей. Явный стертый ободок по краю торца говорит о том, что имеет место «кольцевой» люфт внутренней зоны торца, то есть можно со временем «выбить» скрутку и раскрошить края торца стыка, так как при ударе кий будет «усаживаться». Истертость центра стыка говорит о люфте стыка по наружному краю: кий будет «кивать» в стороны, работать на «излом», и скрутка может быть выломана.
Динамическая проверка
Не совсем корректный термин, но полностью себя оправдывающий. Вам необходимо понять, что позволит вам выбранный кий из широкого арсенала бильярдной техники, на сколько «динамика» выбранного вами кия отвечает вашим персональным требованиям и предпочтениям в игре. Дает ли кий уверенное сыгрывание «своего» или «чужого» шара, стабильна ли игра «в отскок» или «скатка», насколько прямолинейна траектория движения шара при децентрированном (то есть «винтовом») ударе, насколько велика вероятность возможного «кикса»?
Речь, конечно, не идет о мистическом кие-«самокладе», просто при выборе кия необходимо понимать, что только правильно изготовленный и грамотно подобранный кий обеспечивает игроку наиболее широкий диапазон игровых возможностей.
Не стоит следовать привычному для многих бильярдистов разделению киев на «лом» или «шланг» - деление это субъективно, и что для одного игрока является «ломом», для другого – безусловный «шланг». Если вкратце остановиться на нюансах такого подразделения киев, то основные отличия «лома» и «шланга» заключаются в следующем:
— «Ломовитость» подразумевает под собой некую «дубовость», излишнюю жесткость кия, позволяющую вколачивать «под железо» прицельные шары либо биток «в отскок», но практически исключающую игру на крайних «винтах» и «скатку».
— «Шланговитость», наоборот, подразумевает излишнюю гибкость и «вязкость» кия, дающие сильный сброс шара с наклейки (то есть искажение прямолинейности траектории движения шара), нестабильность при игре «чужого» шара, но большие возможности при игре сложных «винтовых» свояков.
Очень приблизительно можно сказать, что кий должен быть «шланговитым» в шафте, и «ломовитым» в турняке, а в средней своей части кий должен быть статичным, «мертвым». Колебания шафта не должны доходить до турняка, все вибрационные процессы, возникающие при ударе, должны затухать именно в средней части кия.
Тест 1
Положите кий на ладонь левой руки в зоне центра его тяжести так, чтобы большой и указательный пальцы сжимались как раз вокруг центра тяжести. Крепко сожмите ладонь для надежного хвата, а пальцами правой руки нанесите скользящий удар сверху вниз по бамперу кия.
— Если кий ощутимо вибрирует весь, он никуда не годится, брать такое изделие не стоит.
— Если колебания совершает только вершина шафта, и эти колебания непродолжительны по времени и незначительны по амплитуде, перенесите хват ниже на ширину ладони и повторите операцию.
— Если колебания конца шафта стали чуть более амплитудными (1.5 -2 см), а середка кия чуть ощутимо вибрирует 1-2 сек., после чего вибрация прекращается и в хвате не ощущается вибрации, все нормально, можно переносить руку ниже о повторять операцию.
— Если ситуация изменилась незначительно, и вибрация в хвате не стала сильней, а колебания шафта и середки чуть увеличились, кий можно подвергать новому испытанию непосредственно на бильярдном столе.
— Если вибрация шафта долго не затухает и передается через середку к турняку и ваша рука в зоне хвата ощущает значительные колебания, кий может быть непредсказуем в игре, слишком велики изгибные деформации, и «чужой» шар сложно будет контролировать. Однако это не говорит о том, что кий не является «укладистым»! Можно попробовать его на удар.
Тест 2
Возьмите кий горизонтально левой рукой в точке хвата, а правой рукой нанесите легкий удар подушечками пальцев примерно в середине кия (либо в зоне скрутки).
— Если шафт мелко и непродолжительно вибрирует, а турняк спокоен — все хорошо.
— Если вибрация шафта слишком сильна и продолжительна и переходит в турняк, кий «шланговат».
— Если вибрации шафта практически не наблюдается, кий «ломовит».
По своей игре Вы должны четко представлять себе собственные предпочтения, кому-то та или иная характеристика кия нужна, а кому-то и не очень. При приобретении первого кия советовал бы приобрести кий, что называется, с запасом, то есть с более толстым профилем. Почему?
Кий, как и любой личный инструмент, каковым он является, в любом случае нуждается в настройке и регулировке. Как скрипач сам настраивает свою скрипку, так и вам со временем придется настраивать «под себя» свой кий. Через 2-3 месяца тренировок, когда ваш технический уровень изменится, вы скорей всего придете к выводу, что кий надо доводить, а запас у вас есть. Только таким путем вы определите будущие параметры вашего нового кия. Хотя сейчас это и не популярно, но игроки прошлых лет прекрасно разбирались в вопросах киестроения.
В любом случае принимать решение – ваше право, но помните: ответственность за выбор кия лежит на вас, а не на мастере, его изготовившем. Кий может быть удачным или не очень, но выбираете его именно вы, а не продавец в магазине или маркер в бильярдной. И помните: играет не брэнд или эстетика, играете вы и ваши руки!
Ударная проверка
Тест 1
Для начала необходимо понять, насколько кий выдерживает прямолинейность удара, не имеет ли место сброс шара при прямом ударе в лоб играемого шара. Для этого нанесите 7-8 ударов одним шаром из угловой лузы в угловую лузу напротив по большой диагонали (например, из лузы №1 в лузу №4) сначала ударом в центр шара, а после 7-8 ударов верхним накатом. При этом лучше после прицеливания выполнять удар с закрытыми глазами (как при тренировке «в слепую»). Это позволит вам лишний раз сконцентрироваться на своих ощущениях в руке и понять, «подвирает» ли кий при прямом ударе. Если Вы не владеете приемом «слепого» удара, ничего страшного, цельтесь как Вам привычно.
Если процент попадания не менее 8 из 10, кий достаточно «точен», если около 5 из 10 при всех ваших усилиях, возможно, имеет место «шланговитость», не позволяющая наносить идеально прямой удар в силу «мягковатости» кия.
Тест 2
Теперь смещайте при последующем ударе играемый шар вдоль короткого борта, уменьшая угол атаки и играя шар крайним верхним накатом/ При этом точка постановки шара для последнего удара может находится на расстоянии 15-20 см/ от длинного борта/ Iар должен заходить в атакуемую лузу.
Тест 3
Теперь два предыдущих теста выполните, придавая шару крайний (максимальный) верхний винт к играемой лузе. При этом совет: чтобы не ошибиться с прицелом и не грешить на кий, воспользуйтесь поправкой — точку прицеливания выбирайте так, чтобы наклейка смотрела на центр атакуемой лузы.
— Если процент забития такой же как и в предыдущем случае, сброс шара при игре на сильном вращении минимален, и кий неплох.
— Если процент попадания мал, шар сильно сбрасывается при игре на децентрированном ударе, снос битка великоват, значит кий «шлангует». Если вы его выберите, вам все время придется «мудрить» с поправками, что сильно осложняет игру.
Тест 4
Теперь расположите шары веером между угловыми лузами, и играйте холостой шар в середину, размер удара придется менять при уменьшении угла атаки.
Попробуйте поставить шар на 1-ю точку, на противоположной стороне стола поставьте кусочек мела на короткий борт на линии, соединяющей 1-ю и 3-ю точки.
Нанесите примерно такое же количество таких же ударов по этой линии – шар не должен выходить за границы воображаемого коридора в «два шара», то есть на диаметр шара в обе стороны от линии удара. Иначе говоря, шар должен после соприкосновения с коротким бортом возвращаться на наклейку кия.
— Если это происходит, удар достаточно прямолинеен и предсказуем, и перспективы игры таким кием имеются (если, конечно, у вас нет проблем с техническим исполнением прямого удара).
— Если же вам проблематично исполнять такой удар, то же самое попробуйте сделать по линии «дома», между двумя противоположными длинными бортами. При этом на сильном ударе вы можете проверить, сколько бортов делает шар на сильном ударе без выкхода из зоны воображаемого коридора, следуя по линии дома. Понятно, что сразу после удара кий необходимо убирать, чтобы избежать возврата шара на наклейку.
Тест 5
Теперь попробуйте установить один шар вплотную к короткому борту так, чтобы край шара находился у края губы короткого борта.
Такой тест позволит понять, насколько правильно сконструирован кий, насколько его «продольная пружина» динамична и позволяет ли играть «чужого» шара. Так как играемый шар находится в указанном положении, его придется «давить», и кий должен это делать на ударе любого размера. Нанесите удар максимального размера в лоб играемого шара на верхнем боковом винте к лузе. Шар зашел – прекрасно. Делаем такой же удар на размере примерно в 3/4 от предыдущего, потом на 1/2, а затем и на 1/4 первоначального размера. На всех ударах «чужой» шар должен «давиться» в лузу, при этом биток не должен его туда добивать на контртуше, не надо к этому стремиться. Должен играться именно «чужой» шар.
— Если во всех случаях Вы положили шар в лузу, кий прекрасно справляется с прямым ударом, его жесткость, масса и балансировка обеспечат Вам уверенную игру прицельных шаров.
— Если на каком-либо этапе теста шар упорно не желает заходить в лузу, скорее всего (опять же, если у вас нет проблем с технической стороной нанесения удара), «пружины» кия не хватает для продавливания» шара в лузу, и вам надо будет вносить коррективы в собственную игру за счет увеличения размера удара или за счет дополнительного включения кистевого движения.
Тест 6
Точно такой же тест нужно провести и через длинный борт, играя битком из «дома». Что позволит вам понять, сколь хорошо сохраняется ударный импульс на большей дистанции, успевает ли биток «проскользить» до прицельного шара без перехода в «качение», хватает ли кию ударного импульса для посыла шара, нет ли сброса битка при таком ударе?
Тест 7
Теперь необходимо понять, как обстоит дело с сыгрыванием битка. Приведенная схема теста позволяет проверить как игру « в отскок», так и игру на «скатке». Три первых шара играются в отскок, три последующих – «скатом», и последний шар играется «скатом через лоб». То же самое можно проделать и по длинному борту.
Некоторые тонкости
1. Перед началом тестов немного натрите кий суконкой, разогрейте его, не стоит тестировать холодный кий на удар, и сразу же попробуйте несколько раз ударить «чужого» шара на сильном размере и прислушайтесь к звуку, который издает кий: звук удара должен быть глуховатый, чистый, перекрываемый звуком соударяющихся шаров. Если звук слишком звонкий и как бы «дребезжащий», приобретение такого кия нежелательно: либо «бухтит» скрутка, либо есть трещины в склейке, либо болтается груз.
2. После тестов повторите описанную выше процедуру, кий может «измениться» во время тестов и зазвучать иначе, что говорит о том, что дали о себе знать огрехи изготовителя.
3. Не храните кий дома на подвесе. Подвес лучше использовать в паузах между игрой, чтобы не прислонять кий к стене и немного снять возникшее после ударов напряжение в древесине. Кий лучше всего хранить в вертикально стоящем жестком тубусе, герметично закрытом.
4. Не играйте холодным кием, это чревато не только некачественной игрой, но и порчей кия.
5. Лучше не использовать каких-либо «новомодных» средств по уходу за кием – немного льняного масла на мягкой тряпочке легко устраняют все загрязнения.
6. Не «снимайте» шар в лузу (например, в московской пирамиде после сыгрывания битка) шафтом кия, может это и круто, но мало уважительно к партнеру по игре и нежелательно для шафта и шаров. Не поленитесь, вы проявите больше уважения к партнеру, попросив «поухаживать» за Вами и снять указанный шар. При этом получите лишнее время на обдумывание следующего удара и избавите себя от риска «тушануть» случайный шар.
Удачного Вам выбора и успехов на бильярдном столе.
- Блог suchkoff
- Оставить комментарий
- Просмотров: 39832
>Не храните кий дома на подвесе - подвес лучше использовать в паузах между игрой
Первый раз слышу, что кий не рекомендуется хранить на подвесе. Везде пишут, что как раз наоборот. Как можно использовать подвес в паузах между игрой, к чему его крепить?
>Не «снимайте» шар в лузу ( например, в «Московской» пирамиде после сыгрывания битка) шафтом кия
А что ему будет? И что тут неуважительного? Шары как раз лучше руками не трогать, чтобы на них не оставался пот и жир от рук, иначе будут плохо передаваться вращения, а в американку велика вероятность кикса.
Дома и в перерывах между игрой достаточно просто класть кий горизонтально. В клубе - на стол, дома - держать в жестком кейсе, вот и всё.
По поводу подвеса - Как минимум посмотрите "Покати шаром" № 4 - К. Лохно однозначно говорит об этом. А по сути- при вывешивании кия за счет его собственного веса возникают внутренние напряжения, которые не снимаются ( что происходит при вертикальном нахождении кия в жестком тубусе - кий "отдыхает" ), кий как бы "вытягивается". После чего вы приходите в бильярдную - и начинаете "осаживать" кий при ударах. Говоря утрированно, разница напряжений сжатия и растяжения начинает - рано или поздно- выдавливаться в сторону. Кий ведет. Да и содержание влаги и температура в любом помещении меняется, вдоль стен температура и влажность иные, чем на открытом пространстве - для кия такие "перепады" нежелательны.
По поводу шафта... Хм... Постучите недельку по шафту молотком легонько - что-то ему будет? Кий не клюшка, не метла, даже не мазик, и уж, конечно, не бейсбольная бита. Он НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН для боковых ударов - не удивляйтесь, если "забухтит" скрутка - постоянные усилия "на излом" приводят к люфту стыка. На шарах, поверьте, тоже остаются микроповреждения, со временем весьма заметные - они приводят минимум к повышенному износу сукна
И , Извините - Вы шары на полку разве не руками кладете? Пользуйтесь полотенцем, не играйте жирными или потными руками, вы не только кий или шары, вы и сукно при постановке моста тогда "залижите".
Ну вот приехал я на турнир скажем в Биллион или Стрелец. Куда мне подвешивать кий между встречами?
О боковых ударах никто и не говорит, не надо впадать в крайности. Не у всякого кия есть скрутка. Повреждения на шарах от того, что я легонько катну его шафтом - не верю. На шарах появляются сколы и т.п. за счет полетов за борт.
Шары на полку можно вообще не класть, вести счет на бумаге. Руки потеют либо когда в бильярдной жарко, либо когда жарко на столе - это естественно для большинства игроков.
Ну о боковых ударах - это утрированно, если задел - прошу извинить, не по злобе.
По подвешиванию между игрой - часто приносят в ремонт кии, пострадавшие именно в перерывах - прислонили к стене неудачно, облокотились, задели, уронили. Думаю, при желании можно найти место или крючок - у меня, по крайней мере, в бильярдных они есть.
Потливость - дело физиологически индивидуальное, и поверьте - никого в том не упрекаю, сам лишен такой особенности, но полотенцем пользуюсь по привычке.
Речь вел о малозаметных повреждениях на шарах - поверьте, имеют место таковые даже после "кикса" на сильном ударе, фибра "поджигает" шар, остаются малозаметные глазу пятна мм 2-4 Попробуйте игранные шары натереть синим мелом - количество повреждений может иногда ужаснуть.
А привычка скатывать шар шафтом в старые времена расценивалась как обвинение партнера в лоховстве и посыл в ... седьмую лузу.Не приветствовалось такое отношение.
Все - сугубо личное мнение.Еще раз прошу извенить, если что...
Я правильно понял... что покупая кий, который висит для демонстрации на подвеске, у мастера или в магазине-мы покупаем заведомо "кривой" кий?
Попробую ответить, не знаю только ... Не хотелось бы никого обижать...( Б.Берман, Э.Жиндарев (С))
Представим кий. Как готовое изделие, прошедшее несколько проточек и шлифовок кий является стабильным и сбалансированным по внутреннему напряжению - между проточками и шлифовками проходит значительное время, чтобы все процессы внутри древесины "устаканивались". Таким кий и должен оставаться - после игры и получения соответствующих нагрузок, кий должен САМ принимать исходную форму, возвращать себя в стабильное состояние. Подвешивание как процесс - это вмешательство в "самовосстановление" кия. Думаю, магазину даже не с руки оснащать каждый кий жестким тубусом - экономически невыгогдно, да и как товар показать? Это ни в коем разе не говорит о том, что подвешенный кий - кривой. В рекомендациях говорится о том, что предпочтительней - но поверьте, 90 % проблем с кием возникают так или иначе по вине его владельца ( начиная от неправильного выбора и заканчивая его использованием). Много ли Вы знаете владельцев киев, интересовавшихся климатическими условиями эксплуатации или хранения кия из определенной породы древесины? Что допустимо для амаранта, то рискованно для эбена, что хорошо для палисандра, то плохо для венге. Игрок, если он серьезно относится к своему кию, должен знать о нем ВСЕ. Если на пару ночей зимой оставили кий в багажнике машины - незачем упрекать мастера в лопнувшем наборе или выбитой скрутке после сильного удара...
Знаете господа? Статья безусловно полезная, честно! Но вот, как советы НОВИЧКАМ при выборе первого кия, мягко говоря АХТУНГ.
Для новичков:
1. И самое главное - кий должен нравиться! (не надо рассказывать, что я купил этот кий, он мне не нравиться, но играет - "сам кладет")
2. Несколько плотных ударов в центр битка - убедиться что кий не звенит.
3. Развесовка кия по оси - легонько катнуть по поверхности стола. Кий не должен "клевать" в ту или иную сторону в момент остановки.
4. Ну и прямолинейность - отдельно шафт отдельно турняк. Подойдет борт стола или любая плоская поверхность, причем ее прямолинейность вообще не обязательна. Любые два листа бумаги сложеные в три четыре раза, чтобы положив на них часть кия можно было бы увидеть просвет между поверхностью борта и кия. Медленно прокрутить. Уверяю, вы увидете сразу места где просвет становиться больше/меньше и определите для себя степень кривизны.
Этого более чем достаточно для выбора первого кия новичку. И уже в последствие формируя все более жесткие требования к своему инстурменту, можно задумываться об остальном.
PS: Статья действительно понравилась, что то взял на заметку.
Все изложенное hiyzgool верно, но полагал, что людям необходим выбор вариантов, а уж как они будут ими пользоваться - им решать. Но печально видеть, что после нерезультативного удара человек начинает крутить кий во все стороны и искать причину происшедшего не в себе... Потому считаю, что игрок - тем более начинающий, должен быть на 300 % уверен в том, что "инструмент" выбирался тщательно и не подводит. Первый кий мне буквально сунул в руки Р. Садриев, тогда маркер в одной московской бильярдной, из своих "резервов".Храню его до сих пор, но не играю - пересох, боюсь сломать) .Купить что-либо не позволял ни возраст, ни средства, но психологически я был уверен в "непогрешимости" инструмента.И так было - уж не знаю, что этому способствовало.И почему-то кажется, что если начинающий игрок с большим вниманием отнесется к выбору кия - и отношение к инструменту будет более"трепетным", и успехи в игре более значительные, и возникнет интерес к пониманию кия как "инструмента", изучению его возможностей и перпектив для себя как для спортсмена или игрока.
Могу и ошибаться...
>К сожалению, формат публикации не позволяет разместить рисунки в тексте
Внизу, прямо под полем "тела" поста подпись "Добавить изображение".
Спасибо Алина!
Увы, не очень дружен с техникой, надо разбираться. Думаю, со временем научусь...
Еще раз большое спасибо автору за подробный интересный материал и комментарии к нему!
Если есть еще чем поделиться - пишите без лишней скромности!
И вам спасибо. Пока написал про "учебный стол" и разместил - не знаю, будет ли интересно тренерам и тем, кто учится играть, но по опыту - результат возрастал в разы.
А так в ближайшее время постараюсь закончить статью о наклейках, думаю, тоже может быть заманчиво.
Да, конечно будет интересно получить очередное Ваше эссе.