О Русском Бильярде Часть 1.

Как оценить состояние Русского Бильярда сегодня? Как ему развиваться в дальнейшем? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо оглянуться на историю бильярда вообще и Русского Бильярда в частности.

Краткая история бильярда

Игры с круглыми предметами и палками известны с незапамятных времён. Изображение таких игр встречается на фресках древнего Египта, в храмах древнего Вавилона. Известна игра "paganica" времён Римской империи, суть которой заключалась в направлении небольшого кожаного мяча набитого шерстью или перьями в цель (близлежайшие стволы деревьев) с помощью ударов палкой. Возможно, благодаря этой игре у завоёванных Римской империей европейских народов также появились игры такого плана : «Palle-Malspiel» в Англии и «Paile-maile» во Франции, по сути прародительницы современного крокета.

Возникновение бильярда в Старом Свете (средневековой Европе)
Отличительными признаками современного бильярда являются шары и горизонтальный стол для игры . Поэтому, временем возникновения бильярда следует признать время появления настольной игры с шарами. В Европе такая игра появилась в 15-ом столетии во Франции и имитировала известную к тому времени народную игру типа крокета. Прообраз бильярда, стол для игры в "настольный крокет" был безлузным, с вертикальными жёсткими бортами, предохраняющими шары от падения и горизонтальной столешницей, покрытой зелёной тканью имитирующей цвет газона. Шары (преимущественно деревянные) по нему передвигались с помощью небольших палок (бит) имеющих загнутое утолщение на одном из концов, которым ударяли по шарам. Также на столе располагались "Port" (арка из тонкого прута или китового уса) и "King" (столбик изображавший короля) использующиеся в качестве мишеней. Сначала шаров на столе было два и игра подразумевала игру вдвоём, затем количество шаров увеличилось и играть можно было сразу нескольким игрокам. Достаточно быстро игра распространилась по европейским странам, в которых стала претерпевать изменения. Так, в 16 веке появились модификации столов с лузами, хотя признаки крокета (арка и столбик) ещё присутствовали на столе. Играть утолщёнными битами по шару стоящему рядом с бортом было неудобно, поэтому в таких случаях играли обратной тонкой стороной, хвостом биты. К концу 16 столетия игра тонким концом биты стала преимущественна, так как при расположении центра тяжести ближе к руке, удары получаются более точные. Таким образом появилась коническая удлинённая палка называемая по французски "queue" (хвост), имеющее произношение "кью". В дальнейшем написание этого слова в значении предмета бильярдной игры изменилось на "cue", в русском (неправильном) произношении "кий". Однако, возможность играть утолщённой стороной кия сохранялась правилами игр вплоть до 19 века.
Уже в 16 веке в качестве столешницы использовали шлифованные каменные (мраморные, гранитные) плиты, однако современный материал (природный сланец) получил широкое распространение только в 30-х годах 19 века, одновременно с применением резины в качестве упругого элемента бортов, пришедшей на смену войлочным валикам. Вообще-же, использование в игре отражения шаров от борта и создание для этого упругих войлочных накладок появилось в 17 столетии. В том же 17-ом столетии с бильярдных столов исчезли признаки крокета - арка и столбик, а также сформировался стандарт на пропорции длины и ширины игрового поля бильярдного стола как 1 к 2 .
Первые шары из слоновой кости начали делать с 1627 г. Обыкновенный белый мел (минерал гипс) стали использовать для повышения трения между кием и битком (во избежание кикса) в начале 19 века, ещё до изобретения кожаной наклейки. Сама наклейка была изобретена французом Миньо в 1807 году. Таким образом , к середине 19 века бильярдный инвентарь приобрёл знакомые нам, современные очертания.

Особенности, правила первых игр

Как сказано выше, игры на прообразе бильярда имитировали крокет, а лузный бильярд появился ещё до того как со стола исчезли признаки крокета (арка и столбик), а вместе с ними и особенности правил игры связанные с этими элементами стола. Следовательно игры на "современных"(без посторонних элементов) лузных и безлузных столах начали развиваться одновременно во второй половине 18 века, и со временем привели к стандартам оборудования и правилам безлузного "карамболя", нашедшего широкое распространение во Франции, и лузного "английского бильярда", нашедшего широкое распространение в Англии и на севере Европы (Нидерланды). В России бильярд появился трудами Петра 1-го в конце 17 века из Голландии. Скорее всего это был лузный бильярд с элементами крокета (аркой и столбиком). Поэтому, хронологически, формирование русского лузного бильярда (в современном понимании) началось одновременно с формированием безлузного французского карамболя и английского лузного бильярда.

История появления и развития Карамболя, Итальянских Фишек

Первое упоминание об игре тремя шарами на безлузном столе во Франции, получившей в последующем название "карамболь" датируется 1775г. В игре два шара (белый и жёлтый) используются соперниками в качестве битков , а красный шар используется для делания карамболя, то есть последовательного соударения битка игрока с битком соперника и красным шаром в любой последовательности, за что начисляется 1 очко. Штраф -1 очко начисляется в случае промаха по шару или, если после удара битка по другому шару, ни один из них не дошёл до борта. Удары производились игроками по очереди не зависимо от результативности, а игра шла до достижения одним и игроков заранее оговоренного количества очков. В 1840-х годах , по примеру англичан, французы ввели правило серийной игры, при котором в случае результативного удара игрок получал право на следующий удар. После изобретения кожаной наклейки в 1823г. и применения мела, искусство управления битком стало быстро развиваться и при появлении возможности серийной игры серии результативных ударов игроков стали расти. Вскоре мастерство игроков достигло такого уровня, что они могли делать результативные удары так долго, как этого хотели и игра приобрела монотонность и потеряла зрелищность. К примеру Вилли Хоппе сделал серию в 2000 карамболей в возрасте 13 лет. Необходимость изменений в Карамболе стала очевидной. Появился зонный Карамболь, в котором игровая поверхность стола делится линиями на зоны (9 или 6) а правилами запрещается делать в каждой из зон более оговоренного количества результативных ударов (1 или 2). То есть при следующем ударе, либо биток соперника, либо красный шар должен покинуть зону расположения шаров до удара. В 1931 году Вили Хоппе исполнил замечательную серию ударов набрав 898 очков играя в зонный карамболь.
Дальнейшее развитие Карамболя привело к появлению "Cushion caroms" (бортового карамболя) который требует обязательное соударение битка игрока не менее чем с одним бортом в траектории результативного удара.
Вершиной развития карамболя является игра "Three-cushion carom" (трёхбортный карамболь) в которой требуется обязательное соударение битка игрока не менее чем с тремя бортами в траектории результативного удара. Трёхбортный карамболь возник в начале 20 века трудами таких выдающихся карамболистов как Джейк Шефер, Уэлкер Кохран и Вилли Хоппе для которых зонный карамболь был слишком лёгок. Трёхбортный карамболь был настолько сложен, что лучшие игроки делали в среднем не более 1 очка за подход. В дальнейшем, благодаря совершенствованию инвентаря и новому стилю игры разработанным Раймондом Кулемансом, средняя серия результативных ударов в играх мастеров стала 1,5 очка и выше. На последнем чемпионате мира, средняя серия победителя Филипоса Касидокостаса составила 2,67 очка за подход. Максимальная серия в трёхбортном карамболе Уэлкера Кохрана и Вилли Хоппе 25 очков. Отметим, что возраст игроков в трёхбортный карамболь - лидеров мирового рейтинга, превышает 35 лет.
Развитие искусства управления битком в Карамболе достигло таких высот, что появился Артистический Карамболь, соревнования по которому проходят с 1986г. В этих соревнованиях "артисты" пытаются выполнить удар, заданный специально выставленной позицией. Для выполнения удара играющему даётся три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Позиции выбираются из разных артистических дисциплин : "force follows" (экстремальные накаты), "force draws"(экстремальные оттяжки), "precision multiple-rail kicking"(отражения от бортов) ,"jumps" (перескоки), "masses" (массе).

Ещё в первой половине 19-го века упоминаются игры с применением небольших фишек (кеглей), которые используются на столе в качестве мишеней. В том числе, распространённая в Испании в то время игра с тремя шарами и пятью кеглями, которая, очевидно, являлась прародительницей современной игры распространённой в Италии. Итальянские фишки (Five-pin billiards) это игра на карамбольном безлузном столе, в которой помимо трёх шаров используются 5 фишек, устанавливаемых в форме креста в центре стола так, что между соседними фишками шар проходит с небольшим зазором . Цель игры в опрокидывании фишек битком соперника, ударяя его своим битком и избегая сбивания фишек своим битком. После удара сбитые фишки устанавливаются в начальные положения, а если этому препятствует полжение шаров, то в соответствии с специальными правилами. Очки начисляются в зависимсти от количества сбитых фишек и карамболя по красному шару. Игра ведётся до достижения одним из соперников заранее оговоренного количества очков. Требования на отражения шаров от бортов (как в бортовом или трёхбортном карамболе) не накладываются. Международные соревнования по Итальянским фишкам проводятся с 1965 года.

История появления и развития английского бильярда - Кэннона, Снукера

В Англии, упоминание о ликвидации элементов крокета (арки и столбика, по английски Port & King) с лузного стола датируется 1734г. После этого появились две игры : "Winning Game"(сыгрывание чужих) и "Losing Game"(сыгрывание своих) в которых использовалось всего два шара - битки соперников, а игроки производили удары по очереди независимо от результативности удара.
Правила "Winnin" :
За сыгрывание битка соперника в лузу + 2 очка
За сыгрывание своего битка в лузу штраф - 2 очка
Правила "Losing" :
За сыгрывание своего битка в лузу + 2 очка
За сыгрывание битка соперника в лузу штраф - 2 очка
В обеих играх :
За промах по битку соперника штраф - 1 очко
За падение битка чисто в лузу без касания битка соперника штраф - 3 очка
Немного позже возникла игра "Winning & Losing Game", в которой засчитывались сыгрывания в лузу и своего и чужого битка.
В 1770-х годах, после возникновения во Франции игры "карамболь" с тремя шарами (включая красный), англичане заимствовали идею французов и также ввели в игру третий красный шар, получивший название "carrom", а в последствии "cannon". И английская игра трансформировалась в "Winning and Losing Carambole game", в которой, помимо сыгрывания всех трёх шаров в лузу результативным ударом является и карамболь своего битка по битку соперника и красному шару.
Следующее важное изменение в английском лузном бильярде произошло в 1839г., когда появилось правило "Winning and Following" (сыграл результативно и продолжаешь), то есть современное правило серийной игры на бильярде. Таким образом игра "Winning and Losing Carambole game" превратилась в "English Billiards" или "Кеннон", в которую в Англии играют и до сих пор.

В начале 1800-х годов в Англии возникла также альтернативная игра на лузном бильярде названная "Life Pool". В неё могли играть одновременно до 14 человек у каждого из которых был биток своего цвета. Использовались пары шаров семи цветов (кроме чёрного), чтобы различать шары одного цвета, на одном из них в паре наносилось пятно. Игрок, чей биток сыгрывали в лузу "терял жизнь", которых в начале игры у каждого игрока по три. После того как игрок "терял три жизни", он выходил из игры. В итоге оставался один игрок который и забирал "Pool" (по английски "совокупность ставок", банк) состоящий из первоначальных денежных взносов всех игроков. Немного позже возникла модификация этой игры "Black Pool", в которой появился 15-ый шар чёрного цвета. Право сыгрывать этот шар игрок получал в случае сыгрывания чьего либо шара. Если игрок сыгрывал и чёрный шар, то остальные игроки добавляли в банк обусловленную ставку, а чёрный шар выставлялся опять на своё начальное местоположение.

В это же время в Англии появилась и другая игра на лузном бильярде под названием "Pyramid", в которой использовались белый биток и 15 красных шаров, выставляемых в начале игры в форме равностороннего треугольника (пирамиды) вершиной на задней отметке. Целью игры было сыграть в лузу большее (чем соперник) количество красных шаров.

В 1875 году у Невилла Чемберлена возникла идея объединить "Black Pool" и "Pyramid", в результате чего возникла игра на лузном бильярде под названием "Snooker". В ней используется 15 красных, 6 цветных шаров и белый биток. В игре нельзя подряд сыгрывать красные шары, после сыгранного красного необходимо сыгрывать цветной (который после этого возвращается на своё начальное местоположение), и только после сыгрывания всех красных шаров нужно в определённом порядке сыграть все цветные шары. Игра Снукер в настоящее время имеет огромную популярность и в неё играют во многих странах.

История появления и развития Пула

Американская нация формировалась из эмигрантов различных европейских стран в 18-ом веке, соответственно и бильярд, как одна из форм культуры эмигрантов, на Американском континенте появился в разных формах : столы имитирующие крокет, позже безлузные французские карамбольные столы и лузные столы на которых играли в английский бильярд. Однако в Америке появились свои (оригинальные) игры на английском лузном бильярде на основе английской игры «Pyramid» с 16 шарами. Эти игры имели сложную тактику и были достаточно продолжительны по времени , что не придавало им динамизма и зрелищности в современном понимании.

Первой такой игрой была «One-Pocket» (В одну лузу) упоминание о которой датируется 1775 годом. От «Pyramid» эта игра отличается тем, что сыгрывать шары соперникам можно только каждому в свою (заранее определённую) лузу. Эта игра возникла, как логическое продолжение метода уравнивания шансов разных по мастерству игроков (гандикап), путём запрета более сильному игроку сыгрывать шары в какие либо лузы. Этот метод применяли англичане в своих играх. Различные вариации такого гандикапа выглядели по разному, например : «сильный» игрок играет в две лузы, а «слабый» в оставшиеся четыре или «сильный» игрок играет в одну лузу, а «слабый» в оставшиеся пять. Затем возникла вариация игры, в которой равные по силе соперники сыгрывают шары каждый в три лузы со «своей» стороны стола. Американцы усовершенствовали этот вариант и оставили по одной лузе для каждого из соперников. Так возникла игра «One-Pocket» характеризующейся сложнейшей тактикой .

Другой такой игрой была «Fifteen-Ball» (Пятнадцать шаров) появившаяся во второй половине 19 века, после того как на красные шары стали наносить порядковые номера от 1 до 15. В этой игре появился новый принцип требующий играть битком по шару с наименьшим номером, который в последствии применили при создании современных (динамичных) игр. Также в этой игре подсчёт очков вёлся согласно номера сыгранного шара, что обусловило сложную тактику игры. Поскольку сумма номеров шаров даёт 120, то игра шла до достижения одним из игроков 61 очка.

В 1857 году американец ирландского происхождения , выдающийся игрок на бильярде, промышленник и популяризатор бильярда Майкл Фелан получил патент на изобретение лузы нового типа. В отличии от скруглённых луз английских столов, Фелан применил лузы с плоскими заострёнными губами, что обеспечило бОльшую приёмистость луз и облегчило кладку шаров в них. Приблизительно в это же время стараниями его бильярдной фабрики стали уменьшаться размеры столов. К 1871 году, стандарт лузных столов стал 10 футов при ширине луз в 4 дюйма, в то время как стандартный лузный английский стол был 12 футов, при ширине луз в 3,25 дюйма. Это способствовало массовому увлечению игрой на лузном бильярде нового формата, который со временем получил название "Pool".

«Fifteen-Ball» (также называемая потом "61 -Pool") была использована при проведении первого американского чемпионата в 1878 году. В следующем году решили, что справедливее будет считать количество забитых шаров, чем их номера. Эта игра, получившая название "Continuous Pool"(Непрерывный пул), заменила "15 шаров" в соревнованиях. Поскольку в "Continuous Pool"нет возможности уверенно сыграть шара из пирамиды вначале игры, обычно следовали отыгрыши до первой ошибки, после чего шары серийно сыгрывались в лузы и начиналась новая партия. За каждый сыграный шар начислялось 1 очко и встреча велась до заранее определённого количества очков, которые набирались в розыгрышах нескольких партий.

В 1911 году американец Джером Кох, чемпион по «Непрерывному пулу» того времени , предложил модернизировать игру и устанавливать новую пирамиду из 14 шаров (без верхнего шара) в тот момент, когда в предыдущем розыгрыше остаётся сыграть последний 15 шар. Это позволило при сыгрывании 15-го шара подбивать пирамиду и продолжать серию, то есть избежать серии скучных отыгрышей в начале розыгрыша партии. Такая игра со временем получила название "Straight Pool" или "14.1" и популярна до сих пор.

Также в начале 20 века бильярдной компанией "Brunswick-Balk-Collender Company" была анонсирована игра с 8 красными и 8 жёлтыми шарами, получившая в последствии название "8-ball" (Восьмёрка). Правила Восьмёрки также просты, разбивающий пирамиду выбирает какого цвета шары он будет сыгрывать в лузу, соответственно задача соперника сыграть шары другого цвета. Эта игра идеально подходит для жетонных автоматов и приобрела большую популярность как барная игра для любителей и начинающих. Однако тактически она сложнее Стрейт пула. Одна из самых популярных на сегодняшний день игр на Пуле.

Несколько позже, в 1920-х годах появилась игра "9-ball" (Девятка). В ней используется девять разноцветных пронумерованных шаров устанавливаемых в начале игры в форме ромба вершиной на задней отметке стола и белый биток. Играть битком разрешается только по шару с наименьшим номером, выигрывает тот кто сыграет в лузу шар под номером девять (чёрный). Игра азартна и зрелищна, так как помимо серийной кладки стимулирует сложную игру чёрного шара третьим шаром или карамболем от третьего (очередного по номеру) шара. Игра популярна в первую очередь у продвинутых любителей и профессионалов. Динамичность и зрелищность игры делают её особо привлекательной для телевидения. Считается, что тактически и технически игра более сложная чем Восьмёрка.

Отметим также, что в начале 20 века, параллельно развитию Пула в Америке, развивался и безлузный карамболь, реагируя на его развитие в Европе. Альфредо Де Оро был чемпионом мира одновременно и по Пулу и по Трёхбортному карамболю в 1908-1911гг.

К середине 20 века, после Второй Мировой войны Пул находился на спаде популярности и в 1949 году Бильярдный Конгресс Америки (представляющий интересы производителей инвентаря, в первую очередь «Brunswick-Balk-Collender Company») утвердил новый стандарт оборудования для официальных турниров, уменьшив размер стола для Пула до 9 футов и увеличив при этом размер луз до 5 дюймов. Это ещё более облегчило сыгрывание шаров в лузы и вызвало новую волну популярности увлечением Пулом среди всех слоёв общества. Серийность кладки возросла, к примеру рекордная серия Вилли Москони в «Стрейт пуле» в 1945г. на 10фут. столе была 309 шаров, а в 1954г. на 9фут. столе уже 526 шаров.

В 1960 году, «Brunswick-Balk-Collender Company» реорганизовалась в корпорацию. Она отказалась от контроля в бильярдном спорте, что дало возможность для проведения смешанных турниров с участием спортсменов и профессиональных катал (Hustler). До 1960 года любой спортсмен , который бы сыграл в коммерческом турнире, рисковал своей спортивной карьерой. После 1960 года в спортивное движение Пула пришло много профессиональных катал, а вместе с ними на соревнованиях возродилась игра профессионалов «One-Pocket» (В одну лузу).
Необходимо отметить что дальнейшему росту популярности Пула в обществе способствовало также производство малых (7 футов) жетонных столов для баров и выход на экран приключенческих фильмов с историями из жизни игроков в Пул : "The Hustler " (Катала) в 1961 году и "The Color of Money" (Цвет денег) в 1986 году.

Новая игра "7-ball" (Семёрка) возникла на основе Девятки, подстраиваясь под требования телевидения в увеличении динамичности игры. В ней используется семь разноцветных пронумерованных шаров устанавливаемых в начале игры в форме заполненного шестиугольника вершиной на задней отметке стола и белый биток. Также как и в Девятке, играть битком разрешается только по шару с наименьшим номером, выигрывает тот кто сыграет в лузу шар под номером семь. При этом сыгрывать семёрку можно только в одну из трёх луз на одной стороне стола, которую игрок выбирает и объявляет после начального удара (элемент заимствованный из ранних вариаций «One-Pocket» ).

Новая игра "10-ball" (Десятка) также возникла на основе Девятки. В ней используется десять разноцветных пронумерованных шаров устанавливаемых в начале игры в форме четырёхрядной пирамиды вершиной на задней отметке стола и белый биток. Также как и в Девятке, играть битком разрешается только по шару с наименьшим номером, выигрывает тот кто сыграет в лузу шар под номером десять. Игра отличается бОльшей сложностью чем Девятка в связи с тем , что еще один шар создает дополнительные трудности и при разбитии, как правило, падает меньше шаров.

История появления и развития РБ, кайзы

Считается , что первый бильярд в Россию привёз Петр Первый в 1698 году из Голландии. В те времена, в Европе, наряду с безлузными, уже появились лузные бильярдные столы, но на всех ещё сохранялись признаки настольного крокета - арка и столбик. В первой половине 18-го столетия , в то время как в некоторых европейских странах выходили указы запрещающие игру на бильярде, в России распространению бильярда оказывалась государственная поддержка. В годы правления Петра Первого ( 1689 - 1725 гг.) бильярд распространялся среди знати. В эти годы голландец Карл Шульц открыл первую в России фабрику по производству бильярдов, которые делались как произведения искусства с резьбой по красному дереву и пр., и стоили больших денег. В период царствования Анны Иоановны (1730-1740 гг.), игра на бильярде перекочевала в дворянские собрания и поместья. К началу XIX века бильярд перемещается уже в общественные места: клубы, трактиры, гостиницы. После Отечественной войны 1812 года бильярд получает еще большее распространение в России. Вернувшиеся из Европы войска были не прочь внедрить в свою жизнь некоторые элементы европейского быта, в том числе и бильярд. К 40-м годам XIX века в русской армии не было полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярдный стол. О популярности бильярда в XIX веке можно судить и по количеству фабрикантов, изготовлявших столы и аксессуары. Помимо старейшей фабрики Шульца в Москве , можно вспомнить производства Бриггена, Богомоловых, Шольца в Москве, Фрейберга , Ерыкалова в Петербурге, Гоца в Ростове , Галушкина в Одессе, а также Васильева, Зазулина, Трофимова. Столы изготавливались на камне, шары для них вытачивались из слоновой и мамонтовой кости. К концу XIX века бильярд прочно закрепился в быту и стал неотъемлемой частью в досуге состоятельных людей.
Единого стандарта на производимые бильярда не было вплоть до 1850г., поэтому производимые разными фабрикантами бильярды отличались как размерами столов, так и размерами луз и шаров. К этому времени определилось предпочтение ведущих российских игроков к игре большими шарами на больших столах со строгими лузами . Такие столы стала производить в 1850г. бильярдная фабрика А. Фрейберга , который, будучи очень хорошим игроком, издал также одни из первых правил игры и популяризировал свой стандарт, вскоре принятый другими производителями. За стандарт был принят 12-ти футовый шестилузный стол (такой же как английский), но с диаметром шаров 70 мм и строгими лузами шириной створа в 74-76 мм и значительно меньшими (по сравнению с английскими) радиусами скругления губ и длиной устья луз. Также Фрейбергом был разработан бортовой профиль средней упругости (отличный от зарубежных) обеспечивающий качественную игру крупными шарами. Отметим, что бильярдные фабрики выпускали и безлузные столы для Карамболя, который также имел в России некоторую популярность, особенно во время увлечения двора и знати всем французским (до Французскй революции 1789г.), однако к 20 веку Карамболь постепенно вышел из употребления.

Ранние лузные бильярды ввозимые из-за рубежа, а также первые лузные бильярды произведённые московской фабрикой Шульца были английского стандарта : с достаточно широкими плавно скруглёнными лузами и маленькими шарами. Играли на них также в английские игры того времени, однако, со временем появились и оригинальные, русские игры. Так на основе английской игры "Winning Game" появилась русская игра «Партия в 2 шара», а позднее «Алагер», представляющий вариацию этой игры для участия более 2 игроков. Также как в Англии под влиянием французского карамболя появилась игра «Winning and Losing Carambole game» (прародительница кеннона), так и в России появилась игра на лузном (пока ещё английского покроя) бильярде «5 шаров с карамболями». В этой игре используются шары трёх цветов (2 красных, 1 жёлтый и 2 белых битка, один из которых помечен). Каждый игрок играет своим битком, а суть игры сводится к сыгрыванию прицельных шаров и деланию карамболей. Очки начисляются в зависимости от цвета сыгранного шара, лузы (средней или угловой) и наличия карамболя при сыгрывании шара. Родство этой игры английским играм очевидно, так как в ней используются те-же принципы выставки цветных шаров на первоначальные места после их сыгрывания, а также запрет играть битком находящимся в доме по прицельным шарам также находящимся в доме. Чуть позже, на основе игры «5 шаров с карамболями» появилась «Офицерская партия в 5 шаров», в которой карамболи не засчитываются, также как и не штрафуется падение битка. Уже в этом просматривается увлечение русскими игроками кладкой шаров и пренебрежение карамболированием.

Описание оригинальной русской игры, получившей название «Пирамидка» дано в «Правилах бильярдной игры» составленных и изданных в 1834г. хорошим игроком и бильярдным фабрикантом Ерыкаловым из Петербурга. За её основу также взята английская игра того времени «Pyramid», в которой используется белый биток и 15 красных шаров, выставляемых в форме пирамиды вершиной на задней отметке стола, и сыгрываются только прицельные (красные) шары. Однако, в русской «Пирамидке», помимо того что биток красный, а прицельные шары белые, они к тому же пронумерованы от 1 до 15. Игра также сводится к сыгрыванию прицельных шаров, однако счёт ведётся не количеством сыгранных шаров (как у англичан), а суммой номеров сыгранных шаров. Поскольку, согласно правил игры, шар с номером 1 (туз) считается за 11 очков, а к последнему сыгранному шару всегда добавляется 10 очков, общее количество очков составляет 140, поэтому игра ведётся до достижения одним из игроков 71 очка. Эта игра характеризуется сложной тактикой и получила широкое распространение во второй половине 19-го, начале 20-го веков. Заметим, что, американская игра «Fifteen-Ball» (по другому называемая "61 -Pool"), также учитывающая при подсчёте очков номера шаров, появилась во второй половине 19-го века, очевидно на основе русской игры «Пирамидка». Современное название русской игры«Пирамидка» - "Классическая пирамида 71 очко".
Заметим также, что намеренное сыгрывание битка, используемое в английских играх "Losing Game", "Winning & Losing Game" у русских игроков (также впрочем как и у американских) интереса не вызывало, поэтому развивалось только искусство кладки прицельных шаров, а искусство сыгрывания битка до 20- го века оставалось без внимания.

Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война не могли не повлиять на развитие бильярда в России. Дореволюционные игроки были в основном из дворянства, военных, интеллигенции, а эти слои общества изрядно поредели за годы гражданской войны. Ситуация стала меняться после 1921 года, с введением НЭПа, когда Советская власть допустила использование рыночных отношений и различных форм собственности, а также привлечение иностранного капитала. Однако контингент, во вновь открытых бильярдных, изменился, это были уже в основном представители рабочего класса.

В 1920-ые годы возникает принципиально новая игра на русском бильярде – «Американка». В ней используется инвентарь от «Пирамидки» (биток и 15 белых шаров выставляемых в начале игры в форме пирамиды вершиной на задней отметке), но в процессе игры битком может выступать любой шар. Вначале целью игры было сыгрывание только прицельных шаров, однако вскоре стали засчитывать и сыгранные «свои» шары. Очевидно, это произошло из-за отсутствия разницы во внешности прицельных шаров и шаров выступающих в качестве битка, а также в нашедшем применение правиле засчитывать случайно сыгранные шары. Игра практически не несла никакой тактики, а развивала лишь кладку шаров. Однако появившаяся возможность сыгрывать своих шаров, способствовала освоению игроками искусства сыгрывания битка, незнакомого дореволюционным игрокам. Само название игры происходит от популярного в то время среди простонародья «спора на американку», в котором выигравший вправе потребовать исполнение любого желания от проигравшего. Своей исключительной простотой игра завоевала популярность среди новых игроков и способствовала распространению бильярда в России в 20-30-ых годах 20 века.

Большое влияние случайностей на результат игры в «Американку» (падение «дурака», застревание шара в створе лузы), не могло устраивать продвинутых игроков. Они предпочитали выяснять отношения в тактически сложной «Пирамидке», в которой, однако, не предусматривается сыгрывание битка, успевшего полюбиться игрокам. Это послужило причиной изобретения в 1939г. красноярским сильным игроком в бильярд А. Ливандским игры «Московской» (москвичами чаще называемой «Сибиркой»). В этой игре, также как и в «Американке», можно сыгрывать и «своих» и «чужих» шаров, но игра ведётся одним битком (цветным или полосатым). Правило ввода в игру сыгранного битка было заимствовано из «Пирамидки», то есть ударом из любой точки «дома», что, при возможности сыгрывать биток повторно, привело к возникновению технического приёма сыгрывания битка называемого «скатка». Скатка подразумевает сыгрывание битка на тихом ударе с боковым вращением шара, обеспечивающим в случае промаха остановку битка около играемой лузы, то есть в невыгодной для соперника позиции. «Московская» значительно превосходит «Американку» в тактических возможностях, однако в исполнении мастеров может быть весьма затяжной. «Московская» набрала популярность и к 80-ым годам 20-го века стала любимой игрой продвинутых игроков, также как «Американка» у начинающих. В "Американке", в основном, находит применение кладка прицельных шаров, поэтому она хорошо развивает именно эту составляющую искусства кладки. В "Московской", напротив, находит применение в основном искусство управления и кладки битка, поэтому она дополняет и развивает способности бильярдиста.

К 80-ым годам 20 века бильярд в СССР находился в удручающем положении, и не только не находил государственной поддержки (как в предвоенные 1926-1940 годы), но и вокруг бильярда создавалось общественное мнение как о неспортивной, азартной игре на деньги. К этому времени в СССР не было ни одной фабрики которая бы выпускала бильярды с каменной столешницей. Ситуация изменилась с приходом к власти М. Горбачёва и объявленной «перестройки» в 1987г. В 1988г. началось кооперативное движение, по сути, реанимация капитализма в России. В 90-ые годы предприимчивыми людьми был налажен ввоз в Россию из Европы старых снукерных столов с каменными столешницами и их переделка в столы для Русского Бильярда. Так организовывались новые бильярдные производства : «Руптур» в Минске, «Динарис» в Днепропетровске, «Старт» в Новосибирске и другие, которые со временем стали производить и бильярды собственной разрабтки. Отсутствие производственных традиций новых фирм-производителей обусловило отступление от "фрейберговского" стандарта Русского Бильярда, применение Карамбольного резинового профиля несоответствующего динамике соударений Русского Бильярда и формирующего слабые, легкопроминаемые острия губ луз. Тем не менее, количество относительно хороших столов в городах СНГ (после распада СССР) стремительно росло, наблюдался бильярдный бум. Организовывалось и бильярдное движение игроков, возникли сначала столичные (Москва, Ленинград), затем областные федерации бильярдного спорта, наконец Федерации стран СНГ и международные организации объединяющие Русский Бильярд - ЕКП (Европейский Комитет по Пирамиде) и МКП (Международный Комитет по Пирамиде), под эгидой которых с 1999г. стали проводиться европейские и мировые первенства по Русскому Бильярду, получившему новее название «Пирамида».

В 1998г. известным бильярдистом и бильярдным функционером А.Пухленко была изобретена игра на русском бильярде «Невская». Она отличается от «Московской» лишь правилом ввода битка после его сыгрывания. Вместо правила «игры с любой точки дома» заимствованного «Московской» от «Пирамидки», в «Невской» применяется правило «с любой точки поля, но сыгрывать можно только прицельного шара», которое было заимствовано из американского Пула. Это нововведение было направлено на увеличение серийности кладки и, следовательно, придания игре большего динамизма по сравнению с «Московской», что требовал регламент проведения спортивных соревнований и формат телетрансляций. Также под требование увеличения динамизма игры в 2006 году были изменены спортивные правила всех игр на Русском бильярде, а именно : введён активный разбой пирамиды начальным ударом (касания бортов тремя белыми шарами или двумя и перекатом одного из них через среднюю линию ), введено правило компенсации штрафа снятием шара со стола на полку соперника, введено более сложное правило отыгрыша (касание одним шаром двух бортов или одного борта с перекатом его через среднюю линию).

Финляндия вошла в состав Российской империи в 1809 году и входила в неё вплоть до революции 1917 года, после которой в Финляндии была провозглашена независимость (наряду с Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой и другими окраинами Российской империи). В этот период в Финляндии развивался бильярд русского образца и русские игры. Особую популярность у финнов имела русская игра «5 шаров с карамболями», на основе которой и возникла финская игра «Кайза» (также называемая «Каролина»). В Финляндии распространились столы меньших размеров (10 футов), хотя размеры шаров и строгость луз вполне соответствуют русским стандартам, поэтому «Кайзу» относят к играм Русского лузного бильярда. В самой России игра «5 шаров с карамболями» вышла из употребления ещё до революции 1917г. Первый чемпионат мира по «Кайзе» прошёл в начале 2010 года.




Изображение пользователя Yollo.

вот почему снукер не упрощают по причине времени трансляции и динамики... а русскую пирамиду легко. оставили бы хотя бы москву по старым правилам. Уверен многие бы так же смотрели бы как и снукер...

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.