Бильярд в России. Русский бильярд
В России бильярд появился в начале ХVIII столетия, при Петре I. Будучи в Голландии и познакомившись с этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, и игра эта стала любимым его развлечением. По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время русский бильярд быстро обосновался в дворянских поместьях, дворцах и различных клубах. Еще большую популярность бильярд обрел при императрице Анне Иоанновне, которая играла на нем почти ежедневно. С начала XIX в. бильярдная игра в России нашла своих почитателей в гостиницах, трактирах, и прочих заведениях. Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.
Если вначале в основном культивировались пришедшая с Запада трехшаровая карамбольная партия и так называемая русская карамбольная игра в пять шаров, то позднее, начиная с 30-х годов XIX в., именно в России появилась "Малая русская пирамида". Она до сих пор является как бы классикой бильярдного спорта. В середине XIX в. появляется первая отечественная литература, регламентирующая правила этой увлекательной игры. На основе обобщения полученного в России опыта игры в 1853 г. впервые в Москве издаются " Правила бильярдной игры", составленные московским маркером Р.Бакастовым. Почти одновременно, в том же году, в Петербурге примерно такие же правила издал известный игрок, бильярдный мастер и управляющий бильярдной фабрикой А.Фрейберг. Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX - начала XX вв. Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего по тому времени труда под названием "Теория бильярдной игры". В книге изложены история и техника игры на бильярде, дан подробный разбор разных партий, предложен ряд остроумных и интересных задач, представлена характеристика и сравнительная оценка столов, производимых тремя главными бильярдными фабриками России М.Н.Ерыкалова, А.Фрейберга и Якова Гоца.
Руководствуясь пожеланиями лучших бильярдистов того времени, известный петербургский фабрикант и игрок А.Фрейберг, которого по праву можно назвать отцом русского бильярда, в 1850 году начал выпускать бильярдные столы нового типа, так называемые фрейберговские бильярды, основные черты которых сохранились до наших дней.
Фрейберг, по свидетельству Лемана, обладал большим талантом. Он интуитивно понимал, к чему нужно стремиться, чтобы игра приобрела характерный для русского бильярда рисунок. Русский фрейберговский бильярдный стол это стол со строгими, выдающимися из бортов лузами и бортами средней упругости. Шар падает в лузу лишь при безукоризненном ударе. Фрейберг первым в России стал ставить на бильярд вместо деревянных досок аспидные плиты, определил оптимальный профиль борта, сократил длину устья лузы, установил оптимальную ширину лузы (74 76 мм) и наилучший размер шаров (68 70 мм). По его лекалам резались лузы на всех бильярдных фабриках России, которых насчитывалось по меньшей мере пять.
Отличительной особенностью современных русских бильярдных столов является невозможность сыгрывания бортовых прицельных шаров вдоль борта в угол, что накладывает отпечаток на всю стратегию и тактику игры. Это обстоятельство приводит к существованию на бильярдном столе очень многих мертвых зон, откуда нельзя сыграть прицельный шар прямым ударом в угол. Строгость русского стола определила и соответствующий набор бильярдных игр. В настоящее время бильярдные соревнования проводятся по следующим разновидностям: "Русская пирамида", "Московская пирамида" и "Американка". Они взаимно дополняют друг друга.
Классическая "Русская пирамида" в ее современном варианте исторически появилась первой из современных русских спортивных бильярдных игр. Ее появление и распространение в России, по свидетельству А. Лемана, произошло в восьмидесятых годах прошлого века. В "Русской пирамиде" особенно сильно сказывается наличие многочисленных мертвых зон, поэтому она располагает к неторопливой и тонкой позиционной игре с многочисленными отыгрышами и наигрышами. В последнее время молодежь отдает предпочтение "Американке" и "Московской пирамиде".
Появление и распространение "Американки" произошло, по-видимому, в двадцатые и тридцатые годы. Еще до войны было проведено первенство Москвы. "Американка" это идеальная игра для отработки хорошей кладки. Зарождение "Московской пирамиды" относится к началу шестидесятых годов. В настоящее время она завоевала наибольшую популярность среди мастеров и любителей. "Московская пирамида" открывает неограниченные возможности для совершенствования техники контроля и управления битком. Особенно большое впечатление на зрителей производят такие уникальные технические приемы, как спуск волчка вдоль борта в угловую лузу, самые разнообразные оттяжки с сильной боковой подкруткой битка. Ее позиционные возможности неисчерпаемы.
В первые годы Советской власти бильярд, по существу, был забыт. Но уже через 10-12 лет интерес к нему возродился. В 1930г. в типографии треста "Белоцерковская госпечать" появилась брошюра М.Васильева "Бильярд", изданная тиражом всего 5 тысяч экземпляров. В ней автор главным образом обращал внимание на полезность бильярдной игры и призывал к организации производства отечественного бильярдного инвентаря. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создается бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация бильярдных турниров самых разных масштабов. Начало массовым турнирам в СССР было положено в 1935г., когда в Москве в клубе Ф.Э.Дзержинского было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуб писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции.
Незадолго до Великой Отечественной войны лучшим игрокам страны Н.Березину, Н.Кобзеву и А.Миляеву было присвоено звание "Мастера спорта СССР по бильярду". В 1947г. издательство "Физкультура и спорт" выпустило книгу В.И.Гофмейстера "Бильярдный спорт", в которой приведены правила тридцати бильярдных игр, сведения по технике игры, особенности проведения соревнований и турниров. Однако в послевоенное время бильярдная игра как спорт официально почти не культивировалась, а литература по ней после 1947г. не издавалась, за исключением статей В.Борохвостова "Бильярд", опубликованных в журнале "Наука и жизнь" за 1966г. и за 1968г.
В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Бильярд у нас появился благодаря Петру Первому. И вот в 1698г. Петр 1 привозит из Голландии первые бильярдные столы, один из которых он установил в своей приемной. Постепенно, следуя его примеру, многие вельможи стали заводить бильярды в своих имениях. С игрой он познакомился в Голландии и по возвращении приказал своим подданным сделать такой же стол «для своего развлечения». Бильярд поставили в приемной царя, чтобы вельможи, дожидавшиеся аудиенции «не занимались пустобрехством, а проводили время с пользой». По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы.
Вскоре все придворные обзавелись бильярдными столами. Спустя некоторое время бильярд быстро обосновался в дворянских поместьях, дворцах и различных клубах.
Уже в царствование Анны Иоанновны, которая сама каждый день играла, бильярдные столы стояли и в трактирах. С игрой знакомились все более широкие слои населения. Среди выдающихся русских бильярдистов того времен Екатерины Великой (которая, кстати, не только сама лихо стучала шарами, но и заставила своих фрейлин обучиться этому искусству) был Михаил Ломоносов. Пару ему в игре часто составлял небезызвестный граф Григорий Орлов, также великолепный игрок.
С начала XIX века бильярдная игра в России нашла своих почитателей в гостиницах, трактирах, и прочих заведениях. Например, уже к 40-м годам прошлого века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.
С 1812 года по свидетельству классика бильярда, Анатолия Лемана, бильярды распространились повсеместно. Сначала их делали с очень широкими лузами и маленькими шарами. Однако русские игроки стремились к усложнению, стараясь не только «делать шары», но и «пытаться карамболить» по другим шарам, как во французском бильярде.
В игре того времени все больше проступали национальные черты бильярда, который в будущем назовут русским. Остановившись на лузном бильярде, русские начали заказывать фабрикантам такие столы, чтобы шар попадал в сетку только при очень точном ударе. Такие столы называли «строгими».
Особое место в истории создания русского бильярда принадлежит А. Фрейбергу. С 1815 года он начал выпускать столы нового типа, «фрейберговские бильярды», основные черты которых сохранились до наших дней.
Его характеризуют строгие, выдающиеся из бортов лузы и борта средней упругости. Забить шар вдоль борта в среднюю лузу невозможно, а в угловую он попадает лишь при очень точном ударе.
Выдающимися игроками были М. В. Ломоносов, граф Г. Г. Орлов, генералы И.Н. Скобелев (дед знаменитого генерала М. Н. Скобелева), Д. Г. Бибиков и другие. Известно, что частенько играли в бильярд и, увы, большей частью проигрывали А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой, причем первый расплачивался будущими гонорарами от издания двух глав «Евгения Онегина», а второй — своей повести «Казаки». Азартным и более удачливым игроком был М.Ю. Лермонтов.
В середине XIX века появляется первая отечественная литература, регламентирующая правила этой увлекательной игры. На основе обобщения полученного в России опыта игры в 1853 году впервые в Москве издаются "Правила бильярдной игры", составленные московским маркером собрания Романом Алексеевичем Бакастовым.
Знаменитый русский бильярдист игрой на бильярде нажил огромное состояние, стал владельцем множества московских трактиров. Почти одновременно, в том же году, в Петербурге примерно такие же правила издал известный игрок, бильярдный мастер и управляющий бильярдной фабрикой А. Фрейберг. Он знаменит еще и тем, что в 1850 году создал первый образец русского шестилузного бильярда. Разработал так называемый нормальный борт, сохранившийся до настоящего времени.
Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX — начала XX вв. Анатолий Иванович Леман. Леман родился в Москве в 1859 году в небогатой дворянской семье. Отец его, Иван Петрович, был известным в Москве врачом-невропатологом. Одновременно он занимался издательской деятельностью, фотографией, был отличным композитором и музыкантом, владел четырьмя иностранными языками.
Мать, Полина Павловна, была высокообразованной женщиной, свободно говорила на нескольких языках, хорошо играла на рояле.
В родителей пошел и их сын Анатолий, который был четвертым ребенком по рождению и шестым по счету (в семье еще были брат и четыре сестры).
В 1885 году Леман с семьей переехал в Петербург, В этот период жизни он писал: "Что могу я делать? Без знаний, без связей. Я изучил тридцать шесть наук и ни одна из них не пригодилась мне…"
Здесь, еще не зная, чем будет заниматься, он составил несколько бильярдных задач и принес их в редакцию "Нивы". Заведовавший отделом игр популярнейшего в России журнала О. Ю. Грюнберг, ознакомившись с творениями Лемана, сказал: "Я сам играю на бильярде, но так сыграть невозможно". Леман ответил, что решение, наоборот, просто и в этом легко убедиться практическим путем. Грюнберг проверил утверждение автора на бильярдном столе, после чего редакция опубликовала задачи, заплатив их составителю за каждую по 25 рублей. Это по тому времени были немалые деньги, да еще первые, заработанные молодым человеком в Петербурге.
Леман завязал отношения с журналом "Всемирная иллюстрация", где стал вскоре заведовать литературным отделом.
Задумав труд о бильярде, Леман выполнил его до конца, хотя, к несчастью, ушел из жизни довольно рано, в 1913 году в возрасте 54 лет. Первое издание книги "Теория бильярдной игры" (1885 г.) быстро разошлось; второе, дополненное, также вышло при жизни автора в 1906 году.
Издатель "Теории бильярдной игры" Н. Н. Филиппов и другие современники отзывались о ней как о добротном труде, который стал наиболее полным теоретическим и практическим курсом бильярда. В книге изложены история и техника игры, помещены подробные разборы разных партий, предложен ряд остроумных и интересных задач, дана характеристика и сравнительная оценка столов, выпускавшихся тремя главными бильярдными фабриками России — М. Н. Ерыкалова и А. Фрейберга в Петербурге, Якова Гоца в Ростове-на-Дону.
Книга Лемана привлекает ясным, образным и живым языком, хорошим стилем и строгой систематичностью изложения.
По воспоминаниям современников, Анатолий Иванович Леман, владея феноменальной техникой игры (были удары, которые выполнял только он — так называемые "лемановские удары"), вместе с тем по своему характеру был человеком веселым, скромным, не искал крупных выигрышей и большой известности.
В конце XIX — начале XX века бильярдная игра постепенно, но верно принимает спортивный характер, что подтверждают всевозможные международные соревнования по бильярду. Журналы того времени посвящали событиям в бильярдном деле целые страницы. Например, журнал "Иллюстрированный спорт" (1905, № 5), издававшийся в Киеве, извещает своих читателей, что:
1. В феврале 1902 года в Париже Lauuis Cure завоевал титул чемпиона Франции. Он намерен предложить своему земляку Viqnaux матч на звание всемирного игрока. Какой-то состоятельный любитель бильярдной игры уже предоставил в его распоряжение 500 долларов, каковые суммы должны быть внесены обоими противниками. Viqnaux, владелец знаменитой "Первой Парижской бильярдной академии", с ноября 1903 года имеет славу и приз за игру в карамболь. Этот приз — совершенно ювелирное искусство. Viqnaux внес залог в 4000 марок за два приза, так как они могут считаться его собственностью лишь в том случае, если он в продолжение двух лет удержит за собой звание всемирного игрока.
2. В Англии закончился большой гандикап-турнир между семью лучшими профессиональными бильярдными игроками. Гарверсон выиграл решительную партию у Инмана, который вначале сильно было опередил его, но затем отстал настолько, что 9000 очков Гарверсона мог противопоставить всего 7523 очка, несмотря на полученные от Гарверсона вперед 500 очков".
В начале 1906 года в Париже разыгрывался чемпионат мира с главным призом в 40 тысяч франков. О масштабах распространения бильярда в Европе, особенно во Франции, можно судить по тому, что к 1910 г. только в одном Париже насчитывалось более 20 тысяч бильярдных столов. А в России перед первой мировой войной был организован петербургский кружок любителей бильярдной игры, который ежегодно устраивал различные турниры.
В первые годы Советской власти бильярд, по существу, был забыт. Но уже через 10—12 лет интерес к нему возродился. В 1930 году в типографии треста "Белоцерковская госпечать" появилась брошюра М. Васильева "Бильярд", изданная тиражом всего 5 тыс. экземпляров. В.ней автор главным образом обращал внимание на полезность бильярдной игры и призывал к организации производства отечественного бильярдного инвентаря. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создается бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация бильярдных турниров самых разных масштабов. Начало массовым турнирам в СССР было положено в 1935 году, когда в Москве, в клубе Ф. Э. Дзержинского было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции.
Бильярд был установлен в резиденциях Сталина, на его "дальней" и "ближней" дачах под Москвой.
В книге "Коснувшись неба" Л. Лазарев рассказывает: "Весной 1940 года в воскресенье его (А. А. Архангельского, известного авиаконструктора) вызвал Сталин к себе на дачу. Разговор пошел о том, что сейчас не хватает моторов для самолетов... После обеда они со Сталиным прошли в большую комнату, где стоял бильярд. Архангельский с видом знатока взял тяжелый кий. —А вы играете в бильярд? — спросил Сталин.
— Да, и очень люблю, товарищ Сталин. Сталин расстегнул воротник своего кителя:
— Давайте сыграем.
Архангельский также расстегнул верхнюю пуговицу своего френча и подошел к бильярду.
— В "американку" или "пирамидку"? — спросил Сталин, беря кий.
— В "пирамидку", товарищ Сталин.
— Начинайте. Архангельский мастерски играл в бильярд, с азартом. Четкими ударами он с треском загонял шары в лузы. Сталин также хорошо играл, но все-таки сказывалась разница в возрасте; Сталину уже исполнилось шестьдесят, а Архангельскому было лишь сорок восемь. Вскоре Архангельский выиграл партию. И тут же с него сошел азарт. Краем глаза он заметил, что Сталин явно огорчен проигрышем, хотя старается это скрыть. Минута прошла в молчании. Наконец Сталин сказал:
— Сыграем еще партию.
Архангельский растерялся. Как быть? Поддаться и проиграть? Но Сталин-то отлично видит, что он играет лучше, и может воспринять выигрыш как обиду. А ну, была- не была! Буду играть на выигрыш. И снова выиграл. К счастью, в третий раз Сталин не предложил играть, а пригласил пить чай".
Днем нового рождения спортивного бильярда можно считать 19 ноября 1988 года —день создания Московской федерации бильярдного спорта. Вскоре такие же федерации возникли в Санкт-Петербурге и в других городах, а в декабре 1989 года в Москве прошла учредительная конференция Федерации бильярдного спорта СССР (ФБС СССР).
Позднее ФБС СССР была преобразована в Федерацию бильярдного спорта СНГ, которая является общественной, самодеятельной спортивной организацией, строящей свою работу на принципах самофинансирования. Возродить славные традиции русского бильярда, освоить новые, современные виды этой игры, помочь оздоровить образ жизни нашей молодежи, приобщить к бильярдному спорту инвалидов, научиться и сегодня делать прекрасные столы, кии, шары, которыми славилась Россия в начале века, — это лишь некоторые цели Федерации СНГ.
- Блог art-billiard
- Оставить комментарий
- Просмотров: 29826