Хейбол
Правила игры в китайскую восьмёрку (хейбол, китайский пул)
Глава 1: Общие принципы
1. Правила соревнования
Вносить какие-либо изменения в данные правила допускается только с разрешения организаторов. Объяснение временных изменений в правилах должно быть опубликовано до начала соревнований в письменной форме.
2. Форма одежды
Одежда спортсмена должна соответствовать требованиям турнира и быть аккуратной и чистой. Если игрок не уверен в том, что его одежда подходит под требования, он может уточнить данную информацию у главного судьи. Окончательное решение по поводу дресс-кода остается за главным судьей. В особых случаях, таких как потеря багажа, физические особенности и т.п., главный судья может разрешить участие в соревнованиях. За несоответствие одежды установленной форме игрок может быть дисквалифицирован. Если перед началом турнира не было объявлено об особенностях дресс-кода, игроки (как мужчины, так и женщины) должны соблюдать форму одежды, указанную далее.
Верх: однотонная рубашка (рекомендуется белая или черная), заправленная в брюки. Костюмная жилетка и галстук-бабочка.
Низ: однотонные костюмные штаны. Джинсы запрещены.
Обувь: Темная кожаная обувь
3. Правила для судей
3.1 Обязанности судьи:
(а) Судья единолично оценивает действия игроков и выносит решения относительно всего, что происходит в игре;
(б) Судья ответственен за соблюдение правил игры и стройное проведение соревнования;
(в) Судья может отвечать на вопросы игроков, касающиеся объективных фактов и правил игры;
(г) Судья имеет право остановить игру в случае споров и нарушения принципов честной игры;
(д) Если правила не описывают конкретные ситуация, возникающие в процессе игры, судья может принимать решения согласно принципам честной игры;
(е) В случае необходимости, судья имеет право говорить бьющему игроку является ли стол закрытым.
(ж) Судья может почистить любой шар по обоснованной просьбе игрока; если применяется ограничение времени на удар, в процессе очистки шаров таймер не останавливается.
(з) Судья может по просьбе игроков помочь им взять или вернуть на место машинку и другое вспомогательное оборудование.
3.2 Судья не может:
(а) Отвечать на любые вопросы, не касающиеся правил;
(б) Предупреждать бьющего игрока о потенциальном фоле;
(в) Высказывать предположения и мнения, которые могут повлиять на игру.
3.3. Если судья не видел спорный момент, он может вынести решение, обратившись к мнению судей, ведущих счет, и других представителей персонала мероприятия или зрителей, которые находились в наилучшей позиции.
4. Установка пирамиды / пробивание шаров
В хейболе (китайском пуле) для расстановки шаров используется треугольник или шаблон. В начале партии все шары располагают в треугольнике или в отверстиях шаблона. Преимуществом использования треугольника или шаблона является сокращение времени и плотность расстановки пирамиды. Оборудование для расстановки шаров определяется организаторами турнира. Если организаторы турнира не объявили иное, то расстановка шаров является обязанностью судьи, игроки не могут сами расставлять шары.
5. Объявление шаров стоящими вплотную
Судья должен сделать все возможное, чтобы внимательно изучить и вынести определение в отношении любого из прицельных шаров, которые могут стоять вплотную к упругому борту, и битка, который может стоять вплотную к шару. Игроки могут напомнить судье о необходимости сделать такое объявление. Игрок, который выполняет удар, должен предоставить судье достаточно времени для вынесения решения. Если установлено ограничение времени на удар, таймер останавливается до вынесения решения. Если судья не объявил, что шар расположен вплотную, то шар не считается таковым.
6. Внешнее вмешательство
Судья должен предотвращать внешние вмешательства, например со стороны зрителя или игрока за соседним столом, и может приостановить игру в случае необходимости. Вмешательство может быть физическим или вербальным.
7. Вмешательство «высших сил»
Во время матча может произойти что-либо, не предусмотренное данными правилами. В таком случае судья должен принять решение, как продолжить игру справедливым образом. Например, может потребоваться перенести разыгрываемую партию на другой стол. Если позиция не может быть воспроизведена заново, она объявляется патовой.
8. Помощь тренера
Игроку не разрешается получать советы тренера и других лиц во время игры. Для получения помощи от тренера может быть использован тайм-аут. Тренер не должен подходить к столу. Если судья посчитает, что тренер мешает проведению матча или нарушает его ход, он может потребовать от тренера не вмешиваться в игру.
9. Принятие оборудования
После того как матч начался, игрок не имеет права подвергать сомнению качество или допустимость использования любого оборудования, предоставленного организатором соревнования. Возражения по этому поводу должны быть предъявлены до начала матча.
10. Использование игроками оборудования
Оборудование должно отвечать соответствующим требованиям WPA. В общих чертах, игрокам не разрешается привносить в игру какие-либо новшества. Разрешенным считается нижеследующее применение. Если игрок не уверен в легальности использования определенного вида оборудования, ему следует обсудить это с организаторами турнира до начала игры.
· Кий — игроку разрешено менять кии в течение матча, например, использовать кий для разбоя пирамиды, кий для перескока и игровой кий. Он также может использовать встроенный в конструкцию кия или отдельный удлинитель в целях увеличения длины кия.
· Мел — игрок может наносить мел на наклейку кия для предотвращения киксов, и может пользоваться своим собственным мелом, в случае если его цвет совместим с цветом сукна на столе.
· Машинка — игрок может использовать до двух машинок для поддержки кия во время удара. Конфигурация (способ расположения) машинок остается на усмотрение игрока. Он может использовать собственную машинку, если она похожа на стандартные или разрешена судьей.
· Перчатки — игрок может применять перчатки для улучшения функциональности хвата и/или кистевого упора (моста).
· Тальк — игроку разрешается использовать тальк (присыпку) в разумном количестве, что определяется судьей.
11. Запоздалое начало
Игроки должны находиться у стола и быть готовы начать назначенный матч в определенное для его начала время. Если игрок опаздывает к назначенному времени, он будет наказан соответственно с положением о турнире. Если оба игрока опоздали, то наказание будет выноситься в соответствии с их обстоятельствами. При повторных случаях опозданий в отношении игрока могут быть применены более строгие меры.
12. Последовательность разбоя пирамиды
Организаторы турнира могут определить последовательность разбоя. Например, может разбивать тот, кто выиграл предыдущую партию, или игроки могут делать это поочередно.
13. Нахождение игрока в кресле
Игрок, который в данный момент не выполняет удар, должен оставаться в своем кресле, пока его соперник находится у стола. Если игроку потребуется покинуть игровую зону во время матчей (в том числе и между партиями), он должен обратиться к судье за разрешением и получить его. Если игрок покидает игровую зону без разрешения судьи, его поведение будет расценено как неспортивное.
14. Удар с ограничением по времени
Удар с ограничением по времени часто используется в матчах хейбола (китайского пула). Перед началом турнира организаторы должны четко обозначить лимит времени на удар и на матч, продолжительность дополнительного времени и то, как часто оно может быть предоставлено. Обычно ограничение на удар устанавливается в 45 секунд или по условиям организатора. Для учета времени используется хронометрист (судья или приглашенный сотрудник) или специальное оборудование. По умолчанию идет предупреждение за 10 секунд до окончания времени и обратный отсчет с 5 секунд. Отсчет времени прекращается в момент удара наклейки кия по битку в ходе выполнения удара или в момент истечения времени, отведенного игроку на удар, согласно показаниям секундомера. В случае, если игрок не укладывается в отведенный лимит времени, ему объявляется стандартный фол.
15. Тайм-аут
В дополнение к регламенту турнира игрок может взять тайм-аут в случае особых причин.
15.1 Игрок обязан сообщить судье о намерении взять тайм-аут до ухода и получить подтверждении от судьи.
15.2 Игрок, который берет тайм-аут, должен помнить, что его действия должны соответствовать духу игры, и если он будет действовать иным образом, он подлежит наказанию за неспортивное поведение.
15.3 Запрос игрока на тайм-аут должен быть между партиями, кроме особых случаев. Если игрок страдает каким-либо заболеванием, организатор может увеличить число предоставляемых тайм-аутов.
15.4 При возникновении ситуаций, которые могут повлиять на справедливость игры и на ее стройное развитие в целом, судья обязан прервать матч до разрешения ситуации. Если это происходит во время партии, судья должен сделать все возможное для сохранения позиции на столе до окончания тайм-аута. После окончания тайм-аута матч продолжается в той же последовательности. Если сохранить позицию на столе невозможно, судья или организатор могут принять решение о переигровке партии.
15.5. В случае ограничения общего времени матча организаторы указывают определенные условия для тайм-аута.
16. Недопустимое поведение
Отказ от игры, постоянное затягивание времени или любое другое действие, которое, по мнению судьи, является намеренным и недопустимым, наказывается в соответствии с пунктом 17 данных правил. Судья должен предупредить игрока о проигрыше матча, если поведение не будет исправлено.
17. Наказание за неспортивное поведение
Правила и инструкции предоставляют судье и другим официальным лицам достаточную свободу в отношении наказаний за неспортивное поведение. При вынесении подобных решений должно учитываться несколько факторов, включая предыдущее поведение, предшествовавшие предупреждения, степень серьезности оскорбления и информацию, с которой игроки могли быть ознакомлены на собрании игроков перед началом турнира. К тому же может быть принят во внимание и уровень соревнования, поскольку предполагается, что игроки, выступающие на высшем уровне, полностью знакомы с требованиями правил и инструкций, в то время как новички соревнований могут быть незнакомы с нормами применения правил.
18. Подача протеста
Если у игрока возникают возражения по игровой ситуации, первым, к кому следует обратиться, является судья. Судья выносит решение с помощью любых средств, которые он сочтет подходящими. Если игрок желает опротестовать решение, он может обратиться к главному судье и, после этого, директору турнира. На любом обычном турнире решение директора турнира является обязательным к исполнению и окончательным. Игрок, подающий протест, должен сделать взнос, устанавливаемый организатором в положении или на собрании игроков, который не возвращается в случае вынесения решения не в его пользу. Игрок может попросить пересмотреть фактическое решение судьи только один раз. Если он обратится за пересмотром по такому же вопросу вторично, его поведение будет расценено как неспортивное.
Глава 2: Правила игры
1. Обязанности игрока
Игрок обязан знать все правила, положения и предписания, применимые к соревнованию. Несмотря на то, что судейская коллегия турнира должна прилагать все возможные усилия, чтобы в положенное время обеспечить всех игроков необходимой информацией, конечная ответственность лежит на самом игроке.
2. Цель игры
В хейбол (китайский пул) играют набором из 15 прицельных шаров с номерами от 1 до 15, и битка. Если один из игроков выбирает шары с 1 по 7 (сплошные), то другому достаются полосатые (с 9 по 15), и наоборот. Игрок остается у стола до тех пор, пока забивает шары своей группы, и выигрывает партию, забивая затем восьмой шар.
3. Оборудование
· Стол: расстояние между внутренними кромками резиновых бортов: 2540*1260мм (+/- 9 мм), высота стола от пола до верхнего края резинового борта: 800-850 мм;
· Кий: длина кия не менее 101,6 см;
· Шары: диаметр шаров 57,15мм (+/- 0,05 мм), вес 156-170 г;
· Задняя отметка: в 635 мм от заднего борта в направлении к центру стола;
· Передняя линия: в 635 мм от переднего борта, параллельно ему;
· Область, из которой производится разбой: между передним бортом и линией дома, не заходя в зону от короткого борта до точек A и Б.
4. Расстановка шаров в пирамиде.
Прицельные шары должны располагаться в треугольной пирамиде максимально плотно; передний шар на нижней отметке, шар №8 в центре пирамиды. В нижних углах пирамиды должны располагаться сплошной и полосатый шары. Остальные полосатые и сплошные шары следует по возможности ставить раздельно друг от друга.
5. Раскат
Раскат определяет очередность разбоя во всем матче. Игрок, выигравший раскат, решает, кто разбивает первым.
Судья ставит 2 шара по разные стороны стола рядом с линией дома. По сигналу судьи игроки одновременно посылают свой шар в направлении заднего борта так, чтобы шар вернулся как можно ближе к переднему борту.
Игрок проигрывает раскат, если его шар:
а) пересекает продольную ось стола;
б) касается заднего борта более 2 раз;
в) падает в лузу или вылетает со стола:
г) касается длинного борта;
д) останавливается за губой угловой лузы.
Раскат следует повторить, если:
а) игрок начинает раскат после того, как шар противника соприкоснулся с задним бортом;
б) судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту;
6. Разбой пирамиды
(а) Зона разбоя находится между точками А и Б (как указано на изображении), в 16 см от краев линии дома. Игрок может установить биток только в данной зоне из-за линии дома, в ином случае будет объявлен фол. Если большая часть битка находится внутри зоны, то игрок получает предупреждение. На второй раз объявляется фол.
(б) игрок мужского пола должен соблюсти «правило 4 шаров», а именно:
· не менее четырех прицельных шаров должны пересечь переднюю линию (наполовину или более), или
· один шар должен быть забит в лузу, а еще три - пересечь переднюю линию, или
· два шара должны быть забиты, а еще два - пересечь переднюю линию, или
· три шара должны быть забиты, а еще один - пересечь переднюю линию, или
· должны быть забиты четыре или более шаров.
Если шар пересекает линию дома И падает в лузу, это считается за 2 пересечения.
Женщины, а также игроки в возрасте до 14 лет, должны соблюсти аналогичное «правило 3 шаров».
Если правило разбоя не соблюдено, входящий игрок имеет возможность:
· принять сложившуюся позицию и выбрать, кто продолжит, или
· переразбить самому или дать переразбить сопернику.
У входящего игрока есть 45 секунд, чтобы сделать выбор (дополнительное время не предоставляется).
Дополнительно применяются следующие правила:
1. Если игрок совершает в сумме три разбоя, при которых не соблюдено правило 4 шаров (или 3 шаров для женщин и игроков до 14 лет), то это приводит к проигрышу партии.
2. Запрещено разбивать пирамиду недостаточно сильным ударом: если при разбое до бортов дошло менее 4 шаров и это расценивается как намеренное действие, нацеленное на то, чтобы замедлить ход игры, то игроку присуждается поражение в данной партии. (При этом данный разбой не учитывается в общей сумме, о которой говорится в пункте 1.)
3. В случае, если при разбое 4 шара не докатились до бортов, но это не рассматривается как умышленное действие, то применяется подпункт (б) данных правил.
4. Падение восьмого шара в лузу в результате разбоя пирамиды не считается фолом. Разбивающий имеет возможность:
· выставить восьмерку на заднюю отметку и продолжить игру из текущей позиции, или
· разбить заново.
5. Если игрок при разбое забивает восьмерку и роняет биток в лузу, это фол. Соперник имеет право:
· выставить восьмерку и продолжить ударом из дома, или
· переразбить самому.
7. Восстановление позиции
Если необходимо восстановить позицию шаров или почистить их, судья должен максимально точно вернуть потревоженные шары в их изначальное положение. Если один из шаров мешает восстановлению позиции, то возвращаемый шар устанавливается на заднюю отметку или максимально близко к ней по вертикальной оси в направлении заднего короткого борта, максимально близко к шарам без касания. Если данная линия занята, то шар устанавливается максимально близко к задней отметке по вертикальной оси в направлении переднего короткого борта. Игроки обязаны принять восстановленное судьей положение шаров.
8. Удар с руки из дома.
Если разбивающий совершил фол, противник получает удар с руки из дома. Если биток должен быть сыгран с руки из-за передней линии, а шар, в который биток попадает первым, также находится за линией, удар является фолом, за исключением случая, когда биток пересек переднюю линию до соударения с шаром.
Когда бьющий получил удар с руки из дома, а все шары находятся в доме, он может попросить выставить на заднюю отметку шар, ближайший к линии дома. Если к линии дома одинаково близки два или более шаров, игрок может выставить на заднюю отметку любой из них. Шар, находящийся точно на линии дома, можно играть.
9. Удар с руки
Выполняя удар с руки, бьющий может поместить биток в любую точку стола, и перемещать его, пока не выполнит удар. Двигать биток можно любой частью кия, включая наклейку (но не ударным движением, направленным вперед). При разбое область размещения битка ограничена пространством дома.
10. Открытый стол
Определение «открытый стол» означает, что выбор между полосатыми и сплошными шарами еще не сделан.
Если игрок забивает прицельный шар и при этом не нарушает правил, то группа, которой принадлежит этот шар, становится группой этого игрока, а другая группа назначается его сопернику. Если при открытом столе шар не забит по правилам, стол остается открытым, а удар переходит к сопернику. Пока стол «открыт», первое касание может быть по любому шару, исключая восьмерку.
В редком случае, когда при разбое забиты все шары одной группы, стол считается открытым: оба игрока могут играть лишь оставшуюся группу и, как только это подтверждается правильным ударом, стол считается закрытым.
11. Отсутствие заказа.
Нет необходимости заказывать шар или лузу, даже при ударе по восьмерке. Случайно упавшие шары засчитываются.
Игрок НЕ МОЖЕТ объявить «отыгрыш», забивая шар, чтобы таким образом передать ход сопернику.
12. Ход игры.
12.1 Определение групп шаров.
Пока группы не определены, стол считается «открытым». Если бьющий правильным ударом забивает шар, в который биток попал первым касанием (или другой шар той же группы), стол «закрывается», и эта группа становится группой шаров данного игрока. Игрок остается у стола, пока продолжает забивать без фола свои шары, а затем восьмерку для выигрыша партии.
12.2 Биток должен попасть в прицельный шар, а затем либо какой-то шар должен быть забит, либо до борта должен дойти как минимум биток или прицельный шар. Иначе объявляется фол.
12.3 По окончании удара биток и незабитые шары должны оставаться на столе. Если шар вылетел со стола, он не выставляется (исключение - шар №8).
12.4 Игрок несет ответственность за оборудование у стола, которое он контролирует, такое как мелок, машинки, а также за свою одежду, волосы, части тела, биток при ударе с руки в случаях, когда это может привести к фолу.
12.5 Двойной удар.
Если биток касается при ударе прицельного шара более одного раза, это фол. При ударе, когда биток почти касается прицельного шара, если наклейка все еще в контакте с битком, когда он уже коснулся прицельного шара, это фол. Если биток до удара почти касается прицельного шара, и игрок бьет по этому прицельному шару «вскользь», считается, что правило не нарушено, даже если наклейка может касаться битка при контакте его с прицельным шаром.
12.6 Пропих.
Фолом считается затягивание контакта наклейки с битком более, чем при нормальном ударе.
12.7 Все решения относительно вероятного нарушения правил должны быть вынесены до следующего удара, иначе считается, что фола не было.
13. Одновременное касание.
Если при ударе шар касается одновременно нескольких шаров, и судья не может определить, какое касание было раньше, удар считается правильным.
14. Стабилизация удара.
После того, как шар вроде бы остановился, он иногда может слегка стабилизировать свое положение, как правило, вследствие небольших неровностей стола или самого шара. В случае, если это не приводит к падению шара в лузу, такое его поведение считается нормальным, и возвращать шар на место не следует. Если же в результате такой стабилизации шар падает в лузу, его как можно более точно возвращают в исходное положение. Если стабилизировавшийся шар падает в лузу в процессе выполнения удара или как раз перед ним, и это сказалось на результате удара, судья восстанавливает первоначальную позицию, и удар повторяется. Игрок не наказывается за выполнение удара во время стабилизации шара.
15. Шары, расположенные вплотную.
15.1. Когда биток расположен вплотную к «легальному» прицельному шару, нет ограничений для направления удара игрока. Контакт между битком и прицельным шаром считается состоявшимся в том случае, если прицельный шар пришел в движение.
Если прицельный шар незамедлительно пришел в движение, то двойное касание не объявляется. Если двойное касание было очевидно, то объявляется фол.
15.2. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, правильным ударом будет считаться, если:
а) после контакта с битком прицельный шар будет доведен до другого борта, или
б) до борта дойдет другой шар, или
в) один или более шаров упадут в лузу.
В противном случае объявляется фол.
16. Перескок.
Перескоком называется удар, в результате которого биток перепрыгивает препятствие в виде шара или мешающей части борта. Считать ли его фолом, зависит от того, каким образом игрок выполнил удар. Правильный перескок выполняется наклоненным кием, ударом в верхнюю половину битка, в результате чего биток, направленный в сторону поверхности стола, отражается от нее. В случае фола соперник игрока, нарушившего правила, получает право на удар с руки.
17. Нарушения правил (фолы).
Если игрок совершает фол (нарушает правила игры), его соперник получает право на удар «с руки».
Стандартные нарушения в хейболе (китайском пуле):
1. Падение битка в лузу или вылет со стола.
2. Биток попал сначала по шару чужой группы.
3. Удар при движущихся или крутящихся шарах.
4. Ни одна нога игрока, выполняющего удар, не касается пола в момент контакта наклейки кия с битком.
5. Прицельный шар выбит со стола.
6. Неправильное касание шара.
7. Двойной удар.
8. Пропих.
9. Неправильная игра из-за передней линии.
10. Нанесение удара одной рукой.
11. Размещение дополнительных аксессуаров (например, удлинитель) на столе.
12. Использование мобильных устройств. Мобильные устройства должны быть убраны в течение всего матча. Кроме того, в случае, если мобильное устройство игрока издает звуковой сигнал, наказанием за первое подобное нарушение станет обычный фол, а за последующее – поражение в текущей партии.
18. Преднамеренные фолы.
Если игрок преднамеренно играет по чужой группе шаров, он наказывается проигрышем партии. Второе подобное нарушение означает проигрыш в матче. Преднамеренные фолы является серьезным нарушением правил.
19. Ошибочный выбор группы шаров.
После того как стол «закрыт», и игрок ошибочно бьет по шару чужой группы, фол должен быть объявлен до следующего удара. Как только игрок или судья замечают, что группы перепутаны, партия переигрывается.
20. Проигрыш партии.
Игрок проигрывает партию если:
а) забивает восьмерку с фолом;
б) забивает восьмерку тем же ударом, что и последний шар своей группы;
в) выбивает восьмерку за пределы стола;
г) забивает восьмерку до того, как забил все шары своей группы;
* Нарушение правил, при котором восьмерка остается на столе, относится к категории стандартных нарушений. Если же восьмерка покидает пределы стола, такой удар приводит к поражению в партии.
21. Патовая ситуация
Если судья считает, что нет продвижения к окончанию игры, он объявляет о своем решении, и с этого момента у каждого игрока есть по три подхода к столу. Затем, если судья определяет, что продвижения по-прежнему нет, он объявляет о патовой позиции. Если оба игрока согласны, они могут признать позицию патовой и без трех подходов.
В случае патовой ситуации:
1. Разбивает тот же игрок, что в начале данной партии.
2. Последовательность последующих разбоев не меняется.
3. В случае нарушения «правила 4 шаров» во время нового разбоя, оно не записывается.
22. Внешнее воздействие
Если во время удара произошло постороннее вмешательство, которое оказало влияние на исход удара, судья восстанавливает исходное положение шаров, и удар переигрывается. Если вмешательство не повлияло на исход удара, судья восстанавливает лишь положение потревоженных шаров, и игра продолжается. Если вернуть шары в первоначальное положение не представляется возможным, считается, что возникла патовая позиция.
23. Признание поражения
Игрок может признать поражение как в конкретной партии, так и во всем матче. Признание поражения во время удара соперника является неспортивным поведением.
24. Неспортивное поведение.
Обычно за неспортивное поведение определяется такое же наказание, как за значительное нарушение, но судья может вынести наказание в зависимости от его оценки произошедшего. Среди прочих вариантов наказания — предупреждение; поражение в партии, сете или матче; дисквалификация с турнира с возможным лишением всех завоеванных призов, кубков и рейтинговых очков.
Неспортивным поведением является умышленное поведение любого рода, которое вредит репутации спорта или которое мешает либо влияет на течение игры до такой степени, что она более не может быть честной. Это включает:
(а) попытки отвлечь соперника;
(б) изменение положения шаров в игре иным способом, кроме как нормальным ударом;
(в) выполнение удара умышленным киксом;
(г) продолжение игры после объявления фола или приостановки игры;
(д) тренировки в течение матча;
(е) нанесение разметки на стол;
(ж) задержку игры;
(з) ненадлежащее использование оборудования;
(и) признание поражения до завершения партии при ударе соперника;
(к) неподобающие высказывания и поведение (грубое общение, удары по столу, бросание кия и т.п.)