О Русском Бильярде. Часть 5.
О цветных шарах.
С самого начала развития игры на бильярде, то есть ещё со времён настольного крокета, игрокам необходимо было отличать свой биток от битка соперника. Это осуществлялось либо нанесением цветного пятна на один из шаров, либо окраской одного из шаров в цвет отличный от цвета другого шара. Цвета битков использовались, как правило, белый и жёлтый. С исчезновением со стола для настольного крокета арки и столбика, и возникновением третьего, прицельного шара, для отличия его о т битков соперников третий шар стали красить в красный цвет. В дальнейшем, с появлением в английском лузном бильярде игры Life Pool с возможностью участия нескольких человек, понадобилось раскрасить шары в разные цвета, чтобы игроки могли отличать собственный биток от битков других игроков. Были использованы традиционные цвета радуги, а поскольку их не так много, стали также использовать для отличия двух шаров одного цвета пятно, наносимое на один из двух шаров. Позже, при изобретении игры Снукер, отличие шаров по цвету было использовано для составления правил, обеспечивающих, с одной стороны наглядность, а с другой стороны техническую сложность игры. В американском Пуле вначале также использовались 15 одноцветных (красных) шаров с битком отличным по цвету от остальных шаров (белым). Затем, по примеру Русского Бильярда, на шары для Пула начали наносить порядковые номера, которые обусловили возникновение правила очерёдности сыгрывания, используемое в некоторых играх на Пуле и в настоящее время. Со временем, инвентарь для Пула становился всё проще, уменьшая при этом техническую сложность игры, и чтобы её повысить, стали усложнять правила игры, для чего также стали использовать различие шаров по цвету. Сначала появились красно-жёлтые наборы шаров для «Восьмёрки», а затем разноцветные сплошные и полосатые (как много ранее с пятном), какие и используется в настоящее время.
Русский Бильярд дореволюционного периода развития также не обошёл вниманием возможность использования различия шаров по цвету для создания наглядных и технически сложных игр. В пример можно привести игру «Пять шаров с карамболями» (прародительница современной финской Кайзы), где используются шары четырёх цветов и «Винт с цветными шарами» (упоминаемой Гофмейстером ), где используются шары шести цветов.
Однако, в послереволюционный период, с появлением игры любым шаром «Американка», допускающей сыгрывание своих шаров, развитие Русского Бильярда пошло по пути оттачивания мастерства кладки своих и чужих шаров, в ущерб сложности тактических построений, которой как раз и способствовало применение цветных шаров. Учитывая, что и производство бильярдного инвентаря после Великой Отечественной Войны в СССР пришло в упадок, цветные шары вовсе вышли из употребления в игре на Русском Бильярде.
Современное состояние в развитии Русского Бильярда можно охарактеризовать возрождением производства бильярдного инвентаря, обеспечившим стремительное распространение Русского Бильярда на постсоветском пространстве, а также возрождением спортивного бильярдного движения. Однако набор игр культивируемых спортивной составляющей Русского Бильярда сформировался в послереволюционный период и по своему тактическому наполнению не соответствует совершенству кладки, наработанному ведущими спортсменами в настоящее время.
Представляется совершенно необходимым создание новых игр на Русском Бильярде, технически и тактически сложных для игроков и в то же время простых и наглядных для зрителей. Одним из инструментов в создании таких игр может являться применение разноцветных шаров, тем более, что ведущим производителем бильярдных шаров для Русского Бильярда (бельгийской фирмой «Saluc») уже освоено производство таких шаров.
Разумеется, старые игры с разноцветными шарами, о которых упоминалось выше, не отвечают духу современного Русского Бильярда, так как в них не предусмотрено сыгрывание своего шара. В последние годы предлагались новые игры с использованием цветных шаров. Например «Универсальная пирамида» Сергея Локтева, в которой предпринята попытка синтезировать разную стоимость шаров из «Классической пирамиды 71 очко и возможность сыгрывания битка из «Московской пирамиды». Не вдаваясь в анализ этой игры, отмечу лишь, что цвет шаров в ней используется для визуализации в различии стоимости шаров, то есть выполняет функцию номеров на шарах.
Представляется, что в Русском Бильярде, где сыгрывание шара само по себе представляет немалую техническую сложность (что и отличает его от Пула и Снукера), использовать цвет шаров для визуализации разной их стоимости - путь неперспективный. Более обещающим выглядит путь использования цвета шаров для определения и визуализации очерёдности ударов при серийной игре.
ПАРЫ
Простейшим примером такого подхода является игра «Пары» неизвестного автора, в которой используется по паре шаров восьми разных цветов. Игра ведётся по правилам «Американки», но засчитываются только серии по два подряд сыгранных шара одного цвета. При исключительной простоте правил и наглядности их выполнения игроками, игра значительно более сложная чем «Американка» в техническом и тактическом плане. Пример игры в «Пары» на видео : http://www.youtube.com/watch?v=LxpU7ESYfCA
РАДУГА
В предыдущих статьях отмечалось, что слабым местом в играх одним шаром на Русском Бильярде (Московской и Невской) является правило ввода в игру битка после его сыгрывания. В Московской оно обуславливает однообразную скатку битка из дома, а в Невской ещё более однообразное и примитивное сыгрывание прямых прицельных шаров. Также отмечалось, что возможность сыгрывания битка в этих играх не стимулирует чёткий контроль прицельного шара при сыгрывании битка на тихом ("нищенском") ударе. Устранить эти недостатки можно применяя разноцветный комплект шаров и правило, при котором при сыгрывании битка в лузу, битком становится шар от которго был сыгран биток. Визуально это будет выглядеть как смена цвета битка. При таком подходе нет надобности вводить биток в игру ударом с рук, а также появляется целесообразность в чётком контроле прицельного шара при сыгрывании битка, так как следующий удар после сыгрывания битка придётся делать этим прицельным шаром, ставшим битком.
Пример такой игры с семью разноцветными шарами (назовём её «Радуга») на видео :
http://www.youtube.com/watch?v=gpL2e1AgLYE
ШЕСТЬ ШАРОВ
Ещё более наглядной и простой для зрителей, и в то же время ещё более технически и тактически сложной для игроков , представляется предложенная мной игра «Шесть шаров» с шестью разноцветными шарами, на столе , лузы которого также помечены соответствующими цветами. Для удобства наблюдения за игрой телезрителями маркировку луз и бортов можно сделать так :
Показано также начальное положение шести шаров на столе.
Цель игры - сыграть каждый шар в лузу соответствующего цвета по очереди, начиная с белого, по часовой стрелке. Игра ведётся по правилам «Американки», после окончания серии игроком, все сыгранные шары выставляются на свои начальные места. Тактическое разнообразие игры определяется, во первых тем, одинакового или разного цвета целевой шар у соперников. Во вторых возможностью играть любым шаром, в том числе и целевым шаром соперника, уводя его в невыгодное положение, одновременно пытаясь наиграть позицию для сыгрывания своего целевого шара. Это приводит к тому, что целевой шар может быть сыгран только после предварительного сыгрывания другого шара с одновременным выходом/подбоем (наигрышем) позиции для сыгрывания целевого шара. В результате, для того чтобы выиграть партию (сыграть шесть целевых шаров), необходимо играть с выходом и сыграть ещё 10-20 простых шаров. В этой игре есть целесообразность применения всего технического арсенала ударов : дуплетом , третим шаром, скаткой, французом и пр. В то же время, оптимальное количество шаров на столе уравновешивает целесообразность ведения как атакующей (на серийную кладку), так и оборонительной (по отыгрышу) стратегии игры.
ТРИ ШАРА
Ещё один пример игры тремя разноцветными шарами представляет собой симбиоз бортового карамболя и лузного бильярда, и позволяет развить понимание бортовой игры и кладки шара в лузу с чётким контролем второго шара. Результативные заказные удары, в зависимости от категории сложности, оцениваются в одно, два или три очка. Ниже приведена таблица возможных ударов с их оценкой и примерами объявления заказа. А также таблица штрафов.
КЛАДКА |
очки |
ПРИМЕРЫ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЗАКАЗА |
свой, чужой | 1 | чужой в середину, свой в угол |
абриколь, каблучок (от борта примыкающего к лузе) | 1 | свой в угол, чужой в в угол |
дуплет, к себе | 2 | дуплет в середину, к себе в угол |
контртушем | 3 | свой контртушем в середину |
от двух и более бортов. | 3 | два борта в угол, свой к себе |
в одну лузу | 2 | заказывается один из шаров, однако если он не упал, а упал второй, то это приводит к штрафу |
на две лузы | 2 | заказывается один из шаров, однако если он не упал, а упал второй, то это приводит к штрафу |
свой с карамболем по третьему | 2 | свой в угол |
чужой с карамболем по третьему | 2 | чужой в середину |
третим шаром | 2 | шаром в середину |
карамболем по третьему шару | 2 | от шара в угол |
биток от борта в лузу | 1 | биток в середину |
биток от двух и более бортов в лузу | 2 | биток три борта в угол |
ПРОВОДКИ |
битком от трёх и более бортов по шару | 1 | по красному |
от шара через два борта по третьему | 1 | от красного по белому |
шаром через два борта по третьему | 1 | белым по красному |
битком от двух бортов по двум шарам | 2 | по белому и красному (очерёдность попадания не важна) |
от шара через три и более бортов по третьему | 3 | от красного по белому |
шаром через три и более бортов по третьему | 3 | белым по красному |
битком от трёх и более бортов по двум шарам | 3 | заказывается один из шаров, однако если попадание только во второй, то заказ не выполнен |
ШТРАФЫ |
||
за удар не по битку | -1 | |
за вылет любого шара | -1 | |
за удар без касания битком борта или шара | -1 | |
за падение шара в лузу при невыполннении заказа | -1 | |
Сыгранный или вылетевший шар устанавливается на свою начальную точку : белый и жёлтый битки соперников на точки 1 и 3, красный на точку 2.
Пример такой игры (назовём её «Три шара») на видео : (пока не записано :-))
Автор далёк от мысли , что предложенные игры наиболее подходящи для решения задач увеличения зрелищности Русского Бильярда и его привлекательности для телевизионных трансляций, в злободневности которых мало кто сомневается. Я лишь заостряю внимание на наличии неиспользованных возможностей для решения этих задач.
- Блог
- Оставить комментарий
- Просмотров: 3788