Зачем нужна Строгая Игра ?

Вновь поднимая тему Строгой Игры


Не секрет, что состояние дел в отечественном бильярде в наши дни оставляет желать много лучшего. В то время, как последние 100 лет зарубежные виды бильярда развивались, отечественный вид бильярда деградировал. В том числе и в последние 20-30 лет, когда наметившееся возрождение хотя и привело к насыщению страны бильярдным инвентарём и многократному росту бильярдного сообщества, тем не менее сама Игра, её понимание игроками не развивались, а оставались на уровне застойных лет середины 20-го века, с расцветшими тогда маргинальными играми Американка (пирамида любым по любому) и Шведка (Малая русская пирамида не на очки, а до 8 шаров), а также возникшей на их основе в конце 1960-ых годов игры Московская.

Каково состояние отечественной игры в наши дни, в начале 2020-ых годов? На соревнованиях играют в спортивные дисциплины Свободнную, Комбинированную и Динамичную пирамиды, которые являются ещё более маргинальными версиями и без того маргинальных Американки и Московской, в которые играли любители в бильярдных в 1970-ых годах и позже. Более маргинальных потому, что в них добавлены "динамичные" изменения правил, такие как активный разбой, штраф со стола, самосьём, выставка шара на точку пирамиды, отыгрыш "два борта или борт с перекатом", которые несут анти-бильярдный характер, так как привносят в игру ещё больший элемент случайности и уменьшают влияние мастерства на результат. Динамичная вообще является искусственно насаждаемой дисциплиной, в которую любители в бильярдных по своей воле практически не играют. Очень редко на официальных соревнованиях играют в Классическую и Шведку, которые являются упрощёнными версиями Малой русской пирамиды 71 очко.

За последние 20 лет было немало попыток создания новых игр для отечественного бильярда, что свидетельствует о неудовлетворённости традиционными играми неравнодушных почитателей отечественного бильярда. Однако в обществе нет чёткого понимания, в каком направлении необходимо совершенствовать отечественную игру. Это подтверждают разнообразные утопические попытки усовершенствовать игру любым шаром по любому Американку, такие как Длинная американка, Буффало, Кластер, Омка и другие. Утопические потому, что сам принцип игры любым по любому перечёркивает все попытки. По той простой причине, что он не имеет отношения к Бильярду. Бильярд - это игра битком. Только в этом случае имеют смысл такие бильярдные понятия, как отыгрыш, выход, да и тактика бильярдной игры в целом. Это понятно как дважды два всему миру, и пока отечественный бильярд не будет отталкиваться от этого постулата, здорового интереса к современному отечественному бильярду в мире не возникнет.

Мне могут возразить, что постсоветского пространства вполне достаточно для процветания отечественного вида бильярда. Однако, это самообман. Живой интерес остального мира к отечественному виду бильярда, когда-то названного иностранцами Русским Биллиардом, будет свидетельствовать об истинном его возрождении, о возврате его былого величия. И только тогда, когда в него заиграют представители заморских бильярдных сообществ, Русский Биллиард станет в действительности равноправен другим видам мирового бильярда, и Чемпионаты Мира по нему станут действительно легитимными.

Впрочем, были и попытки усовершенствовать отечественную игру одним шаром, то есть битком. В том числе и с применением различия игровой стоимости прицельных шаров, реализованное различными цветами шаров. Но успешными эти попытки пока не назовёшь.Причиной этому - непонимание того, какие дефекты маргинальных игр одним шаром Московской и Шведки необходимо устранить.

Действительным недостатком Шведки по сравнению с её прототипом Русской пирамидой является отсутствие борьбы за шары с крупной игровой стоимостью, что упрощает тактику игры. Игра упрощается и технически, так как в Шведке (при отсутствии различия игровой стоимости шаров) становятся нерациональными многие технически сложные удары, которые по-игре в Русской пирамиде. В современном же отечественном бильярдном сообществе бытует мнение, что главный недостаток Шведки - это отсутствие возможности результативно сыгрывать биток. Что в корне не верно, потому что результативное сыгрывание битка кардинально меняет концепцию игры, её тактику и рациональный технический арсенал. Что и демонстрирует созданная на базе Шведки Московская. Внедрение в пирамидную игру одним шаром результативного сыгрывания битка ещё больше упростило тактику игры. Оно хотя и расширило рациональный технический арсенал за счёт разнообразных свояков, но сделало нерациональным сыгрывание прицельных шаров от борта или от шара/шаром, так как появилась тактически и технически более простая альтернатива им, а именно сыгрывание битка от борта(-ов). Московская получила сильнейший крен в сторону свояков, а когда был в совершенстве освоен приём скатки битка ударом с рук, то и технический арсенал свояков в игре стал однобок. Поэтому действительными дефектами маргинальных игр одним шаром является для Шведки отсутствие различия в игровой стоимости шаров и узость технического арсенала (за счёт отсутствия свояков), а для Московской техническая и тактическая однобокость и упрощённость.

И эти дефекты не устранены в современных попытках усовершенствовать отечественную игру одним шаром.
В игре 27+1 за счёт использования разноцветных шаров внедрили различие игровой стоимости прицельных шаров, но при этом оставили результативное сыгрывание битка, поэтому игра унаследовала недостатки Московской.
В игре Каштан можно сыгрывать шары как битком (цветным шаром), так и от цветного шара, а это значит, что битком в игре может быть любой шар. И хотя в Каштане на столе не 15 шаров в форме пирамиды, а 9 шаров в форме ромба, и любым белым шаром можно бить не по любому, а только по цветному, тем не менее игра в какой то мере наследует неустранимый недостаток Американки. И это серьёзный дефект, несмотря на вдвое меньшую игровую стоимость сыгрывания свояка по сравнению с сыгрыванием чужого, что несколько исправляет недостатки Московской и делает рациональный технический арсенал более сбалансированным. Также к недостаткам Каштана следует отнести дефективную тактику игры, что является прямым следствием полу-американки.
В игре Корона внедрены 5 красных шаров с вдвое большей, чем белые, игровой стоимостью, а также применено стимулирование очками сыгрывания шара ударом от борта, что способствует расширению арсенала рациональных ударов в игре и потенциально способно обогатить тактику игры. Также в Короне запрещено сыгрывать в лузу биток ударом с рук, что несколько устраняет Московский недостаток. Однако, в Короне оставлена возможность результативного сыгрывания чистого битка с игры по цене чужого шара, что способствует "московскому" перекосу в сторону свояков. А также в Короне применено правило двух домов, что делает тактику игры ущербной и привносит демонстративный примитивизм при вводе битка в игру из дома после его сыгрывания с игры. К тому же Корона играется до 8 очков при наличии 20 очков на игровом поле, то есть на столе присутствуют шары не являющиеся необходимыми для победы, и это является демонстративным упрощением игры.

Для исправления незавидного состояния дел с отечественной игрой, необходим возврат к основным игровым принципам, заложенным в середине 19-го века нашими прапрадедами при создании Строгого Русского Биллиарда. А именно : действительно строгий инвентарь, с параметрами луз требующими точности даже при сильном ударе; и строгие правила игры, с богатыми тактическими возможностями, препятствующие построению серии технически примитивными ударами и стимулирующими удары повышенной технической сложности.

При возрождении отечественной игры, помимо возвращения к традиционным, проверенным временен элементам игр дореволюционного Строгого Русского Биллиарда, необходимо также учесть достижения других видов бильярда в мире за последние 100 лет их развития. Использование в отечественной игре проверенных временем элементов зарубежных игр, помимо прочего, будет способствовать повышению интереса к Строгому Русскому Биллиарду в зарубежных бильярдных сообществах. Замечу, что нет ничего зазорного в том, чтобы заимствовать идеи из других видов бильярда, если они не противоречат основным принципам традиционного отечественного, то есть Строгого Русского Биллиарда. Ведь и сами заморские виды заимствовали из Русского Биллиарда в конце 18-го, начале 19-го века, ещё до того, как он стал Строгим. К примеру, заимствовали правило серийной игры, правило назначения шара. Бездумное же заимствование идей, не соответствующих основным принципам традиционного отечественного бильярда, ни к чему хорошему не приведёт. Как пример, заимствование из Пула правила ввода битка в игру ударом с рук с любого места поля с возможностью сыграть "чистый" прицельный шар, с помощью которого "устранили" дефект Московской, склонной к серийному скату битка из дома ударом с рук. В результате получили игру Невскую(она же Динамичная), которая ещё более далека от традиционного Строгого Русского Биллиарда, чем сама Московская. А всё потому, что возникла возможность строить серии технически примитивными ударами. Что не противоречит концепции Пула, но в корне противоречит концепции Строгого Русского Биллиарда. Противоречит потому, что Русский Биллиард затем и стал Строгим в середине 19-го века, чтобы препятствовать возможности построения результативной серии технически примитивными ударами. Непонимание этого, и стремление сделать игру одним шаром на отечественном бильярде серийной, на подобие Американки или Снукера, является ещё одним неочевидным недостатком описанных выше попыток усовершенствовать отечественную игру одним шаром.

Я предлагаю заимствовать в отечественную игру трехбортовые удары, а именно: трёхбортовый карамболь битка от одного прицельного шара по другому прицельному шару; и трехбортовый рокамболь одним прицельным шаром по второму прицельному шару-мишени на центре игрового поля. Именно эти удары потому, что по своей технической сложности они вполне соответствуют таким технически сложным ударам на Строгом Русском Биллиарде, как сыгрывание на резке чужого шара в угол через весь стол или сыгрывание шара (своего или чужого) в лузу от одного борта.

Для увеличения технической сложности отечественной игры необходимо также уменьшить количество шаров в игре, потому что при большом количестве шаров весьма широк выбор вариантов игры, и игрок рационально выбирает наименее сложный. Замечу, что старые игры с пирамидой шаров изначально создавались для игры компании игроков от трёх до шести человек, ещё до появления бильярдного спорта. Для спортивной же игры двух соперников они не оптимальны. Я пришёл к выводу, что оптимальным для Строгого Биллиарда является четырё шара в игре, то есть биток и три прицельных шара. Именно при таком количестве шаров средняя техническая сложность ударов остаётся на достаточно высоком уровне, при том что возможна реализация любых тактические идей. При меньшем количестве шаров страдает тактика игры, а при большем игра становится менее технически требовательной.

В защиту идеи усложнения отечественной бильярдной игры и насыщения её новыми элементами, приведу следующую аналогию. Любая игра на подсознательном уровне является отражением войны. Недаром игроки говорят "Я победил", а военные говорят "Мы выиграли сражение". Во многих играх владение игровым инструментом ассоциируется с владением оружием, холодным или стрелковым. И не секрет, что искусство войны с течением веков совершенствовалось, параллельно с совершенствованием оружия. Особенно быстро менялось искусство войны за последнее столетие, впрочем как и всё прочее. Учитывая же, что отечественный бильярд практически весь 20-ый век находился в упадке и не развивался, перемены в нём давно назрели и неизбежны. Современное маргинальное состояние игры в отечественном бильярде на фоне современных игр других видов мирового бильярда выглядит как праща с булыжником на фоне боевого беспилотника.

Я также немало лет размышлял над вопросом усовершенствования отечественной игры одним шаром. Пробовал комбинировать разные новые и хорошо забыто старые бильярдные идеи, составлял правила новых игр, снимал их примеры и представлял на суд общественности. Некоторые идеи привлекли внимание и были использованы другими авторами новых игр. Например, игра битком и от битка в Каштане, запрет сыгрывания чистого свояка ударом с рук в Короне и др. Далеко не сразу у меня сформировалось понимание смысла Строгого Бильярда наших прадедов, причины его появления и его оригинальной концепции, отличной от других видов бильярда в мире. Последние годы я размышлял над тем, как адаптировать эту концепцию к современным реалиям, как учесть при этом достижения зарубежной бильярдной мысли за сто лет упадка отечественного бильярда. Постепенно у меня сформировалось видение современной отечественной игры одним шаром, отвечающей концепции Строгого Бильярда наших прадедов и учитывающей достижения зарубежной бильярдной мысли. Такую игру я назвал Строгой Игрой.

Краткое описание концепции Строгой Игры.

В Строгой Игре сделана попытка гармонично совместить проверенные временем идеи как лузного, так и безлузного бильярда, не противоречащие основным принципам традиционного отечественного, то есть Строгого Русского Биллиарда. В ней можно увидеть контрольный шар, за который можно прятать биток (ставить снукер), как в игре «Алагер с контрольным шаром»; можно увидеть удар свояком от трёх бортов по назначенному шару, как в игре «Трёхбортный карамболь»; можно увидеть удар прицельным шаром (чужим) от трёх бортов по шару-мишени на центре стола, как в игре «Русская кегельная партия»; можно увидеть разнообразных заказных чужих, в том числе от борта(-ов) или от шара/шаром, как в игре «Русская пирамида»; можно увидеть разнообразных заказных свояков, в том числе от борта(-ов), французом, "штанами", перескоком, как в игре «Московская». Не исключена в Строгой Игре и серийная игра с выходом битка под следующий удар, как в игре "Снукер". Помимо разнообразия результативных ударов, в Строгой Игре богатый набор тактических приёмов, многие из которых не увидишь в современных маргинальных играх отечественного бильярда.

Для устранения возможных противоречий между идеями лузного и безлузного бильярда, правилами Строгой игры создаются три режима : лузный, карамбольный и рокамбольный. Переключение режимов происходит при изменении количества контрольных шаров на центре стола.

Начинается Строгая Игра в лузном режиме, которому соответствует один контрольный шар на центре стола. В лузном режиме игры очки приносит заказное сыгрывание прицельного шара любым способом или сыгрывание битка от борта(-ов). Сыгрывание "чистого" битка хотя и не приносит очков, однако даёт продолжение хода ударом с рук с любого места поля. За сыгрывание заказных штанов или оба шара в одну лузу в Строгой Игре предусмотрен бонус в размере игровой стоимости прицельного шара. Заказные трёхбортовые удары в лузном режиме не приносят очков, но являются результативными и дают продолжение хода, поэтому трёхбортовые удары могут использоваться в тактических целях. Например, неоцениваемый трёхбортовый карамболь может быть применён для поднятия на игру бортовых прицельных шаров, а неоцениваемый трёхбортовый рокамболь может быть применён для перехода в карамбольный режим игры.

Если контрольный шар на центре стола сбит со своей отметки, то игра переходит в карамбольный режим с тремя игровыми прицельными шарами, в котором очки приносит сыгрывание заказного трёхбортного карамболя битка от одного прицельного шара по другому прицельному шару. Заказное же сыгрывание шара в лузу, хотя и не приносит очков, но является результативным ударом и даёт продолжение хода, поэтому может использоваться в тактических целях. Например, после неоцениваемого заказного сыгрывания битка можно выполнить оцениваемый заказной трёхбортовый карамболь ударом с рук с любого места поля, что значительно проще, чем с игры. А после неоцениваемого заказногого сыгрывания прицельного шара, этот шар будет выставлен на центр поля в качестве контрольного, и игра перейдёт в лузный режим, поэтому сыгрывать прицельного шара имеет смысл с выходом под сыгрывание следующего прицельного шара уже в лузном режиме, которое принесёт очки. Впрочем, можно делать выход и под сыгрывание битка.

Если же вдобавок к одному контрольному шару на центр стола выставляется второй контрольный шар, то игра переходит в рокамбольный режим. В этом режиме очки приносит заказное сыгрывание трёхбортного рокамболя единственным игровым прицельным шаром (чужим) по двум контрольным шарам на центре поля. Заказное же сыгрывание шара в лузу, хотя и не приносит очков, но является результативным ударом и даёт продолжение хода, поэтому может использоваться в тактических целях. Например, после неоцениваемого заказного сыгрывания битка можно выполнить оцениваемый заказной трёхбортовый рокамболь ударом с рук с любого места поля, что значительно проще, чем с игры. А после неоцениваемого заказного сыгрывания прицельного шара, он будет выставлен на центр короткого борта противоположного дому, поэтому сыгрывать прицельный шар имеет смысл без заказа (чтобы очередь хода перешла), с одновременной постановкой битка в снукер за контрольные шары относительно точки выставки прицельного шара на середину короткого борта противоположного дому.

Во всех режимах Строгой Игры случайное (не в соответствии с заказом) сыгрывание битка в лузу, вылет битка за борт, а также касание битком контрольного шара, приводит к штрафу.

Замечание о трёхрежимной концепции игры.

Возможно кому-то разделение игры на три режима покажется чрезмерным усложнением. Я отчасти согласен с этим, и ничто не помешает в будущем переформулировать правила таким образом, чтобы был один режим, при котором и кладка шаров, и трёхбортовые удары всегда были оцениваемыми. В настоящее же время, в отечественном бильярдном сообществе нет традиции играть трёхбортовые удары, поэтому нет и навыка распознавания перспективных позиций для таких ударов, нет достаточного мастерства для их результативного исполнения. Именно для приобретения таких навыков и создан трёхрежимный формат Строгой Игры, в котором для каждого из трёхбортовых ударов (карамболя и рокамболя) созданы благоприятные условия, без альтернативной возможности набора очков кладкой шара в лузу, что будет стимулировать применение игроками трёхбортовых ударов.

Отмечу также, что не умеющие или не желающие набирать очки трёхбортовыми ударами в безлузных режимах игры, могут переходить в излюбленный ими лузный режим посредством неоцениваемых сыгрываний шара в лузу. Например, в карамбольном режиме неоцениваемым свояком по-отыгрышу сыгрывается в лузу биток, после чего ударом с рук с любого места игрового поля неоцениваемым заказным чужим сыгрывается в ближайшую лузу Белый прицельный шар с выходом битка под сыгрывание Чёрного прицельного шара. После того, как Белый шар будет выставлен на центр поля в качестве контрольного шара и игра перейдёт в лузный режим, сыгрывание Чёрного шара будет оценено в 3 очка. Или например, в рокамбольном режиме неоцениваемым заказным свояком по-отыгрышу сыгрывается в лузу биток, после чего ударом с рук с любого места игрового поля игровым прицельным шаром сбивается с точки выставки один из двух контрольных шаров, при этом отыгрывая биток в противоположную сторону от игровых шаров. Ход переходит сопернику уже в лузном режиме с одним контрольным шаром.

Замечу также, что и карамболисты, не умеющие или не желающие набирать очки сыгрыванием шаров в строгие лузы в лузном режиме игры, могут переходить в излюбленный ими карамбольный режим просто сбивая игровым прицельным шаром контрольный шар(-ы) на центре поля.

Замечание о серийной игре.

Правила Строгой Игры, как и строгий стол для неё, предназначены для препятствия ведения игроками серийной игры. Это обеспечивает повышение роли тактики в игре, создаёт баланс между тактическими и атакующими возможностями игры. А также обеспечивает повышенную динамику борьбы соперников, так как они чаще сменяют друг-друга у стола. Тем не менее, серийность в Строгой Игре возможна.

В карамбольном режиме игры можно серийно набирать очки, серийно исполняя трёхбортные карамболи. Причём, если их чередовать с неоцениваемым сыгрыванием битка в лузу, то карамболи будут ударом с рук с любого места поля, что сделать значительно легче.
В лузном режиме игры можно серийно набирать очки сыгрывая биток от борта, причём все удары, кроме первого, будут с руки с любого места поля, что значительно облегчает задачу.
Можно строить серию и переходя из одного режима игры в другой и обратно. Например, сыгрывая неоцениваемый прицельный шар в карамбольном режиме с выходом под сыгрывание оцениваемого прицельного шара уже в лузном режиме с выходом под последующий трёхбортный рокамболь третьим прицельным шаром по выставленным на центр стола первым двум уже в рокамбольном режиме, и так далее. В этом случае первостепенную роль будет играть выход битка под следующий удар. Причём выход в действительном смысле этого бильярдного термина, а не в наивном извращённом пирамидном понимании, считающем, что подкат битка к лузе при сыгрывании прицельного шара - это выход. Разумеется, возможны и более сложные комбинации ударов, создающих серийную игру.

Серийную игру можно рассматривать и в более широком смысле, как серию ударов, приносящих очки только одному из соперников. И тогда серийной игрой будут и комбинации ударов, включающих и создающие проблемы сопернику тактические удары. К примеру, после сыгрывания двух прицельных шаров и выставления их на центр поля в качестве контрольных, уже в рокамбольном режиме игры от третьего прицельного шара чисто сыгрывается биток, после чего ударом с рук с любого места поля биток подкатывается близко к контрольным шарам, а прицельный шар уводится от битка "в тень" за контрольные шары. Возможно создать такую позицию, в которой для выхода из снукера потребуется удар не менее чем от двух бортов, и весьма велика вероятность штрафа соперника либо за промах по игровому шару, либо за касание битком контрольного шара, либо за невыполнение требований отыгрыша.

Обращение


Я призываю ведущих игроков, на которых и равняются любители, включить Строгую Игру в свой тренировочный процесс и в тренировочные встречи. Эта игра, как никакая другая, оттачивает мастерство контроля двух шаров, не говоря уже о развитии навыков трёхбортовых ударов.

Я призываю тренеров включить Строгую Игру в тренировочный процесс юных спортсменов. В Строгой Игре максимально широкий арсенал тактических приёмов и необходимых результативных ударов.

Я призываю организаторов коммерческих турниров рассмотреть возможность организации турнира ведущих игроков по Строгой Игре. Полагаю, в современных реалиях, при наличии весомого призового фонда, ведущие игроки приедут играть в любую игру, в том числе и в Строгую Игру. А значит будут к ней готовиться, вникать в её тактику, технику необходимых в ней ударов.

Я призываю обратить внимание на Строгую Игру бильярдных чиновников ФБСР и МКП. Развитие этой игры в отечественном бильярдном спорте способно действительно заинтересовать представителей бильярдных сообществ стран за пределами постсоветского пространства. И тогда не придётся искать псевдо-иностранных участников для придания легитимности Чемпионатам Мира по Пирамиде, как это регулярно случается уже многие годы. А игры Чемпионата Мира тогда станут действительно зрелищны, как по качеству бильярдной игры, так и по составу участников.

Виталий (Хабиб) Архипов

В прикреплённом файле представлены актуальные правила Строгой Игры с пояснениями.



Прикрепленный файлРазмер
01092022 Правила Строгой Игры.doc81 кб


Разумеется, в Строгую Игру можно играть и в упрощенной, лузной версии, без трёхбортовых ударов. Что современным любителям Московской, коих большинство, можно будет сделать без напряга, в отличии от хлопушечников. Видео такого, маргинального :^) варианта Строгой Игры достаточно на моём ютуб-канале Русский Биллиард от Хабиба. Но таким вариантом бильярдный мир не удивить ....

Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.