Строгая игра от Хабиба
Обобщаю тему современной игры для Строгого Русского Биллиарда |
Предыдущие мои блоги о Строгой Игре стали недоступны для комментирования, а следовательно и для поддержания интереса к этой теме, поэтому открываю новый блог с некоторыми обобщениями и результатами изысканий.
В тему изучения истории, игровой концепции и игровой техники бильярда вообще и отечественного бильярда в частности я погрузился достаточно давно, уж более 10 лет как. Усвоенная и проанализированная информация постепенно меняла, углубляла моё понимание предмета, что нетрудно обнаружить сравнивая мои статьи в интернетах разных лет.
Не растекаясь мыслью по древу, кратко можно утверждать, что бильярд в мире развивался с одной стороны под влиянием технического прогресса, а с другой стороны под влиянием социального прогресса, то есть развития общественных отношений. Первое неуклонно улучшало качество бильярдного инвентаря, а второе столь же неуклонно повышало требовательность человека к бильярдной игре, как к средству отдыха для большинства, и как к средству заработка для меньшинства.
Как и следует из законов диалектики, развитие бильярда не было плавным. Длительные периоды постепенного накопления количественных изменений приводили к внутреннему кризису, который порождал более краткий период качественных изменений, и так далее. Первые из известных таких качественных изменений бильярда произошли ещё в 17-ом веке, когда на безлузных, до того, столах появились лузы, а вот применявшиеся до того в игре Port (мишень в виде арки) и King (мишень в виде столбика) исчезли со стола. Следующие качественные изменения произошли в первой половине 19-го века, когда более-менее одинаковый бильярд в мире разделился на ветви, различающиеся как параметрами инвентаря, так и различными игровыми концепциями. И в этом я усматриваю последствия не только индустриальной революции (появление каменных столешниц, резиновых бортов, фабричного сукна, бильярдного мела, наклейки) вызвавшие кризис чрезмерной результативности бильярдных игр, но и последствия социальных изменений в мире в позднем средневековье (появление границ и паспортов, всё большее различие языков и верований). В 20-ом веке технический прогресс привнёс в бильярд высококачественные полимерные шары, а социальный прогресс привнёс бильярдный спорт. Смею предположить, что 21 век принесёт бильярду поточный композитный кий с лучшими игровыми свойствами чем у лучших образцов из деревянных, а на основе Интернета и Телевидения и широкого доступа масс людей к ним, появится тенденция к сближению мировых бильярдных ветвей и их концепций игры, что выразится в появлении некоего гибрида инвентаря и в появлении новой игры на нём.
Это о тенденциях развития мирового бильярда в целом. А что же наш отечественный бильярд, то есть та ветвь мирового бильярда, которая отпочковалась от древнего ствола в середине 19-го века и именовалась Russian Billiards (Русский Биллиард), с его уникальными параметрами инвентаря и нетривиальной концепцией игры на нём? Следует признать, что в отличии от других видов отечественный вид бильярда целое столетие (с 1890-ых по 1990-ые) не развивался. Более того, он деградировал, что выразилось в ликвидации всех бильярдных мануфактур, уменьшением на порядок численности бильярдной общественности, деградации бильярдной мысли и извращения его игровой концепции, что привело к появлению и распространению по-сути НЕ бильярдной игры любым шаром по любому "Американка", игра в которую на строгом столе для Русского Биллиарда является издевательством над ним. И хотя ареал обитания отечественного вида бильярда довольно обширен, то есть все страны входившие ранее в Российскую Империю, численность людей, им увлекающихся, невелика. И это не удивительно, если учесть, что и после столетнего застоя, то есть с 1990-ых годов, организация, призванная и аккредитованная для развития отечественного бильярда в России, то есть ФБСР, нацелена также и на развитие в России других мировых видов бильярда (Снукер, Пул, Карамболь). Некогда им Русский Биллиард с колен поднимать, понимаешь, они делом заняты.)) Тем не менее определённые надежды внушает появление и возмужание за последние 10 лет сеньорско-ветеранского бильярдного движения в России и сопредельных странах, у которых, в отличии от ФБСР, хватает ума не соревноваться в Американку или в Снукер / Пул. И хотя сеньорско-ветеранская дисциплина игры (Московская по старым правилам без дураков) ещё далека от концепции Строгого Русского Биллиарда, тем не менее из широко известных в наши дни игр - это лучшая альтернатива. Хочется надеяться, что дальнейшее развитие сеньорско-ветеранского движения в отечественном бильярде и их контакты с закономерно теряющей авторитет ФБСР приведут к долгожданным переменам и в отечественном бильярдном спорте. Также пожелаю сеньорско-ветеранскому движению смелее популяризировать новые формы бильярдных игр, более отвечающих концепции Строгого Русского Биллиарда, чем Московская по старым правилам без дураков. К примеру, всего лишь запрет сыгрывания "чистого" битка с руки из дома устранит серьёзный дефект Московской, перекашивающий её в сторону скатных свояков, что может быть кому-то и кажется непримитивным, но бесспорно однообразно. Свояков с-игры меньше не станет, а чужих станет больше за счёт игры чужих с рук, также добавится дуплетов и свояков от борта.
Моё же понимание игры, максимально соответствующей концепции Строгого Русского Биллиарда оставило Московскую по старым правилам без дураков далеко позади. )) Впервые на тему такой игры, которую я назвал "Строгой ", я писал в блоге в 2018 году https://www.llb.su/node/3230270.
В октябре 2021 года, после некоторых ключевых доработок правил Строгой игры я её стал снимать и выкладывать на моём канале https://www.youtube.com/channel/UCE5UuLhuTEsVRad3Z6C55xQ
Некоторое обсуждение видео Строгой игры и доработок нюансов правил было в блоге https://www.llb.su/node/4053577. Часть из опробованных нюансов были сочтены годными и вошли в правила игры, другие забракованы.
Замечание о серийности в Строгой игре.
Правила Строгой Игры, как и строгий стол для неё, предназначены для препятствия ведения игроками серийной игры. Это обеспечивает повышение роли тактики в игре, создаёт баланс между тактическими и атакующими возможностями игры. А также обеспечивает повышенную динамику борьбы соперников, так как они чаще сменяют друг-друга у стола. Что немаловажно с точки зрения критериев зрелищности, как необходимой составляющей профессиональной бильярдной игры. В смысле игры для профессиональных игроков, труд которых оплачивает зритель.
Тем не менее, серийность в Строгой Игре возможна. При одном контрольном шаре на столе, можно серийно набирать очки исполняя трёхбортные карамболи. Также можно серийно набирать очки сыгрывая биток от борта, причём все удары, кроме первого, будут с руки с любого места поля, что значительно облегчает задачу. Можно строить серию и сыгрывая два прицельных шара с последующим трёхбортным рокамболем третьим прицельным шаром по выставленным на центр стола первым двум, и так далее. В этом случае первостепенную роль будет играть выход битка под следующий удар. Причём выход в действительном смысле этого бильярдного термина, а не в наивном извращённом пидаримном понимании, считающем, что подкат битка к лузе при сыгрывании прицельного шара - это выход. Разумеется, возможны и более сложные комбинации ударов, создающих серийную игру.
Серийную игру можно рассматривать и в более широком смысле, как серию ударов, приносящих очки только одному из соперников. И тогда серийной игрой будут и комбинации ударов, включающих и тактические удары, создающие сопернику серьёзные проблемы. К примеру, после сыгрывания по выходу двух прицельных шаров и выставления их на центр поля в качестве контрольных, от третьего прицельного шара чисто сыгрывается биток, после чего ударом с рук с любого места поля биток подкатывается близко к контрольным шарам, а прицельный шар уводится от битка "в тень" за контрольные шары. При этом возможно создать такую позицию, в которой для выхода из снукера потребуется удар не менее чем от двух бортов, и вероятность штрафа соперника за промах по игровому шару или за касание битком контрольного шара или за нарушение правила отыгрыша весьма велика, а значит серия набора очков игроком продолжится.
Дополнение от 12 июня 2022г.
Практикуя Строгую игру, меня не оставляло чувство неудовлетворения по поводу способа внедрения в Строгую Игру трёхбортовых результативных ударов – карамболя и рокамболя. Неудовлетворения в том, что присутствующие в игре может быть не более простые, но более привычные альтернативы трёхбортовым ударам приводят к вытеснению трёхбортовых ударов из игры. К примеру, трёхбортовому карамболю есть альтернатива свой от борта(-ов) в лузу.
На самом деле, проблема совмещения лузной и карамбольно-рокамбольной игры совсем не простая и не новая. Неспроста же на современном карамбольном бильярде луз нет, как нет их и на итальянском фишечном бильярде, с их рокамболями по фишкам. И хотя до сих пор сохранилась древняя карамбольно-лузная игра на английском лузном бильярде (Кэннон), однако она не соответствует современным требованиям, предъявляемым к зрелищности, и её не увидишь на центральных каналах.
Размышляя над этим, я пришёл к выводу, что для стимуляции трёхбортовых ударов в Строгой Игре нужно ограничить альтернативу им. Пришла мысль сделать стол «безлузным», в том смысле, что запретить сыгрывать шар в лузу как бы то ни было. Тогда очки можно будет набирать либо заказными трёхбортовыми ударами, либо тактическими ударами, после которых соперник допустит штраф. Для этого нужно чтобы на центре поля стоял один контрольный шар. Для выхода из режима игры с одним контрольным шаром необходимо будет либо сбить этот шар прицельным шаром и перейти в режим игры без контрольных шаров, либо уронить игровой прицельный шар в лузу со штрафом, после которого шар будет выставлен рядом с контрольным шаром на центре и игра перейдёт в режим с двумя контрольными шарами. Для того, чтобы у игроков не было соблазна намеренно сбивать контрольный шар прицельным шаром, логично запретить в режиме игры с одним контрольным шаром касаться его не только битком, но и игровым прицельным шаром, за исключением заказного результативного трёхбортного рокамболя.
Вроде всё получается, но остаётся вопрос, как игроку перейти в режим игры с двумя контрольными шарами помимо штрафного сыгрывания игрового прицельного шара? То есть, необходима возможность легального сыгрывания прицельного шара. Как бы тупик….
Тогда идея «безлузного» стола в режиме игры с одним контрольным шаром стала дорабатываться.)) Возникла идея запретить сыгрывать в лузу как бы то ни было только прицельный шар, а биток сыгрывать можно как угодно, но за ноль очков с продолжением с руки. А вот с руки уже можно сыгрывать прицельный шар, но только с заказом на две разные лузы, то есть вместе с битком. Тогда, если штаны будут сыграны (за цену удвоенного прицельного шара) или упадёт только прицельный шар (0 очков без штрафа), то сыгранный прицельный шар будет выставлен рядом с контрольным шаром и игра перейдёт в режим с двумя контрольными шарами. Разумеется, остаются в игре и известные ранее тактические удары, после которых ход переходит, а именно: 1) после сыгрывания битка просто сыграть с руки прицельный шар в ближайшую лузу с заказом штанов, при этом уводя биток в «тень» игрового прицельного шара от будущих двух контрольных шаров; 2) после сыгрывания битка просто сыграть с руки биток в ближайшую лузу с заказом штанов, при этом уводя прицельный шар в дом, где уже находится второй игровой прицельный шар.
В итоге были сформулированы дополнительные правила для режима игры с одним контрольным шаром:
Когда на центре стола находится один контрольный шар, в том числе и в начальной позиции игры :
- любое падение в лузу прицельного шара приводит к штрафу;
- заказной трёхбортный карамболь битка от одного игрового прицельного шара по другому игровому прицельному шару является результативным ударом оцениваемым в 2 очка и дающим продолжение хода. При этом, все три соударения битка с бортами должны быть между соударением битка с первым игровым прицельным шаром и соударением битка со вторым игровым прицельным шаром.
- касание контрольного шара любым шаром приводит к штрафу, за исключением заказного результативного трёхбортного рокамболя игровым прицельным шаром по контрольному шару, которое оценивается в 2 очка и даёт продолжение хода. При этом, все три соударения игрового прицельного шара с бортами должны быть между соударением битка с игровым прицельным шаром и соударением игрового прицельного шара с контрольным;
- любое заказное сыгрывание битка оценивается в 0 очков, за исключением сыгрывания битка от красного шара начальным ударом в партии, которое оценивается в 2 очка., и даёт продолжения хода ударом с рук с любого места игрового поля,
- при вводе битка в игру ударом с рук с любого места игрового поля можно сыгрывать трёхбортный карамболь или трёхбортный рокамболь, а также шары в лузы только с заказом на две разные лузы (штаны), которые оцениваются по удвоенной цене прицельного шара. В случае сыгрывания только битка, ход переходит, и биток вводит в игру соперник ударом с рук из дома. В случае сыгрывания только прицельного шара, он выставляется рядом с контрольным шаром на центре поля и соперник продолжает.
- при вводе битка игру ударом с рук из дома (после перехода хода) можно сыгрывать трёхбортный карамболь или трёхбортный рокамболь, а также шары в лузы только с заказом на две разные лузы (штаны),
Ниже прикреплены видео Строгой Игры с внесёнными изменениями, касающимися режима игры с одним контрольным шаром.
Дополнение от 12 июля 2022г.
Внедрение в Строгую игру ударов из безлузного бильярда, то есть трёхбортных карамболей и трёхбортных рокамболей, переосмыслено. Для устранения возможных противоречий между идеями лузного и безлузного бильярда, дополненными правилами Строгой игры теперь создаются два режима : лузный и условно безлузный. Переключение режимов происходит при появлении второго контрольного шара, а обратное переключение происходит при сбитии со своих мест обоих контрольных шаров. В лузном режиме игры очки приносит сыгрывание шаров, а трёхбортные удары не являются результативными. В безлузном режиме игры очки приносят только результативные трёхбортный рокамболь и трёхбортный карамболь, в то время как сыгрывание шаров очков не приносит.
Ниже приведено видео игры по изменённым правилам. Перед просмотром настоятельно рекомендуется
ознакомиться с Правилами Строгой игры с пояснениями, которые прикреплены в файле ниже.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
12072022 Правила Строгой Игры.doc | 80 кб |
- Блог тень Хабиба
- Оставить комментарий
- Просмотров: 6567
Вот ещё примерчик неоднообразной серии в Строгой Игре :
Начальным ударом с рук из дома сыгрывается биток от Красного в угол на контртуше (сухой лист), что приносит 2 очка. Затем от поднявшегося на игру Красного биток с руки (с любого места поля) сыгрывается от борта в угол (2 очка ), одновременно наигрывая Красный к центру стола. Затем от Красного в центре стола ударом с рук (с любого места поля) сыгрываются штаны в средние лузы на небольшой резке (4 очка), и красный шар выставляется на точку выставки рядом с чёрным шаром. Затем ударом с рук (с любого места поля) битком по белому шару на середине короткого борта в доме сыгрывается трёхбортный рокамболь по контрольным шарам (2 очка), при этом поднимая биток ближе к центру стола . Затем все три прицельных шара, которые стали на игре, сыгрываются битком по выходу (1 + 2 + 3 = 6 очков) и выставляются на точки выставки. В результате возникает практически исходная позиция и всё можно повторять.
Подобная серия из 7 ударов может показаться невероятной, хотя каждый элемент этой серии вполне осуществим, и его результативность зависит только от натренированности. Когда-то серия из 15-ти трёхбортных карамболей тоже казалась фантастикой, но прошло 100 лет, и не меньшая серия сейчас в активе практически всех профессиональных карамболистов. Профессионализм он такой, без знаний и упорной практики он не приходит ....
О штрафах в Строгой Игре.
Идея дифференцировать штрафы на вынужденные, то есть после тактического удара соперника, и невынужденные, то есть не зависящие от соперника, в целом признана годной. В первом случае 2 очка начисляется на счёт соперника, а во втором 2 очка списывается со счёта игрока. Тогда качественный тактический удар, вынудивший ошибку соперника, приближает тебя к победе, в то время как некачественный атакующий удар, к примеру допущенное тобой случайное падение в лузу непроконтролированного битка, соперника к победе не приблизит, а лишь отдалит от неё тебя.
Однако возникает некоторая проблема, так как нередко заказной атакующий удар одновременно подразумевает и качественный отыгрыш в случае промаха, так называемая отака по отыгрышу. К примеру, заказан свой от борта в угол на противоположной стороне стола, после чего, при несыгрывании битка, он оказывается замазан контрольным шаром(-ами) от вернувшегося на эту половину стола прицельного шара. Полагаю, всё-таки, что в этом случае первостепенным является выцеливание заказанного шара, а качественный отыгрыш в случае промаха является в большой мере случайным, и поэтому приближение игрока к победе посредством штрафа соперника на следующем ударе будет не вполне справедливо.
Поэтому трактовка правила штрафа будет слегка подкорректирована. Два очка на счёт игрока будет начисляться после штрафа соперника на следующем ударе только в том случае, если удар игрока был тактическим, то есть без объявления заказа или с объявлением тактического заказа "оба в лузу". Напомню, что в некоторых случаях тактически выгодно сыграть биток в лузу и поставить прицельный шар в дом, заказав при этом "оба в лузу". После перехода хода соперник будет вынужден вводить биток в игру ударом с рук из дома. Если при этом игровой шар(-ы) будут в доме, то играть по ним придётся от дальнего короткого борта, или от длинного борта на "возвращающем" боковике, что ничуть не проще.
При такой трактовке правила штрафа, слегка изменится логика игры. К примеру в описанном случае удара свояка от борта в угол, если прицельный шар чёрный (3 очка), то удар выгодно заказать и прицеливать поточнее. А если прицельный шар белый (1 очко), то лучше играть без заказа, а метить мимо лузы и чуть сильнее, чтобы биток отразившись от двух бортов в углу слегка откатился на 2-3 шара от угла. Тогда, в случае замазки, попасть по нему от борта прицельным шаром будет труднее.
О колхозе в Строгую Игру.
Прежде я упоминал, что много-шаровые игры на бильярде, а именно : много-шаровый Алагер, различные формы Пирамиды, позже Снукер, появились как игры для компании игроков, как сейчас говорят в отечественных шаровнях - для «колхоза». В стародавние времена это решало проблему доступности довольно дорогого бильярдного инвентаря для широких масс любителей поиграть. Однако и сейчас, когда проблемы с доступностью бильярдного инвентаря нет, любителей покатать в колхоз немало. Полагаю, причина этому, с одной стороны в том, что такая игра более эмоциональна, так как каждый из игроков большее время игры находится в качестве зрителя. С другой стороны, такая игра более требовательная в техническом и тактическом плане, так как шансов исправить допущенную ошибку в разы меньше, чем при игре вдвоём. И в этом смысле режим игры в «колхоз» вполне соответствует концепции Строгого бильярда.
Учитывая большой потенциал режима игры в «колхоз» для популяризации самой игры, полагаю необходимым доработать правила Строгой Игры для применения в компании 3-4 игроков. Собственно, дополнений к основным правилам Строгой Игры будет немного.
1. Жеребьёвка. Учитывая, что шары в Строгой Игре имеют разную игровую стоимость (0,1,2,3), то один из игроков отворачивается, а другой, наугад взяв шар со стола, спрашивает первого, чей это номер, и так далее.
2. Конец игры. Учитывая, что в Строгой Игре всё время на столе 4 шара, необходимо определить количество очков набранное одним из игроков, при котором игра останавливается, и способ учёта очков игроков. Полагаю для этого удобно использовать колоду карт (4 масти по 13 карт). У каждого игрока своя масть, соответственно игра оканчивается, когда один из игроков собрал все карты своей масти.
3. Штрафы. Если штраф допущен игроком после тактического удара предыдущего соперника, то сопернику начисляется два очка, то есть соперник берёт из колоды две карты своей масти. Если штраф допущен игроком после заказного атакующего удара предыдущего соперника, то со счёта игрока списывается два очка, то есть он возвращает в колоду две карты своей масти. Если на момент такого штрафа у игрока нет на руках двух карт, то каждый из соперников берёт из колоды по одной карте своей масти.
Блог обновлён.
Добавлены рассуждения по поводу совместимости идей лузного и безлузного бильярдов. Приведено видео Строгой Игры с изменёнными правилами, касающимися выполнения оцениваемых трёхбортовых ударов : рокамболя и карамболя.
Блог обновлён. Добавлен файл с новой редакцией правил Строгой Игры и видео игры по обновлённым правилам.
Внедрение в Строгую игру ударов из безлузного бильярда, то есть трёхбортных карамболей и трёхбортных рокамболей, переосмыслено. Для устранения возможных противоречий между идеями лузного и безлузного бильярда, дополненными правилами Строгой игры теперь создаются два режима : лузный и условно безлузный. Переключение режимов происходит при появлении второго контрольного шара, а обратное переключение происходит при сбитии со своих мест обоих контрольных шаров. В лузном режиме игры очки приносит сыгрывание шаров, а трёхбортные удары не являются результативными. В безлузном режиме игры очки приносят только результативные трёхбортный рокамболь и трёхбортный карамболь, в то время как сыгрывание шаров очков не приносит.
В обоих режимах нельзя касаться битком контрольных шаров и ронять биток в лузу не в соответствии с заказом. Но в безлузном режиме нельзя касаться контрольных шаров и ронять в лузу не по заказу и игровой прицельный шар ! Разумеется, за исключением результативного касания контрольного шара (шаров) при заказном трёхбортном рокамболе.
В безлузном режиме остаётся заказное сыгрывание в лузу битка, которое хотя и не приносит очков, но даёт продолжение хода ударом с рук с любого места поля, что значительно облегчает выполнение трёхбортовых ударов. Также в безлузном режиме остаётся заказное сыгрывание в лузу игрового прицельного шара, которое не приносит очков и не даёт продолжение хода, однако может использоваться в тактических целях (для постановки снукера сопернику).
На мой взгляд, Строгая Игра стала ещё интереснее !
На последнем видео нетрудно заметить, что Костя играет с "сеньорским" заказом или-или (на две лузы), я же заказываю традиционно строго - в одну лузу, или в две, но обязательно сыграть оба. Хотелось бы послушать незаинтересованное мнение, что для игры лучше.