РАССКАЗЫ О БИЛЬЯРДЕ. Часть 1

Предлагаемые вниманию читателей "Рассказы о бильярде" принадлежат перу моего хорошего друга, Игрока старой школы, и публикуются мной с его любезного согласия...


" О ГКЧП И О БИЛЬЯРДЕ"

...Наконец, после семидесяти лет «пролетарского жительства» над головами граждан нашей изнасилованной соцреализмом Державы разверзлись таки «хляби небесные», и оглушительным громом грянула «Перестройка»…Тяжеловесным катком обилия свобод она медленно, но верно трамбовала умы россиян, и без того не отличавшихся особой трезвостью рассудка. Вся страна с упоением бросилась овладевать презираемыми ( и, зачастую, уголовно наказуемыми до того) благами капитализма во всех доступных формах. Караваны «челноков» , нагруженных клетчатыми баулами с «фирмой», потянулись со всего света на бескрайние просторы России. Стадионы и Дворцы Спорта превратились из арены спортивных сражений в поле битвы за рыночную экономику… Страна в очередной раз сходила с ума…
Единственным плюсом «коммерциализации» физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых учреждений стала их доступность для бильярдного спорта. Открытые границы и свободные деньги позволили бильярду выйти « в свет» из полуподвальных прокуренных «казематов», ведомственных пансионатов, Дворцов Культуры и Домов офицеров. Новые столы, высокие потолки, прекрасное освещение, «буржуйские аксессуары» – все то, о чем раньше можно было только мечтать, стало доступно.
Новый бильярдный клуб в цокольном этаже ЦСКА стал , пожалуй, на долгое время образцом «бильярдного рая». «Русские», «Американские» столы, да еще «Снукерный» - вот где могла теперь от души порезвиться бильярдная братия Москвы…Сюда потянулись «игровые» из Сада им. Баумана и Таганского парка, ПКиО «Сокольники» и Усадьбы «Останкино». А если упомянуть еще и прекрасный бар, отменную кухню, трансляции спортивных мероприятий по кабельному ТВ – это была полноценная и красочная жизнь для Игроков…
Партнеров в тот памятный вечер особо не предвиделось, да и настроение, честно говоря, было не игровое. Пытался исполнить с максимальной долей уверенности выставляемые самому себе варианты – что-то не ладилось. Не было ни чувства шара, ни понимания стола…И если бы не желание и необходимость «обстрелять» новый кий – вряд ли в тот день Автор этих строк появился бы в ЦСКА…
И много бы потерял…

Бурча себе под нос ( скорее, нелицеприятные эпитеты в адрес изготовителя кия, чем критические оценки собственной персоне) почувствовал чей-то взгляд. Оглядываться, вроде, дурной тон, да и «лохом» не было желания выглядеть, потому «из-под руки» стрельнул глазами по сторонам. Опрятный невысокий мужичок, ранее мне не встречавшийся в этом заведении, чутка кучерявый и загоревший – толи с Югов вернулся после отпуска, толи «командированный» - с явным интересом поглядывал в мою сторону. Вернее сказать, интерес был проявлен даже не ко мне – к кию. «Инструмент» был, по правде сказать, весьма забавен по тому времени – и по «дизайну», и по конструктиву.
Решив, что «авось игра прорвется», да и делать особо нечего, предложил мужичку составить мне партию хотя бы «на время». Отказа не последовало, желание поиграть без куша тоже не вызвало с его стороны возмущения. Пока я выставлял пирамиду, он отправился в «маркерную» и вернулся уже с кием.
Уж не знаю, по какой причине, но в тот вечер «заправлял» порядками Р. Садриев. Он тоже плавно «перетек» к нашему столику, и пока мы с партнером предавались ритуалу «знакомства» , весьма удачно занял внимание моей жены, которая немного заскучала, но вполне терпеливо довольствовалась ассортиментом бара…
«Михаил, - представился партнер, - можно Дядя Миша»…
« Очень приятно, Георгий… На «дядю» пока не претендую…»
Рукопожатие «Дяди Миши» оказалось на удивление крепким и энергичным, и я вдруг поймал себя на мысли, что ладонь Дяди Миши имеет весьма характерную для «шпиля» с внушительным стажем мозолистость поперек ладони…Дядя Миша улыбнулся чему-то (позже он объяснил, что именно вызвало его улыбку)- и аккуратно разбил пирамиду через «тыл». Определили мы для себя «Американку», и разбой был несколько неоднозначен – если бы только несколько «оторванных» шаров не вернулись к пирамиде, коснувшись бортов, а биток не зарылся аккуратно в это малоперспективное для кладки «столпотворение».
«Любым любого» мы начали с череды отыгрышей. Мои ошибки наказывались незамедлительно и с надеждой взять первую партию я расстался очень быстро. Для себя же подметил, что партнер пользует элементарные удары, предпочитая «клапштос» и «накат», изредка делая небольшую «тягу» к себе. При этом «штосом» Дядя Миша владел безукоризненно – дистанция между шарами не имела для него никакого значения , даже при игре через всю «посуду» биток останавливался, как влитой. «Свояки» игрались так же, приблизительно все в одном размере. «Боковиков» я не увидел, но, по правде сказать, ситуация на столе их и не требовала.
Так как была моя очередь разбивать пирамиду, решил использовать один способ, показанный старым, покойным ныне игроком – «Марусей». Поставив битка почти к длинному борту, на «штопоре» ( сильном нижнее-боковом винте к пирамиде) с удалой фразой «…Превращаем «разбой» в грабеж…» «выстрелил» в лоб пирамиды … Самонадеянная, но рискованная "домашняя заготовка" оказалась по счастью не напрасной – биток и один из шаров через борта разошлись по центральным лузам и аккуратно в них упали, да и в углах образовались некие удобные варианты…В итоге, и эту партию я благополучно проиграл, не сумев на радостях воспользоваться таким преимуществом…»
«Балдеть от счастья надо вОвремя, – наградил меня Дяди Миша каламбуром – а не во врЕмя…»
Следующая партия протекала уже более ровно, я старался не упускать возможности «прищемить» Дядю Мишу, и на контровом шаре забрал партию.
Маленький перерыв, который мы себе устроили по случаю завершения «разминки», был посвящен обсуждению чего угодно – только не бильярда. Страну лихорадило от политических страстей и экономических потрясений, почвы для разговоров было предостаточно. Обсуждение «экономического курса» правительства привели нас к мысли, что грех оставаться в стороне от всеобщей капитализации и неплохо бы покатать «по маленькой».
«Жора у нас человек не азартный, - сказал Садриев Дяде Мише, - да и жена у него скучает.»
«Это может внести коррективы в перспективы нашего процесса. – Дядя Миша очередным каламбуром поддержал Рифата. – Тогда в следующий раз как-нибудь…» Супруга моя , давно привыкшая к подобным мероприятиям, сказала, что не против оставить нас без своего общества и поиграть в «пул». Садриев , сама любезность и предусмотрительность, изъявил готовность дать ей несколько уроков. А мы с партнером, сговорившись на вполне приемлимом для обоих куше, решили сразиться в «Сибирскую».
Конечно, что тут говорить - меня очень красиво и очень тактично «несли»… Появились и «боковики» на чужих по сильной резке , и лобовые «покатухи» на малореальных для моего представления углах. Нежные «оборотники» и мягкие «дуплеты» с обязательным выводом битка или прицельного шара под следующий удар, «каблучки» и «абриколи». Дядя Миша играл не со мной – он просто Играл, сама «Её Величество Игра» аккомпанировала его бильярдной «мелодии».
Удивительно, но я совершенно не переживал, не нервничал и не «мандражил». Мне было интересно все, что я мог увидеть или о чем мог догадываться – и что подтверждалось последующим ударом партнера. Я даже стал выполнять удары более с целью создать ситуацию на столе, которая мне была интересна и посмотреть, каким образом Дядя Миша поступит в том или ином случае.
Дядя Миша, как мне показалось, раскусил мою «хитрость», и подходил к тем шарам, которые, по моему мнению, были мне же и интересны.
Конечно, мне удавалось, предпринимая немалые усилия, выигрывать какую-нито партию, дерзко и нагло пользуясь теми приемами, которые подсматривал у виз-а-ви. Дядя Миша иногда похваливал, иногда поругивал, что-то советовал или подсказывал…
Мы играли часов 5-6 с небольшими перерывами…Вокруг стола по-тихому собралась компания зрителей, перешёптываясь и переглядываясь, кто-то даже "мазался" на шара – но меня столь притягивала к себе игра партнера, что на все, происходящее вокруг, я не обращал особого внимания…Пока к Дяде Мише вдруг не подошёл Садриев и что-то шепнул на ухо.
«Прервемся?»- Дядя Миша посматривал уже куда-то в стороны, вероятно ему "подогнали" "сводку" позаманчивей.
« Пожалуй, что и да…- я согласился без сожаления. Ноги болели изрядно, хотелось уже домой. – Чем обязан?»
Быстро произведя расчет с Дядей Мишей, я пошел к Садриеву «закрыть» стол.
« Удачно? – Рифат явно ухмылялся, как будто знал какую-то «государственную» тайну – или не очень?»
«Очень даже удачно, - я ничуть не кривил душой. Впечатления от игры были не только незабываемые, но и практически полезные. – Главное, поучительно!»
«Поучительно – если бы ты с ним встал по «косарику» на одну руку играть! Да и огорчительно!»
« В смысле? – я не сразу понял, что имел ввиду Садриев.- Что значит «на одну руку»?»
«Жора, ты как был «лопухом», так ты им и растешь…- Рифат вздохнул, отсчитывая мне сдачу…- Удержать бы с тебя за некомпетентность ... Тебе «Однорукий» такое одолжение сделал – двумя руками тебя «причесал», а ты про смысл лопочешь. Он одной рукой «кладет» так, как тебе и двумя за всю жизнь не наработать…»
Вероятно, что от усталости, или от его слов умственные мои способности были явно притуплены, и ничего другого я не придумал, как с наивным видом поинтересоваться : « Ты это о ком сейчас?»
«О нем, - Садриев кивнул в сторону Дяди Миши, - о Шахназарове…»
Мне , взрослому женатому парню, было обидно до слез и неимоверно стыдно… Играть с легендарным «Кисловодским» - и не знать, с кем меня свела судьба… Слава Богу, в последствии это маленькое недоразумение разрешилось с пользой для нас обоих - не обошлось, конечно без «скатерти–самобранки» и обильной «поляны», и мне довелось получить еще множество незабываемых уроков игры и общения с этим удивительным человеком, чей жизненный путь и игровая биография достойны отдельного эссе.
Покидал бильярдный зал я в совершенно расстроенных чувствах, огорченный до невозможности - ну надо же, такой конфуз с моей стороны! С женой практически не разговаривал, надувал щеки на весь бильярдный мир. Ехал, сосредоточенно вцепившись в руль, ругая самого себя на чем свет стоит и награждая себя самыми нелестными эпитетами …пока едва не влетел на всей скорости в перегородивший дорогу танк Т-72, окруженный вооруженными людьми в солдатской форме и бронежилетах ...
7 часов...
Утро...
Август...
1991 год…



Изображение пользователя Yollo.

Очень интересно! Просим еще!



Просмотр комментариев

Выберите удобный способ просмотра комментариев.