Задай вопрос спортивному психологу
Уважаемые пользователи! Эта страничка полностью посвящена психологии спорта. Здесь вы можете задать свой вопрос одному из наших специалистов. |
Алина и Сафия с отличием закончили психологический факультет СПбГУ и уже более 10 лет изучают психологию.
Помните, что правильно сформулированный вопрос позволит вам получить более качественный ответ. Психолог не может знать о вас или ситуации больше, чем вы изложите в вопросе, поэтому, чем точнее его формулировка, чем больше информации о вас и ваших ощущениях он содержит, тем более качественный ответ вы получите.
Если вы не желаете, чтобы посетители сайта увидели ваш вопрос, можно задать его по почте, указанной в профайлах наших психологов. Но мы оставляем за собой право опубликовать ваш вопрос и ответ на него анонимно.
Обращаем ваше внимание, что не во всех ситуациях консультация психолога в форме краткого ответа может помочь и оказаться эффективной. Онлайн-консультация не способна заменить очную совместную работу со специалистом.
Онлайн-консультация является бесплатной, но, если вы хотите поддержать наш проект и исследование, которое мы проводим, сделать это можно, переведя любую, даже самую скромную, сумму на счёт Яндекс.Кошелька — 410011292201793. Полученные средства пойдут на расходные материалы для исследования, которые мы пока покрываем за свой счет.
- Блог ЛЛБ
- Оставить комментарий
- Просмотров: 9368
Доброго дня, уважаемые Алина и Сафия. Любой выездной турнир связан со стрессом. Это дорога, новая обстановка, обилие сильнейших соперников и др. Как правило, спортсмены в домашних условиях достигают максимальной готовности, но на выезде не могут справиться со стрессом. Кто-то используют талисманы, кто-то пытается развеяться перед турниром, чтобы не перегореть. Вопрос: есть ли универсальная методика для борьбы с бессонницей накануне дня турнира и способ концентрации сил и внимания непосредственно перед первой утренней турнирной встречей на выезде?
P.S. Спасибо за рубрику.
Вадим Пешев
Вадим, здравствуйте! Спасибо большое за вопрос.
Что касается бессонницы перед турниром.
Вообще, наш организм – это биомеханизм, и он очень любит работать по отлаженной схеме. В профессиональном спорте одним из ключевых элементов в достижении успеха является соблюдение так называемого «спортивного режима». Применительно ко сну речь идёт о том, что ложиться и просыпаться нужно приблизительно в одно и то же время. Если организм привык «выключаться», например, в 23:00, даже в стрессовой предсоревновательной ситуации он потребует от вас перейти в режим сна. Проще говоря, вы вырабатываете у себя условный рефлекс.
Если же бильярдист привык ложиться то в 23, то в 5 утра, потому что половину ночей в неделю катает коммерцию, никакого режима сна у организма нет, и он, кстати, по определению находится в стрессе.
Я понимаю, что соблюдение такого режима требует самодисциплины и определенных, скажем так, жертв :) Но в этом и разница между любительским и профессиональным спортом.
Для закрепления условной связи можно использовать, назовем это, «ритуал отхода ко сну». Ну например, каждый день перед сном принимаете контрастный душ, затем читаете десять страниц какой-то книги и засыпаете под трек шума дождя. Таким образом, примерно через месяц организм привыкнет к этому «ритуалу», и его повторение в дальнейшем будет для вашей физиологии четким сигналом переключения на режим расслабления.
Вторая часть вопроса о концентрации перед матчем.
Если спортсмен перед началом или в процессе турнира находится в оптимальном психологическом состоянии, у него не возникает трудностей с концентрацией. Они возникают тогда, когда психологическое состояние не в оптимуме.
Вариантов расконцентрации, может быть два: предстартовый мандраж и предстартовая апатия. Под мандражом понимается психическое перевозбуждение, которое чаще всего сковывает спортсмена, под апатией — недовозбуждение, вялость, нежелание бороться.
На формы проявления предстартовых реакций оказывает влияние тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами — сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков — предстартовая лихорадка, меланхолики в большей степени подвержены предстартовой апатии.
Состояние мандража на физиологическом уровне объясняется активизацией симпато-адреналиновой системы, что приводит к высвобождению огромного количества энергии. Сам по себе мандраж – это хорошо, ведь это состояние, когда мозг и все системы организма находятся в возбуждении и готовы действовать. Проблема возникает тогда, когда мандраж начинает выходить из под контроля волевой сферы и переходит в панику.
Чтобы этого не произошло, ваша задача удерживать уровень возбуждения в оптимальном состоянии. Ни в коем случае нельзя подавлять мандраж. Иначе уровень возбуждения может снизиться ниже необходимого для быстрого включения в игру. В быту это называют «перегорел».
Что же делать? «Сбрасывать» излишки энергии через физ.наргузку, например, сделать десяток приседаний. Помню, как во время финала одного из крупных юношеских турниров бильярдистка в перерыве вышла на улицу, чтобы пробежать кружок вокруг спорткомплекса, – идеальный вариант «сбросить» излишек энергии, не потеряв оптимальный уровень возбуждения. Ещё один хороший способ знал, например, Пол Хантер: он называл его «планом Б» ;) Поэкспериментируйсте с разными вариантами и подберите оптимальный для себя.
Предстартовая апатия, как уже было сказано выше, обусловлена недостаточной возбуждённостью центральной нервной системы (ЦНС), то есть преобладанием тормозных процессов (это может быть ситуативным состоянием или врождённым устойчивым свойством ЦНС). В таком случае ваша цель переключить нервную систему в режим возбуждения.
Здесь также помогут физические упражнения – разминка. Причём разминка должна проходить в два этапа: общая и специфическая.
Идеальной общей разминкой будут медленный с постепенно нарастающей интенсивностью бег и ряд общеразвивающих упражнений, причём, упражнения должны быть резкими, с рывками и быстрой сменой ситуаций, то есть такие, которые активизируют возбудительные процессы в ЦНС. Опять же, выбирается комплекс упражнений заранее, опытным путём.
Общая разминка должна заканчиваться после начала потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В таком состоянии возрастает эластичность мышц и сухожилий, быстрота мышечных сокращений увеличивается, и «зажимы» мышц расслабляются. В то же время при повышении температуры тела более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов, и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения как головного мозга, так и рабочих мышц.
Дальше идёт специальная разминка, когда применяются, упражнения, специфичные для данного вида спорта, то есть в бильярде это будет та самая классическая разминка за столом, которую обычно выполняют спортсмены перед началом турнира. В такой разминке оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений.
Разминку проводят до достижения оптимального уровня возбуждения.
Оптимальный уровень возбуждения для каждого спортсмена индивидуален, его нужно выявить опытным путём, наблюдая за собой в процессе тренировок и турниров.
Все бильярдисты иногда испытывают состояние, которое мы называем «летит всё». В следующий раз в таком состоянии попробуйте проанализировать свои физиологические параметры (частота сердечных сокращений (ЧСС) и частота дыхания), чувства и мысли, ситуацию вокруг, что вы делали и как вели себя перед этим, ну например, ели ли что-то или наоборот, играете на пустой желудок. Несколько таких анализов помогут выделить факторы, способствующие достижению этого состояния. А дальше ваша задача научиться вызывать его искусственно, создавая вокруг себя те самые факторы.
Если же мы говорим о стрессе во время турнира в принципе, здесь можно провести такую аналогию: если ты на силовой тренировке поднимаешь только 40 кг., то, когда возникает необходимость поднять 100 кг., далеко не факт, что тебе это удастся.
Для того, чтобы легко перенести психическую напряженность во время турнира, эту психическую напряжен¬ность необходимо предусматривать в тренировочном процессе, чтобы реакция на стрессовую ситуацию включалась в стерео¬тип выученных действий.
То есть, грубо говоря, если вы хотите, например, не «плыть» от «исполнений», поставьте на тренировке у стола человека, который будет «исполнять» вам во время удара. При систематических тренировках в таких условиях, ваша помехоустойчивость значительно возрастёт.
К сожалению, нет волшебной палочки или заклинания, которое можно произнести и стать стрессоустойчивым. Это нужно тренировать и развивать также, как технику игру на бильярде.
Спасибо, Алина, за развернутый ответ!
Вадим Пешев
Ну и вопрос обратный :
Как раз еду на турнир (больше 3 т.км , самолеты , поезда ,авто) - приеду : море , пляж(спать некогда)) а придется играть)
Еду именно " на турнир" , но еще в начале пути мотивация начала испаряться , хотя настраивался ехать именно "на турнир".
Если серьезно - стал замечать за собой в последнее что значительно лучше начинаю "играть" только когда проигрываю несколько партий( а то и встреч), но из таких "петель" часто уже не выбираюсь. Способ мотивировать себя в других делах(почти всегда срабатывает) - злость. Но бильярд это для меня способ отвлечься от других дел и злиться сильно не получается, а когда получается -чаще всего уже поздно... в итоге пик "настроя на борьбу" - по дороге домой)
Да разумеется спасибо за рубрику.
P.S. Вопросы конечно бесплатные , но за толковые ответы считаю надо будет премировать ( с меня литр другой конфет)
Александр, здравствуйте.
То, о чём вы пишете, происходит из-за смещения фокуса внимания с турнира на отвлекающие факторы, не только на море и пляж, но и какие-то текущие бытовые дела. На основе информации, которую вы дали, я могу выдвинуть гипотезу, что происходит это из-за недостатка мотивации (Прошу учесть, что психологи не ставят диагнозы, мы только выдвигаем те или иные гипотезы, которые затем проверяются и либо подтверждаются, либо опровергаются. В ситуации текстовой консультации у меня, к сожалению, нет возможности проверить эту гипотезу, поэтому говорить о ней буду так, как будто она уже подтверждена).
Мотивация – одна из сложнейших тем в психологии, и не только спортивной.
В спортивной психологии, когда мы говорим о мотивации, мы рассматриваем и анализируем три блока: потребности (так как мотивация у нас возникает только тогда, когда мы испытываем потребность в чём-то), мотивы (побуждение к спортивной активности, к удовлетворению этой потребности через спорт) и цели спортивной деятельности.
Первые два блока, а иногда и третий, могут быть неосознанными, поэтому первое, что я сделала бы при очной консультации, совместно проанализировала и помогла бы вам осознать каждый из них.
После того, как вы подумаете и ответите себе на вопросы: «Зачем я еду на этот турнир?», «Что я хочу получить от процесса выступления и от результата?» и «Какую цель я для себя ставлю?», возможны два варианта.
Первый: вы поймёте, что едете на турнир для развлечения, чтобы развеять скуку и получить удовольствие. В таком случае в отсутствии фокусировки на турнире нет ничего плохого.
Второй: вы едете на турнир с какой-то конкретной, чёткой целью. Тогда осознание этого уже поможет удерживать хорошее выступление на турнире как доминирующий мотив.
Обратите внимание, я всегда настоятельно рекомендую клиентам проводить такую аналитическую работу письменно - это помогает достичь более глубокой осознанности.
Кстати, подобную вещь хорошо бы сделать не только применительно к турниру, но и ко всей спортивной деятельности в принципе, потому что очевидно, что в любительском спорте и профессиональном спорте совершенно разный подход ко всем аспектам развития спортсмена и к его психологии в частности.
Вообще, мотивация может быть рациональной и иррациональной, то есть эмоциональной. Вторая (так называемые «эмоциональные накачки»), на мой взгляд, приносит больше вреда, чем пользы, так как способствует предстартовому мандражу и приводит в итоге к срыву, а затем к эмоциональному выгоранию. Поэтому лучше использовать рациональную мотивацию. И тут всё индивидуально.
Для кого-то срабатывает мотив соперничества с другими, для кого-то – соперничества с собой, для кого-то здорового образа жизни и/или желания показать позитивный пример детям, для других спортивная деятельность может быть заменой какой-то патологической зависимости.
Я не могу сказать, что подойдёт именно вам, так как мы не работали над этим, могу лишь только «прописать» :)) рефлексию (осмысление своих собственных действий, чувств и причинно-следственных связей между ними).
Только после осознания всех трех блоков, о которых я говорила выше, можно понять, какую мотивационную программу лучше формировать именно вам.
По поводу второй части, прочитайте ответ на предыдущий вопрос, раздел про «предстартовую апатию». Вы используете злость как способ повышения возбуждения в нервной системе. Наш организм работает по принципу обратной связи, и искусственно вызывая у себя злость, на физиологическом уровне (не буду вдаваться в детали процесса, чтобы не грузить текст специфическими подробностями) вы активизируете процессы возбуждения в нервной системе для достижения состояния боевой готовности. Как это делать по-другому, без негативных эмоций, я уже рассказала в предыдущем комментарии.
Спасибо за вопрос и удачи в Словении, будем за вас болеть! :))
хороший должен получиться блог; жаль, не обо всём можно психолога публично спрашивать :)
сперва по поводу сказанного ранее: насколько с точки зрения психологии правильно формулировать цель на конкретный предстоящий турнир? Ведь это вносит дополнительную ответственность, которой и так немало, и вся она давит :) Помню, один наш титулованный спортсмен рассказывал, что со временем осознал, что ехать на турнир с четкой задачей "победить" или что-то в этом роде для него работает не в плюс, а в минус, и перестал задаваться такой целью.
А еще вопрос от меня такой: бывает, в ходе игры попадаешь в ситуацию, когда на ум приходят разные отрицательные мысли. Вроде "-4, уже не догнать", "снова проиграю за выход в олимпийку", "точно такой же удар дал мимо на прошлой неделе" и т.п. Какие средства борьбы с этим явлением можете предложить вы?
И если будет возможность, не могли бы вы охватить и более широкий вопрос, связанный с этим. Мысли не обязательно могут быть негативного характера, бывает, что они просто появляются в голове и мешают. То есть активна сознательная часть мозга, в то время как действия бильярдиста (на физическом уровне, т.е. выполнения) управляются подсознанием, и в том самом упомянутом вами ранее состоянии, называемом американцами dead stroke, игрок находится лишь тогда, когда его сознание выключено. Опять-таки, можете ли предложить метод, позволяющий этого добиться?
Да, Михаил, я помню, один наш титулованный спортсмен и мне это рассказывал в процессе интервью :) А в тот же день другой титулованный спортсмен, только из Украины, рассказывал, что он в обязательном порядке ставит себе цели на турнир :) Так что тут, конечно, все индивидуально и ситуативно.
Но, обратите внимание, выше речь шла о ситуации недостатка мотивации. При ее переизбытке, действительно, высокая цель на турнир может оказывать нежелательное давление и приводить к «перегоранию».
Вообще же, я придерживаюсь мнения, что ставить цели нужно и полезно. Просто это нужно делать правильно, разбивая цель на подпункты, планируя и просчитывая, как преодолеть каждый этап, и превращая таким образом достижение конечной цели в череду маленьких побед. Это снизит субъективную психологическую нагрузку от конечной цели. Например, в начале турнира цель – выйти в «олимпийку», затем – в топ-16, потом в восьмерку и т.д.
Вообще, есть целая область в лайфкоучинге, которая называется «Целеполагание», этому можно научиться.
Что касается отвлекающих негативных мыслей, средство борьбы с этим явлением я предлагала в последнем «Абрикосе». Но могу продублировать :) Здесь можно использовать переключение внимания на объекты, вызывающие положительные эмоциональные реакции. Наша психика работает по ассоциативному принципу. Например, у влюбленных пар есть так называемая «наша песня», под которую первый раз поцеловались или танцевали. И как только она звучит, сразу возникает ощущение ностальгии и всплывают приятные эмоции. Это пример спонтанно появившейся ассоциативной связи. Но их можно формировать и целенаправленно, путем «привязывания» к какому-то стимулу (песня, картина, какая-то вещь) позитивных и приятных воспоминаний. Вместо эмоций можно «привязать» словесные мотивирующие программы.
В последней части вашего вопроса речь, опять же, идёт о состоянии расконцентрации. Прочитайте, пожалуйста, пункт о концентрации внимания в ответе на вопрос Вадима Пешева http://www.llb.su/node/1316440#comment-75481 Если останутся вопросы, пишите :)
PS Не обязательно спрашивать публично: выше наши с Софой профили, можно написать личное письмо :)
Как избежать "звездной болезни", какие слова подобрать для ребенка?
Добрый день, Анна Владимировна!
И родители, и тренеры в силах помочь ребенку сформировать адекватную самооценку. При этом нужно понимать, что то, что обычно называют «звездной болезнью», может быть на самом деле результатом низкой самооценки и неверия в свои силы. Следовательно, такие методы как «сбивание спеси», критика и постановка «на свое место» не работают, т.к. еще больше понижают веру в себя, и как защиту ребенок все чаще использует свое «звездное» амплуа.
Перечислю несколько методов, которые могут помочь тренерам и родителям развить у ребенка адекватное представление о самом себе.
1. Оценивайте поведение, а не личность. Например: «Сегодня у тебя что-то с ударом», а не «Ты сегодня какой-то косой». То же самое с похвалой: вместо общих фраз типа: «Молодец», «Умница» - хвалите лучше за конкретное действие. Например: «Сейчас ты отлично рассчитал угол».
2. Предлагайте ребенку самому оценить свой уровень. Например: «Как ты оцениваешь свою игру сегодня по 10-бальной шкале?» Далее, спросите, что значит для него тот балл, который он себе поставил, и что помогло ему достичь этого уровня, а что мешало достичь более высокого.
3. Давайте правильную обратную связь. Есть правило, которое называется «Плюс и дельта». Сначала похвалите ребенка за то, что Вам понравилось в его игре («плюс»), а затем скажите, что могло бы быть лучше («дельта»). Например: «Мне очень нравится твоя собранность. Хотелось бы, чтобы удар был мощнее». Этот метод позволяет не зацикливаться на неудачах, а думать, как улучшить результат.
4. Сравнивайте уровень игры ребенка с его собственным уровнем, а не с тем, как играют его сверстники. Даже, если ребенок демонстрирует высокие способности, то ему все равно есть куда развиваться.
Подводя итог, похвала и критика должны быть за конкретные действия. Используйте конструктивную критику, но так, чтобы ребенок не фиксировался на своих неудачах, а искал пути для дальнейшего развития. Эти и другие техники можно будет рассмотреть более подробно и отработать на тренинге для тренеров, который мы с Алиной сейчас разрабатываем. Желаю успехов в воспитании подрастающего поколения!
Спасибо, девушки! Вы молодцы, очень интересно!
Добрый день- как избавиться от навязчивой мысли "сейчас не забью"? Забить 10 тыс раз и потом начну думать- конечно забью?
Сергей, здравствуйте!
К сожалению, не думаю, что даже 100000 забитых шаров гарантируют полную уверенность в результативности того или иного удара. Лучшее, что можно сделать для отвлечения от подобных навязчивых мыслей, - полная концентрация внимания на процессе.
Постарайтесь во время удара быть полностью сосредоточенным на прицельном шаре, битке и технике выполнения удара. Знаю, это непросто, для этого нужно уметь удерживать высокий уровень концентрации.
Наша изначальная способность удерживать концентрацию зависит от врождённых свойств нервной системы, но это не значит, что её нельзя натренировать. Существуют специальные упражнения на развитие этого свойства внимания (по ссылке можно скачать файл, в котором мы приводим некоторые из них).
Самое простое упражнение – следить за секундной стрелкой на часах в течение максимально возможного времени.
Главный принцип любого упражнения на концентрацию внимания – полная погруженность в наблюдение и волевое подавление всех побочных мыслительных процессов. Вам нужно научиться удерживать концентрацию и «чистоту» сознания достаточное для подготовки и выполнения удара время.
Остается вопрос с негативными мыслями вне игрового процесса (например, когда соперник у стола). Здесь все еще сложнее, ибо столь длительное время удерживать концентрацию внимания и «пустоту» в сознании просто невозможно.
Самый простой способ не «залипнуть» на мысленную «раскрутку» негативного сценария («вон, как он кладет, опять я проиграю, что ж так не везет» и т.п.) – переключение на несложную монотонную интеллектуальную деятельность.
Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, например, сколько дней вы живёте, или сколько чашек кофе выпиваете в месяц и т.п. Другой вариант: постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
Такая рациональная деятельность позволит вам переключить своё внимание с мыслей, продиктованных иррациональными эмоциями и страхами.
Есть также упражнение, которое называется «Инвентаризация». Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определённой последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”У этого бильярдного стола темно-коричневые ножки, на стене висит чёрно-белая фотография, бармен одет в жёлтую футболку” и т. д.
Эти упражнения помогают не только отвлечься от навязчивых мыслей, но и снизить психологическое напряжение во время матча.
Другой способ борьбы с отвлекающими негативными мыслями я предлагала в одном из выпусков «Абрикоса» и дублировала в ответе выше, Михаилу: можно использовать переключение внимания на объекты, вызывающие положительные эмоциональные реакции. Наша психика работает по ассоциативному принципу. Например, у влюбленных пар есть так называемая «наша песня», под которую первый раз поцеловались или танцевали. И как только она звучит, сразу возникает ощущение ностальгии и всплывают приятные эмоции. Это пример спонтанно появившейся ассоциативной связи. Но их можно формировать и целенаправленно, путем «привязывания» к какому-то стимулу (песня, картина, какая-то вещь, даже запах) позитивных и приятных воспоминаний. Вместо эмоций можно «привязать» словесные мотивирующие программы, которые настраивают вас на боевой лад.
Также вам может быть полезна информация о состоянии расконцентрации, которую я давала в ответе на вопрос Вадима Пешева http://www.llb.su/node/1316440#comment-75481
PS Прошу прощения за задержку с ответом: начало учебного года - очень напряжённое в рабочем плане время :)
а вообще все это нужно для самоутверждения и самореализации? победы и развитие
Публикую вопрос, который пришёл мне в личную почту, и свой ответ на него.
Алина, добрый день!
Увлекаюсь всякими разными интересными книгами. После прочтения Бёрна "Игры в которые играют люди. Задумался. Особенно о трех состояний каждого человека: ребенок, взрослый и родитель.
И понял, что я лично играю всегда в состоянии ребенка, как и многие из нас. Отсюда радость от каждого шара, искреннее переживания от незабитых шаров, жалобы, когда у соперника падает дурак и т.п.
А вот мой тренер играет в другом состоянии: взрослого или родителя. И только после сыгранного матча включает своего ребенка: начинает улыбаться, шутить, веселится. Правда после проигрыша он становится обиженным ребенком и это довольно тяжело. Но не в этом суть.
В итоге, пришёл к выводу, что действительно нужно просто раскачать своего внутреннего взрослого и не будет никаких проблем. Ведь взрослый всегда логично рассуждает, взрослый всегда собран и рационален.
Что может быть лучше для бильярдиста?
Попробовал, несколько партий отыграв в состоянии взрослого, четко его контролируя, осознал, что действительно уровень игры сразу пошёл вверх. Обыграл в чистую соперника, с которым всегда играл на равных.
Вообщем вопрос вот в чём. Насколько мои рассуждения верны, и какие есть способы "раскачки" своего внутреннего бильярдного взрослого?
Транзактный анализ Бёрна, хоть и является во многом популярной психологией, в целом весьма жизнеспособен. Ваши наблюдения абсолютно верны, правда, мне более симпатична терминология современного психодинамического подхода, где эго-состояние «взрослый» называется «менеджер» или «менеджер каждого дня».
«Менеджер» (или по Бёрну «взрослый») – эта та часть нашей личности, которая мыслит и реагирует рационально.
Рациональность - привычка проверять свои действия головой, логикой, обосновывать их соображениями эффективности и целесообразности, главная компетентность «менеджера». По сути, развивать в себе «менеджера» означает развивать в себе рациональность.
Соответственно, главными инструментами «прокачки» нашего «менеджера» являются осознанность, рефлексия и самоконтроль.
Тема развития «менеджера» просто гигантская, чтобы ее охватить, пришлось бы написать целую монографию. Попробую кратенько пробежаться по некоторым моментам.
Зачем нужно рефлексировать?
Осознание – это состояние, в котором человек понимает, что происходит в настоящем моменте. То есть не просто проживает его, реагируя эмоционально, а размышляет над всеми аспектами. Что произошло в данный момент? Какие это имеет для меня последствия? Что я почувствовал? Почему я почувствовал именно это? Что почувствовали другие участники ситуации? Какими мотивами они руководствовались? И т.д.
Рефлексия в чём-то сходный процесс — это обращение внимания на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление, например, личностных структур (ценности, интересы, мотивы), мышления, механизмов восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческих шаблонов и т. д.
Переведение своей психической жизни на осознанный уровень и рефлексия – первый шаг к развитию своей рациональности.
Иначе просто невозможно достичь самоконтроля и управлять своим поведением, ведь как можно управлять им, если вы не понимаете в полной мере, что на самом деле сейчас происходит?
Приведу жизненный пример: идет процесс совместного принятия решения с каким-то человеком. Он предлагает отличный, подходящий вам обоим вариант, но вам непреодолимо хочется ему отказать. Почему? Ведь решение, и в правду, идеальное. В данной ситуации, осознав свои эмоции, можно понять, например, что вам неприятен сам человек, его манера вести себя, или бесит исходящий от него запах, и вы неосознанно проецируете неприятие его как личности на предлагаемое им решение.
Да, на рефлексию уходит много времени. Но игра стоит свеч, ведь в дальнейшем способность быстро и качественно «препарировать» свои мысли и чувства, вычленять их иррациональность и пресекать их, позволит не только совершать разумные, рациональные поступки, но и избавляться от негативных эмоций и переживаний.
Об иррациональных установках
К сожалению, иррациональными бывают не только эмоции, но и мысли. Главным «врагом» рационального мышления являются так называемые «иррациональные установки».
Иррациональные установки представляют собой жесткие когнитивно-эмоциональные связи. Например, типичная установка подростка: «Я должен всем нравиться» - часто сохраняется многими взрослыми людьми.
Но откуда они вообще возникают?
По мере собственного развития каждый человек усваивает определенные правила. Их можно обозначить как формулы, программы или алгоритмы, посредством которых он пытается осмыслить действительность. Эти формулы (взгляды, позиции, установки) определяют, как человек объясняет происходящие с ним события и как к ним следует относиться. Из этих базисных правил формируется персональная матрица значений и смыслов, ориентирующая человека в происходящей действительности. Срабатывают подобные правила в момент осмысления ситуации и проявляют себя внутри психики в виде автоматических мыслей.
Автоматические мысли — это мысли, которые появляются спонтанно и запускаются обстоятельствами. Эти мысли возникают между событием и эмоциональными и поведенческими реакциями человека. Они воспринимаются без критики, как бесспорные, без проверки их логичности и реалистичности (подтвержденности фактами).
Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих из них лежат семейные правила. Например, мать говорит дочери: «Если ты не будешь хорошей девочкой, то мы с папой разлюбим тебя!». Девочка задумывается, повторяет услышанное вслух и про себя, а затем начинает говорить это себе регулярно и автоматически. Через некоторое время эта заповедь трансформируется в правило — «моя ценность зависит от того, что думают обо мне другие».
Типичная иррациональная установка спортсмена: «Я всегда должен побеждать» - не только повышает уровень эмоционального напряжения в процессе матча, но и травмирует в случае проигрыша, негативно влияя на самооценку.
Самые стрессовые установки - те, что направлены на окружение: то, что мне должны другие люди или окружение. То есть как другие люди должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать. Это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания. Естественно, что когда мы сталкиваемся с человеком, который поступает «по отношению ко мне не так, как должен», то уровень психоэмоционального возбуждения стремительно возрастает.
Чтобы обнаружить и избавится от иррациональных установок, проведите когнитивный самоанализ, задайте себе вопросы, которые помогут провести адекватную, несаморазрушающую и самосохраняющую оценку произошедшего:
• Что свидетельствует в пользу моей интерпретации?
• Откуда у меня такая информация? Какие объективные факты ее подтверждают?
• Что противоречит моей интерпретации?
• Существует ли альтернативное мнение? Как можно по-другому на это взглянуть?
• Какие преимущества и неудобства связаны с сохранением этого мнения? Какие могут быть последствия?
• Что я говорю или думаю сейчас такого, что заставляет меня переживать (тревожиться и т. п.)?
• Что я могу сделать, чтобы изменить свое состояние?
• Что от меня зависит, а что нет?
Итого
Таким образом, три основополагающих момента в развитии собственного «менеджера»:
• Перевести свою психическую жизнь на осознанный уровень;
• Находить и уничтожать у себя иррациональные установки;
• Тренировать самоконтроль эмоций и поведения.
Я не зря ушла так далеко в сторону от бильярда. Невозможно быть рациональным за игровым столом, если ты не умеешь быть рациональным в жизни. «Менеджер» должен работать почти 24 часа в сутки. Конечно, «выпускать» «ребёнка» иногда нужно, полностью «загноблять» его нельзя, но чтобы у «менеджера» был «карьерный рост», он должен «пахать» очень много :)
Применительно к бильярду, всё же главная компетенция - это эмоциональный самоконтроль. Во время игры не так важна рациональность, но вот осознанность может очень пригодиться, чтобы вовремя отследить подступающее состояние перевозбуждения нервной системы и, соответственно, подступающее чувство неконтролируемой эмоциональности.
Как я уже говорила, тема огромная. Если есть желание разобраться в ней подробнее, давайте делать это небольшими порциями, то есть, если хотите, задавайте вопросы, только более конкретные, не требующие написания материала, тянущего на научно-популярную книжку :))
Добрый день!
На самом деле советы оказались практически полезными ( без шуток , советов слышу тысячи , полезных советов -сотни , практически полезных - единицы))
Находясь постоянно по жизни в" возбужденном " ( работа , прочие "радости жизни"...)состоянии , приходя в бильярдную пытался это состояние погасить ,"успокоиться" - получалось не плохо "успокоиться" , а играть не очень)
Сейчас искусственно "медитировать" не пытаюсь , и сторонние "нервяки" являются отличными стимуляторами от апатии в игре ( вместе с рекомендованными выше физ. упражнениями ( иногда конечно и отвлекают , но чаще все таки помогают)).
Особенно понравилась идея про "адекватное представление..". Раньше после особенно "удачных" ударов, говорил себе "Ну я б... м.... и т.п.:-)".Сейчас "Ну я б... не очень хорошо ударил (вышел , отыгрался ). От этого одни плюсы :
- в зале меньше мата ;)
-сразу происходит постановка задачи на отработку конкретного элемента игры (кладка , выход ,отыгрыш , подготовка к удару) - как правило первая реакция на ошибку самая верная.
Своим коллегам тоже советую : то что "я м....." понятно уже не исправишь , ну и работать тут поэтому вроде не над чем - конкретные элементы игры улучшить проще:)
Александр, спасибо за отзыв, очень рады :)
Да это вам спасибо, хоть оно и не булькает) но надо уточнить -"какие конфеты вы пьете";-?)))
С удовольствием буду дальше следить за блогом и на практике подтверждать его полезность)
Добрый день. Блог отличный!
Имею и я вопрос. В снукере есть понятие - психология построения серии. Чувствую я , что именно здесь у меня максимальные проблемы. Попробуйте разобраться, что за зверь такой.
psychology of building breaks
Что-то ветка совсем затихла. Или Сергей Владимирович слишком серьезную задачу задал, или девушки совсем заняты основной работой. Просто очень полезный материал и хочется еще.
На вопрос Сергея Владимировича отвечу, как только появится возможность. В остальном, на данный момент ветку вынуждены закрыть. При желании возможны индивидуальные консультации, но в традиционном формате. Спасибо всем, кто проявил интерес к нашей рубрике)
Здравствуйте !! Хочу попасть на индивидуальную консультацию. Как это можно сделать,где,когда,и сколько стоит ?
Может ли бильярдист обойтись без психолога? И насколько это необходимо?